Грузооборот – основной показатель порта, он показывает общее количество грузов, которые прошли через причальный фронт за определенный промежуток времени (сутки, месяц, год), при наличии рейдовой перегрузки грузов с судна на судно, то это количество грузов также включается в грузооборот порта. Грузооборот имеет неоднородную структуру и большую неравномерность во времени.
Общий грузооборот делится:
1. ввоз и вывоз;
2. по видам плавания
· заграничное – экспорт и импорт;
· большой и малый каботаж.
3. по видам грузов.
Расчетный суточный грузооборот причалов определяется
, (1)
где Q сут – навигационный или годовой грузооборот причалов, т;
Тнав – продолжительность навигационного периода;
Кн – коэффициент неравномерности поступления и отправления груза в порт.
Район тяготения к порту – это территория, с которой экономически выгодно вывозить или ввозить грузы через данный порт. Он может находиться в непосредственной близости к порту, а может включать районы достаточно удаленные от порта. На это влияет размещение естественных ресурсов, промышленных предприятий, наличие искусственных и естественных путей сообщения.
Грузообороту порта, должна соответствовать пропускная способность порта.
Пропускная способность порта показывает, какое максимальное количество грузов может быть переработано в порту за определенный промежуток времени. Она определяет максимально возможный грузооборот и должна быть выше расчетного значения грузооборота.
Пропускная способность порта складывается из пропускных способностей причалов и определяется с учетом пропускных способностей всех подъездных путей, складов и оборудования, а также учитываются потери на простои флота, береговых сооружений и оборудования, которые должны быть минимальными.
Суточная пропускная способность причала определяется по формуле:
, (2)
где 24 – количество часов работы порта в сутки, ч;
Дч – чистая грузоподъемность судна при загрузке данным грузом, т;
aз – коэффициент использования чистой грузоподъемности судна;
t гр – время занятости причала выполнением грузовых работ при обработке судна, ч;
t п.ст. – время занятости причала под производственными стоянками судна, ч.
Время занятости причала под производственными стоянками, не совмещенными с грузовыми работами для расчетного типа судна, принимается как среднее время по году с учетом вида груза и грузовой операции
Судооборот – определяет размеры некоторых основных элементов порта. Годовой судооборот порта определяют отдельно для каждого груза с учетом размеров судов и коэффициента использования грузоподъемности
, (3)
где Qi – грузооборот по отдельному виду груза за определенный промежуток времени, т;
a – коэффициент использования грузоподъемности судов при перевозке соответствующего груза.
Величина судооборота – это показатель интенсивности работы порта.
Судоемкость – показывает, какое количество судов может быть размещено в порту единовременно
, (4)
где tni – время нахождения судна в порту;
nci – число судов;
a 1 i и a 2 i – коэффициенты соответственно месячной и суточной неравномерности захода судов в порт.
Пассажирооборот – характеризует пассажирские операции в порту и определяется суммарным количеством пассажиров отправленных и прибывших за определенное время.
Литература [4] стр. 21 – 22
Лекция № 3
Судоходные каналы
Искусственные водные пути, устроенные для подхода к портам или для соединения отдельно расположенных водных бассейнов, называются судоходными каналами.
Классификация каналов
По назначению
· Соединительные – это канал, связывающие бассейны двух морей, океанов и внутренних водоемов в общую транспортную систему, сокращая при этом протяженность морских путей (Суэцкий, Панамский, Керченский).
· Подходные каналы – связывают трассы естественных судоходных морских путей с акваториями и отдельными причалами портов, обеспечивая подход к ним для производства грузопассажирских операций. (С-Петербургский, Архпнгельский).
По способу устройства
· Открытые каналы – имеют свободное сообщение с внешней и внутренней акваториями из-за одинакового уровня воды. Они делятся на огражденные, не огражденные и комбинированные каналы.
– Не огражденный канал представляет собой выемку определенного профиля, устроенную по морскому дну, таким образом, устроено большинство подходных каналов.
– Огражденный канал защищен от воздействия волн и наносов искусственными сооружениями – дамбами, волноломами и молами.
– Комбинированный канал трасса канала имеет огражденные и не огражденные участки.
· Закрытые (шлюзованные) каналы – устраивают при наличии различных уровней воды в соединяемых бассейнах. Шлюзованными каналами являются Беломоро-Балтийский канал, Панамский канал.
3. По интенсивности судоходства каналы делятся на классы в зависимости от суточного судооборота
1 класс – более 5 судов
2 класс – от 2 до 5 судов
3 класс – менее 2 судов.
Параметры каналов
Основными параметрами каналов являются, трасса канала, размеры поперечного сечения и продольный профиль канала.
Трасса канала – это расположение продольной оси канала. Она зависит от топографии, рельефа местности, геологического строения участка строительства и гидрологических факторов (волнения и заносимости).
Лучшей трассой канала является, когда направление господствующего ветра, течения, волнения и потока наносов совпадают с направлением трассы.
Размеры поперечного сечения канала к ним относится глубина канала, ширина канала и уклон откосов канала.
Глубина канала определяется по формуле
, (5)
где Тс – осадка расчетного судна, м;
S Z – суммарный запас глубины, определяемый по нормам технологического проектирования (НТПМП).
Ширина канала определяется исходя, из ширины судна и дополнительного запаса, который устанавливается в зависимости от управляемости судна, интенсивности ветра и течения, степени размываемости откосов винтами судна.
При одностороннем движении судна ширина канала определяется
. (6)
При одностороннем движении судна ширина канала определяется
, (7)
где Вм и В’м – ширина маневровой полосы расчетного и встречного судов;
С1 – запас ширины между маневровой полосой и откосом прорези канала;
С – запас ширины между маневровыми полосами расходящихся судов;
D В – запас ширины, учитывающий заносимость откосов прорези канала.
Уклон откосов канала зависит от вида и состояния грунта и изменяется в пределах от 1:20 до 1:2.
Продольный профиль канала зависит от условий естественного режима и типа канала. Профиль дна должен обеспечивать судоходную глубину по всей трассе канала.
Литература [4] стр. 134 – 159.
Лекция № 4
Дата: 2019-11-01, просмотров: 671.