К ним относятся: глубины в порту, отметка портовой территории или отметка кордона, размеры акватории, длина причального фронта, размеры территории.
Глубины в порту
Для обеспечения безопасного передвижения судна, стоянки на акватории порта и на подходах к порту необходимо между днищем судна и дном водоема иметь определенные запасы. Запасы устанавливают в зависимости от типа судна, его размерений, скорости перемещения, дифферента при погрузке и движении.
Глубина в порту определяется по формуле
, (8)
где Нн – навигационная глубина в порту, м;
Z 4 – запас глубины на отложение наносов, м.
Этот запас учитывается на акватории порта и на подходах к порту подверженному заносимости.
Навигационная глубина определяется
, (9)
где Тс – осадка расчетного судна в грузу, м;
Z 1 – навигационный запас под килем судна, м;
Z 2 – запас глубины на волну, м;
Z 3 – скоростной запас глубины на увеличение осадки судна при движении, м;
Z 0 – запас на крен, м.
Навигационный запас под килем судна обеспечивает возможность перемещения судна с небольшой скоростью и исключает опасность потери судном управляемости и ударов днища судна о неровности дна.
Запас глубины на волну определяется по формуле
, (10)
где h – расчетное значение высоты волны для рассматриваемого участка порта, м.
Если Z 2 получает отрицательное значение, то этим запасом пренебрегают, следовательно, Z 2 = 0.
Скоростной запас глубины на увеличение осадки судна при его движении. При движении судно получает дифферент на корму, что приводит к увеличению осадки судна по сравнению с расчетной, установленной для судна находящегося в покое и определяется в зависимости от скорости движения и длины судна по выражению
, (11)
где К – безразмерный коэффициент принимаемый в зависимости от длины судна по табл.1
Таблица 1
Lc | Менее 85 м | 85¸125 м | 125¸165 м | 165¸225 м | 225¸300 |
К | 0,017 | 0,022 | 0,027 | 0,033 | 0,035 |
Запас на крен учитывает крен судна при неравномерности укладки грузов в суда и определяется от типа судна.
Отметка портовой территории или отметка кордона
Отметка портовой территории или отметка кордона над отсчетным уровнем воды в водоеме является одной из важнейщих характеристик порта.
Нуль глубин – это самый низкий уровень воды, который устанавливается исторически и служит для отсчета различных уровней.
Отсчетный уровень для отсчета глубин в порту назначается в пределах 98% ¸ 99,8% обеспеченности по НТПМП.
Кордон – это передняя вертикальная плоскость причального сооружения, проходящая через переднюю кромку причала.
Линия кордона – это линия пересечения кордона с территорией причала.
Требования, предъявляемые для назначения отметки кордона
1. Не затопляемость территории порта в период стояния высоких уровней воды.
2. Незатопляемость подземных коммуникаций – галерей с трубопроводами, силовыми и осветительными кабелями.
3. Для удобства производства перегрузочных работ и нормальной работы наземных транспортных средств.
Отметка портовой территории для всей прикордонной зоны принимается одинаковой, это обеспечивает простую прокладку железнодорожной колеи на причалах и легкую транспортную связь между причалами.
В морских портах отметку портовой территории назначают по НТПМП, исходя из основной и поверочной нормы.
Поверочная норма – устанавливает возвышение верха причала, обеспечивающее не затопляемость территории порта.
Основная норма – обеспечивает удовлетворение остальных требований, указанных выше.
За расчетную отметку принимают наибольшее значение, полученное по этим двум нормам.
Литература [4] стр. 73 – 76.
Лекция № 5
Акватория порта
Размеры акватории порта должны обеспечивать безопасный вход в порт, маневрирование и подход судов к причалу, удобную и безопасную стоянку судов и удобную работу портофлота.
Входной рейд. На входном рейде судно совершает различные маневры: гашение инерции, разворот собственными средствами, отдачу якоря и производит временную аварийную остановку.
Маневровая акватория (рис. 2) входного рейда в плане имеем очертание круга диаметром D.
– длина прямолинейного участка в пределах входного рейда от ворот порта до начала поворота.
– радиус сопряжения прямолинейного участка с разворотным кругом.
Границы маневровой акватории располагаются от оградительных и других сооружений на расстоянии не менее 2Вс.
Где Lc – длина расчетного судна, м.
Bc – ширина расчетного судна, м.
Рис. 2. Маневровая акватория.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 329.