Лекция 6. Автоматизированное проектирование технологии сборочно-сварочного производства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование последовательности сборки и сварки конструкции:

После завершения анализа конструкторской документации первым и важным этапом разработки технологии изготовления свар­ной конструкции является ее деление на сборочные единицы. При этом за­кладываются основы всей последующей технологии, по которой отдельные узлы будут изготовляться последовательно (или параллельно) на отдельных рабочих местах с использованием соответствующих сборочно-сварочных приспособлений, оснастки и сварочного оборудования. В принятии решений имеется большая доля творческой составляющей, и, как правило, наиболее квалифицированные технологи могут предложить рациональную схему ор­ганизации изготовления конструкции. При этом учитывается много факто­ров, связанных с конструктивными особенностями изделия, серийностью производства, а также возможности максимального использования уже су­ществующих приспособлений, сроков, отведенных на подготовку производ­ства и др. Процесс формирования структуры сборки не должен выполняться в автоматическом режиме, а интерактивные технологии призваны обеспе­чить высокое быстродействие выполнения всех операций и исключение всех возможных технических ошибок. Более того, уже в процессе разработки технологии часто возникает необходимость изменения принятой первона­чально последовательности выполнения сборочно-сварочных операций. Это может быть связано с возникающими трудностями сборки, точного базиро­вания заготовок, ограниченной доступностью сварных швов, с необходимо­стью выделения дополнительных сборочных узлов для уменьшения техно­логического времени и синхронизации ритма работы оборудования поточ­ных или автоматических технологических линий.

В случае изменения порядка сборки и сварки узлов при частично уже разработанной и сформированной технологии, и особенно если такие изме­нения произошли в завершающей стадии работы, сформированные блоки технологического процесса, непосредственно не затронутые изменениями, должны сохраниться и не переформировываться вновь. Достигается это специальной системой привязки данных технологии к структуре сборочных единиц.

Технически разработку последовательности сборки и сварки конст­рукции удобно выполнять путем видоизменения (редактирования) исходной структуры — структуры конструкторской документации. В качестве приме­ра для пояснения технологии формирования последовательности выполне­ния сборочно-сварочных операций воспользуемся уже рассмотренной кон­струкцией переходника. Если в конструкторской документации на это изделие имеется только один сборочный чертеж, на ко­тором изображено все изделие, то автоматическая обработка данных конструкторской спе­цификации сформирует дерево ее структуры. Для упрощения схемы здесь пока не представ­лены сварные швы.

В случае если в конструк­торской документации на это изделие помимо основного сбо­рочного чертежа имеются от­дельные сборочные чертежи на цилиндр, диффузор, короб, то система автоматически сформи­рует структуру документации. Ес­тественно, ни первая, ни вторая из автоматически сформирован­ных структур документации не обязана быть структурой про­цесса изготовления — структу­рой сборки конструкции в про­изводстве, хотя, как правило, конструктор при выполнении проекта определяет все отдель­ные сборочные элементы.

Рис.6.1 - Вариант структуры сборки изделия «переходник»,     включающий дополнительную технологическую сборку

Технолог уточняет и окончательно определяет структуру сборки.

Предположим, что в рассматриваемом примере процесс изготовления должен проходить так, как показано на рис.6.1. Можно видеть, что на окончательную сборку поступают три сварных узла: цилиндр, диффузор и короб, однако сам диффузор будет собираться и, возможно, свариваться не сразу из четырех отдельных деталей, а из двух одинаковых технологических подсборок.  При этом каждый из двух технологических сварных узлов будет включать в себя одну боковину правую и одну боковину левую, свариваемые швом № 2.    Два собранных и сваренных  технологических  узла должны

поступить на сборку и сварку одного диффузора, где будут выполнены два сварных шва № 3.

Для выполнения операций преобразования исходной структуры в структуру сборки в автоматизированной системе разработки тех­нологии имеется двухоконная экранная форма. Каждой позиции де­рева структуры в правом окне соответствуют ее характеристики в левом окне, причем разные для сборочных единиц, деталей и сварных швов. Для сборочно­го узла это номер спецификации, если он имеется, масса (в кг), количество та­ких элементов в сборке более высокого уровня и общее количество таких узлов во всей конструкции. Для отдельной детали помимо такого же на­бора данных дополнительно указана марка материала.

При необходимости выделения в выбранной сборке новой дополни­тельной сборочной единицы на экране (в дополнительном окне) следует ввести наименование вновь создаваемого технологического узла и предпо­лагаемое количество таких элементов. После ввода этой инфор­мации в схеме структуры появляется новая строка с данными созданного технологического узла и обновляются связи между всеми элементами. Для перемещения в эту новую сборку нужного количества деталей их наименования помечаются на схеме с помощью мыши. Выбранные детали отобра­жаются в окне.

После перемещения деталей измененная структура сразу видна на эк­ране, при этом оставшиеся детали сохраняются на своих местах и все коли­чественные и весовые характеристики всех элементов уже пересчитаны. Точно так же перемещаются в структуре любые сборочные единицы и свар­ные швы, причем технические ошибки исключены. Можно видеть, что изложенная процедура изменения структуры сборки конструкции на­поминает работу программы «про­водник» в Windows, с дополни­тельным анализом количествен­ных показателей в многоуровне­вой системе. Следует заметить, что происшедшие изменения при редактировании структуры сопро­вождаются существенным обнов­лением связей в оперативной базе данных и, как будет показано да­лее, это касается не только сбо­рочных единиц, деталей и сварных швов, но и блоков технологиче­ских процессов, «привязанных» к своим сборкам.

Представленный процесс объединения и переноса деталей с образованием новой сборочной единицы или перемещение дета­лей в другие уже существующие сборки может выполняться и в об­ратном направлении, когда от­дельные сборочные узлы могут быть ликвидированы полностью, их детали или узлы войдут в со­став других элементов. Разработанная тех­нологами структура сборки корпу­са барабана шахтной мельницы массой свыше 13 т выполнена при­менительно к единичному произ­водству изделия с использованием преимущественно ручной и полу­автоматической сварки.

Наличие структуры сборки сварной конструкции позволяет присту­пить к формированию технологических процессов изготовления отдельных сборочных единиц, однако это возможно только для тех сборок, в которые входят одни детали или детали и сборочные единицы, для которых техноло­гический процесс уже сформирован.

Формирование маршрутной и операционной технологии изготовления отдельной сборочной единицы, ч.1

Спецификой сварочной технологии является большой объем и разно­образие данных по каждому сварному шву и часто большое количество сварных швов в сварной конструкции или в узле.

Естественно, как это уже отмечалось ранее, для работы автомати­зированной системы разработки сварочной технологии необходим пол­ный объем всех данных о швах как по каждому отличающемуся шву (кроме его длины), так и по количеству одинаковых швов. Однако если по деталям и сборочным единицам исходные данные имеются в конст­рукторской спецификации, то данные о сварных швах собирать техниче­ски сложнее.

Часть этих данных имеется на чертежах. Здесь уместно обратить вни­мание на тот факт, что все основные принципиальные решения по сварным швам принимает не технолог, а конструктор — проектировщик изделия. Именно он выполняет расчеты на прочность и единолично несет полную ответственность за сварную конструкцию. Конструктор определяет метод сварки, тип соединения, сечение шва, разделку кромок, необходимость за­чистки и другие параметры, способ сварки — ручная, ав­томатическая.

Все эти принятые конструктором решения поступают к технологам и контролерам из данных на обозначениях сварных швов на чертежах. При­меры обозначений сварных швов по ГОСТ 2.312—90 показаны в табл. 6.1.

Таблица 6.1 - Примеры условных обозначений сварных швов

Таблица 6.2 - Условные обозначения сварных соединений

 

Структура данных в обозначениях сварных швов содержит:

• обозначение метода и способа сварки (например, автоматическая дуговая сварка в углекислом газе);

• размеры катетов угловых швов;

• длины участков прерывистых швов;

• дополнительную информацию для технологов, отображаемую с по­мощью условных обозначений, показанных в табл. 6.2.

Данные стандарты на типы и конструктивные элементы сварных соеди­нений устанавливают геометрию разделки свариваемых кромок, размеры и до­пустимые отклонения на сборку стыка (эти параметры будут проверяться контролером перед выполнением сварки стыка), а также контролируемые размеры геометрии готового шва. Пример данных стандарта на сварку в за­щитных газах для стыкового шва типа СП приведен в табл. 6.3.

 

 

Таблица 6.3 - Вид соединения и шва СИ

Из нее сле­дует, что для конкретной толщины свариваемого металла, которая указыва­ется в сборочном или деталировочном чертеже, имеются данные, необходи­мые для формирования технологии сборочно-сварочных операций.

Весь процесс формирования и обработки данных по каждому сварно­му шву можно представить в виде структурной схемы (рис. 6.2). Первые два этапа — это формирование данных, определяемых конструктором, по­следующие этапы связаны с работой и решениями технологов.

 

 

Рисунок 6.2 - Этапы формирования технологической документации

Пример конкретного набора данных по одному сварному шву приве­ден в табл. 5.4, из которой следует, что по каждому сварному шву необхо­димо в процессе разработки технологии из разных источников собрать большой объем данных. Необходимо отметить, что представленных в этой таблице данных достаточно для формирования технологии сварки, но не достаточно для разработки технологии сборки под сварку, поскольку для этого надо знать массы и габариты сварных узлов.

Таблица 6.4 - Сведения о сварном шве для операции сборки и сварки

 

Полный объем данных по сварным швам для сварного узла или свар­ной конструкции можно условно представить как некоторый массив запи­сей, в котором каждая строка содержит информацию по одному шву и коли­чество записей соответствует количеству сварных швов. Подготовка данных и заполнение полей такой базы — основная и наиболее трудоемкая часть любой САПР.

Лекция 7. Содержание работ и структура автоматизированной системы проектирования

Применение роботов в сварочном производстве — путь эффективного решения проблем автоматизации сварочных операций. Прежде всего это связано с повышением качества выполнения работ, недоступного ручным технологиям. Понятны очевидные и весомые достоинства роботизирован­ной сварки:

• высокая точность перемещений сварочного инструмента и траектории наложения сварных швов;

• высокая точность поддержания всех технологических параметров сварки;

• «неутомляемость» и способность работать круглые сутки.

По сравнению с другими путями автоматизации сварочных работ, та­кими, как применение автоматических многоточечных машин в контактной сварке, сварочных автоматов и автоматических установок при дуговой свар­ке или термическом резании, идея роботизации выгодно отличается гибко­стью переналадки оборудования и технологии, в том числе и возможностью постоянного изменения программ при последовательной сварке весьма раз­личных изделий.

Недостатки идеи роботизации сварочных технологий также имеются, и в большинстве практических случаев они делают нереальной нарисован­ную выше идиллическую картину. Эти недостатки прежде всего связаны с чрезвычайно высокой стоимостью сварочных роботов для дуговой и кон­тактной сварки и другого оборудования, необходимого для их успешной работы в составе сварочных роботизированных технологических комплек­сов (РТК). Это управляемые двух- и трехстепенные манипуляторы изделий, гораздо более дорогой сварочный инструмент. Для успешной работы сва­рочных РТК предъявляются существенно более высокие требования к сварочным горелкам для дуговой сварки в защитных газах, механизмам подачи сварочной проволоки, к самим сварочным проволокам, качеству их покры­тий, качеству намотки на катушки и т. д.

Другая группа проблем промышленного использования сварочной ро­бототехники связана с большими затратами средств и времени на подготов­ку роботизированного сварочного производства. К ним можно отнести бо­лее высокие требования к проектированию сварной конструкции, предна­значенной для изготовления с применением роботов, проектирование сборочно-сварочных приспособлений и сварочного инструмента, пригодных для работы в составе сварочных РТК для изготовления конкретного изде­лия. Много времени занимают программирование (обучение) сварочных роботов, оптимизация и синхронизация их работы применительно к жест­ким требованиям автоматических производственных линий.

Вместе с тем и первая, и, тем более, вторая группа проблем, препят­ствующих широкому использованию сварочной робототехники в отечест­венном сварочном производстве, может быть решена. Что касается чрез­мерно высокой стоимости сварочных роботов, то это связано с тем, что легкие роботы для дуговой сварки в России не производят. Роботы для контактной сварки производят по лицензии фирмы KUKA, но системы управления поставляются из-за рубежа. В настоящее время имеется воз­можность организовать на отечественных заводах серийное производство легких сварочных роботов для дуговой сварки, термического резания, ок­раски. Разработаны и отечественные недорогие версии систем управления роботами, реализованные с использованием массовых и дешевых плат персональных компьютеров и работающие под управлением универсаль­ных операционных систем.

Проблема резкого сокращения стоимости и сроков конструктивно-технологической подготовки роботизированного производства успешно ре­шается за счет возможного широкого применения рассматриваемых ниже систем компьютерного проектирования и моделирования работы РТК. Та­кие системы давно и широко применяются за рубежом, имеется успешный опыт их использования и на крупных отечественных заводах.

Возможность и необходимость широкого применения роботизирован­ных сварочных технологий подтверждается опытом автомобильной про­мышленности, в которой сварочные роботы контактной сварки составляют основу кузовного производства. Многие сотни таких роботизированных ра­бочих мест имеются на каждом автомобильном заводе.

В роботизации дуговой сварки успехи гораздо более скромные, одна­ко неожиданно появилось понимание того, что, как ни странно, многие сварные конструкции сегодня вообще не могут быть изготовлены иначе, чем с применением роботизированной дуговой сварки. Ранее некоторые конструкции могли быть изготовлены с использованием ручной (или полу­автоматической) сварки. При постоянном повышении требований точности размеров,  стабильные сварочные деформации, обусловленные большим ко­личеством сварных швов в принципе не могут быть обеспечены при работе сварщиков-ручников. В гл. 8 показано, что по сравнению с ручной сваркой роботизированные сварочные технологии позволяют многократно умень­шить разброс размеров сварных конструкций.

Основным потребителем промышленных роботов в настоящее время является автомобильная промышленность, где они преимущественно ис­пользуются для точечной контактной (около 80 %) и дуговой сварки. Усло­вия жесткой конкуренции требуют от производителей как повышения каче­ства продукции, снижения ее себестоимости, так и сокращения сроков под­готовки производства. В связи с этим в автомобилестроении широкое распространение получают универсальные и специализированные САПР, которые позволяют связать воедино и автоматизировать процесс разработки конструкции, подготовку производства и само производство. Благодаря этому на ведущих автомобильных фирмах сроки освоения новой модели (от дизайнерской модели до выпуска с конвейера) сократились до одного года — полутора лет.

При традиционном проектировании роботизированных производств, когда указанные САПР не используются, наибольшие затраты связаны с уст­ранением ошибок в расположении роботов. Обычно такие ошибки выявляются уже после того, как оборудование изготовлено в металле. При этом оказыва­ется, что некоторые точки (швы) являются недоступными для сварки вследст­вие столкновений технологического инструмента с деталью либо недостижи­мыми (при требуемой ориентации инструмента) в связи с ограничениями рабо­чего пространства робота. Поэтому в некоторых руководствах по проектированию РТК сварки рекомендуется предусмотреть целую сетку кре­пежных отверстий для основания робота, что позволяет корректировать его расположение на фундаменте при наладке.

Большой трудоемкостью характеризуется и процесс программирова­ния РТК, при котором технологические операции представляются в виде последовательности движений робота и позиционера. Обычно каждое эле­ментарное движение определяется как переход из одной опорной точки тра­ектории в другую. Опорные точки задаются шестью параметрами (три де­картовы координаты и три угла ориентации либо шесть координат звеньев). Для каждого участка траектории задаются также способ интерполяции (ли­нейная или круговая в системе координат звеньев) и максимальные значе­ния скорости и ускорения. Кроме того, в программу включаются команды управления технологическим инструментом и команды, определяющие спо­соб сопряжения соседних участков траектории. При подготовке управляю­щих программ для РТК используют два основных метода — ручное обуче­ние и автономное программирование. В первом случае подготовка програм­мы производится непосредственно на РТК, в режиме on-line: оператор при помощи пульта управления или задающей рукоятки последовательно пере­водит робот из одной опорной точки в другую, записывая в каждой из них информацию о координатах и выполняемых действиях. Во втором случае программа создается без использования робота (в режиме off-line), а коорди­наты опорных точек рассчитываются по чертежу или математической модели.

Программирование путем обучения на уже установленном оборудова­нии дает удовлетворительные результаты лишь в условиях массового про­изводства и при обработке простых деталей. Для сложных деталей, таких, как сложная рама автомобиля, время программирования может достигать нескольких месяцев. В некоторых случаях, например при роботизированной сварке седлообразных патрубков, ручное обучение вовсе не позволяет дос­тичь требуемого качества технологического процесса. Поэтому более пер­спективным является off-line-программирование, к числу достоинств кото­рого относится возможность подготовки управляющих программ в процессе проектирования технологических линий (задолго до того, когда роботы бу­дут установлены в цехе) либо в процессе производства другой детали без остановки РТК (при смене выпускаемого изделия). Однако off-line-программирование требует решения ряда новых задач, которые не возникают при ручном обучении. К их числу относится обеспечение адекватности матема­тических моделей, которая достигается путем калибровки — точной доводки сгенерированной компьютером программы непосредственно на цеховом производственном оборудовании.

Простейшая система off-line-программирования представляет собой автономный модуль, включающий средства графического моделирования, текстовый редактор и средства передачи управляющих программ роботу. Но наибольшая эффективность от применения таких систем достигается при их интеграции с САПР технологической подготовки производства. Поэтому большинство специализированных САПР РТК обеспечивает и off-line-программирование.

 Постепенно системы прошли эволюцию от исследовательских пакетов, ориентированных на решение уникальных задач (например, моделирования копирующего манипулятора космического корабля Space Shuttle), до промышленных специализированных САПР, учи­тывающих особенности конкретных технологических процессов сварки, ок­раски, резания и т. д.

Типовой алгоритм работы технолога в рассматриваемой САПР ТП сварки включает следующие действия:

1. Выбрать из библиотеки требуемый конструкторско-технологический элемент (КТЭ) сварного шва.

2. Уточнить параметры КТЭ и автоматически получить план его обработки (фрагмент техпроцесса в виде последовательности операций и переходов с указанием средств технологического оснащения).

3. Поместить полученный фрагмент в техпроцесс.

4. Для основных переходов сварки получить в автоматизированном режиме информацию по сварочным материалам (включая нормы расхода), режимам сварки, нормы основного времени и др. Разместить полученные данные в техпроцессе.

5. По окончании проектирования запустить процесс автоматического формирования комплекта технологической документации.

     Рис. 7.1. Диалоговое меню Системы расчета режимов сварки

Отметим, что в помощь технологу-сварщику предусмотрены вспомогательные сервисы, которые позволяют вычислить количество участков при прерывистой сварке (прихватке), площадь прерывистой наплавки, оперативно определить геометрические параметры из чертежа и применить их в технологических расчетах (например, длину сварного шва), назначить допуски угловых и линейных размеров. Для этого предназначена Система администрирования сварочных КТЭ и режимы сварки:

  • дуговая сварка покрытым электродом (рис. 7.1);
  • дуговая сварка в углекислом газе сплошной проволокой;
  • дуговая сварка в инертных газах неплавящимся электродом с присадочным металлом;
  • дуговая сварка в инертных газах неплавящимся электродом без присадочного металла;
  • дуговая сварка под флюсом;
  • электрошлаковая сварка.

В составе комплекса программных продуктов АСКОН (САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ, ЛОЦМАН:PLM, КОМПАС-3D и др.) обеспечивается полномасштабная автоматизация работ по виду производства «Сварка» в контексте технологической подготовки производства. Различными компонентами комплекса закрываются следующие задачи:

  • автоматизация проектирования техпроцессов сварки;
  • автоматическое формирование комплектов технологической документации по виду производства «Сварка» (согласно ГОСТ, СТП);
  • формирование сводных ведомостей расхода сварочных материалов и других технологических норм (на узел, изделие, заказ и пр.);
  • ведение базы данных по режимам сварки;
  • ведение справочника технологических операций сварки;
  • ведение справочника сварочного оборудования;
  • ведение справочника материалов и сортаментов, применяемых на производстве (включая ведение физических характеристик материалов);
  • укрупненный расчет норм трудовых затрат на сварочные операции.

Таким образом, разработанные специалистами АСКОН методы и средства автоматизированного проектирования обеспечили возможность полномасштабной автоматизации работ в контексте технологической подготовки сварочного производства. Система расчета режимов сварки (в составе комплекса программных продуктов АСКОН) успешно внедрена и применяется инженерами-технологами на промышленных предприятиях Российской Федерации и стран СНГ.

На заводах России имеются инсталляции мощного пакета RobCad американской фирмы Technomatics Technologies, включающего в себя об­ширную, свыше 100 моделей, библиотеку роботов, развитые функции про­ектирования сварочного инструмента, сварочной оснастки, различных робо­тизированных комплексов. Большинство таких же функций поддерживает отечественная разработка — программный комплекс РОБОМАКС, различ­ные версии которого имеются на автомобильных заводах и на сварочных кафедрах ряда вузов. Знакомство с комплексом РОБОМАКС полезно для понимания возможностей мощных современных САПР, работающих на ос­нове графического моделирования динамики работы технологического обо­рудования. В связи с этим методику и технологию автоматизированного проектирования сварочных РТК рассмотрим на примере этого программно­го продукта, реализованного на платформах массовых моделей компьюте­ров в операционных средах Dos и Windows. Комплекс программных средств РОБОМАКС является инструментом для решения задач технологической подготовки сборочно-сварочного производства. Объектами РОБОМАКС являются РТК дуговой и точечной контактной сварки, а также линии точеч­ной контактной сварки.

В РОБОМАКС используются понятия «проектирование изображения» и «подготовка образа». Под «проектированием» понимается создание объ­емного изображения объекта и готовых изображений комплектующих дета­лей с дорисовкой недостающих элементов. «Подготовка» — это нанесение на уже созданное изображение дополнительной информации (например, сварных швов) и обработка графической информации, создание математи­ческого образа изделия, с которым ведется вся последующая работа систем. Подготовка образов всех элементов комплекса обязательна перед началом работы расчетных программ.

Комплекс программных средств построен из нескольких систем, объ­единенных идеей сквозного проектирования: на входе — исходные дан­ные и образы деталей, а на выходе — готовая документация проекта и управляющие программы работы оборудования.

                                                                             

 7.1 – Упрощенная схема взаимодействия систем применительно к контакт­ной точечной и дуговой сварке программного комплекса РОБОМАКС

Основной модуль — проектирование РТК — работает с базами дан­ных и библиотеками:

• сварочных роботов;

• управляемых манипуляторов изделия;

• сварочных клещей, горелок, резаков и другого инструмента;

• вспомогательных элементов окружения (например, ограждений, элементов оборудования, шкафов управления);

• специально подготовленных образов свариваемых конструкций, за­крепленных в сборочно-сварочных приспособлениях.

Подсистема, предназначенная для конструирования сварочной осна­стки и формирования моделей, входящая в программный комплекс. Подсистема «сварочный инструмент» предназначена для подготовки графических образов и формирования моделей сварочного инструмента, обеспечивающих доступность к зоне сварки и исключающих столкновения при заходе инструмента на свариваемый узел.

Подсистема «сварная конструкция» имеет целью создание образа сварного узла из образов поверхностей и деталей, импортированных из «внешнего» пакета (например, пакета CATIA). Детали собираются в узлы, наносятся сварные точки и швы и готовится математический образ. Однако возможна «сквозная» работа в среде AutoCAD с использованием пакета AutoSURF фирмы AutoDesk без импорта данных об образе сварного узла.

С использованием большого объема данных вспомогательных под­систем подсистема РТК предназначена для формирования компоновок сварочных постов. Она обеспечивает выбор модели робо­та, установку сварного узла вместе со сборочным приспособлением на манипулятор, определение взаимного положения манипулятора изделия относительно системы координат РТК. Вы­полняется трехмерное моделирование как объектов РТК, так и движений робота и манипулятора изделия со свариваемым узлом с учетом реально действующих ограничений, накладываемых сварочной технологией, осна­сткой, приводами подвижности робота и манипулятора. Подсистема обес­печивает интерактивную работу с роботом при его обучении в составе РТК. Управление роботом и манипулятором изделия в интерактивном режиме с графическим отображением их движе­ний является необходимым условием эффективной работы пользователя с системой как при компоновке РТК, так и при его программировании. Мо­делирование обучения робота позволяет запомнить все положения относительно сварного узла и включить их в технологическую программу. Отладка технологических программ производится здесь же с использова­нием идеальной модели РТК. Это облегчает и делает более эффективной работу технологов-программистов. Последующую калибровку таких про­грамм применительно к конкретному реальному технологическому ком­плексу осуществляют на основе небольшого числа измерений, проводи­мых с помощью самого робота на одном из сварных узлов.

Базы данных роботов и манипуляторов связаны со своими подсисте­мами создания образов и моделей оборудования с возможностью моделиро­вания и программирования его работы. При этом разработка моделей манипуляторов изделий и запись их в базу данных доступна пользователям системы, поскольку в лю­бом сварочном производстве, приходится разрабатывать или покупать большое их количество самых разнообразных типов. Создание об­разов роботов со всеми их реальными ограничениями и характеристиками, а также с возможностью программирования ввиду сложности этой работы остается за разработчиками системы.

Все подсистемы предназначены и для подготовки конструкторской документации путем преобразования отработанных объемных моделей в плоские проекции и доводки их до вида чертежей.

Структура комплекса РОБОМАКС состоит из комплекта каталогов, подкаталогов и файлов, управление которыми осуществляется с помощью меню и реализуется программами монитора. РОБОМАКС — корневой каталог комплекса. Подкаталоги:

главный системный................................ ….. SYSTEM

роботов .................................................. ….. ROBOT

собранных инструментов ..................... ……TOOL

манипуляторов изделия......................... …… POSITION

изделий................................................... …….WPIECE

сечений................................................... ……  SECTION

фурнитуры (неподвижных элементов) . ……  FURNITURE

прототипов приспособлений................. …… FIXPROTO

пиктограмм ........................................... ……. ICO

электродов сварочных клещей ............. …… ELECTROD

электрододержателей сварочных клещей HOLDER

удлинителей и вылетов сварочных клещей  STRETCH

переходников сварочных клещей......... ………TRANSIT

приводов сварочных клещей ............... ……... BODY

цилиндров сварочных клещей ............. ……... CYLINDER

сварных швов......................................... ……… SEAMS

проектов оснастки.................................. ……….FIXPROC

процессов (сведений о конкретной работе)……PROCESS

системы столкновений .......................... ……… IMAGE

В главном системном подкаталоге SYSTEM содержатся исполняемые программные модули, реализующие основные функции комплекса Робомакс. В подкаталогах SEAMS, WPIECE и TOOL содержатся файлы исход­ных данных сварных швов, математического образа изделия и инструмента для решения задачи столкновений, графические образы и слайды. В катало­ге IMAGE содержатся файлы подсистемы подготовки математических обра­зов для задачи анализа столкновений. В подкаталоге POSITIONER содер­жатся данные для создания моделей манипуляторов.

РОБОМАКС как система проектирования оборудования и оснастки сварочного производства и моделирования ее работы в составе рабочей ячейки обязана содержать прежде всего графические образы элементов и компонентов в сборе как основу моделирования. Информация о них пред­ставлена в различных форматах, и прежде всего 3D-изображениями (DWG-файлы).

Текстовая информация составляет базу данных. Она может использо­ваться в нескольких режимах: как справочная, как поисковая для выбора элемента и для практических расчетов различного характера. Очевидно, что такая информация в полном объеме разнородна, велика и зачастую избы­точна, способы ее представления разнообразны и она должна пополняться постепенно: по мере разработки ее отдельных модулей — разработчиками, во время практической работы — пользователями.

Виды сведений, содержащихся в базах данных:

• условные обозначения, включая габаритные контуры оборудования и оснащения (стрелки направления движения и усилия, упоры, вентили и точки подводки энергоносителей, проезд, тара, опоры и т. п.). Здесь содер­жатся сведения, используемые в различных схемах: планировках, схемах
базирования, картах контроля, разводках и т. п.;

• 3D-изображения элементов или единиц оборудования. Как правило, они выполняют при моделировании ту же функцию, что и контуры оборудования на неподвижных планировках, определяя габаритные размеры и расположение элемента, но в пространстве. Поэтому 3D-образы обычно имеют точные размеры, но упрощенную форму без подробностей. Здесь очень важно специально отметить, что система, как правило, создает весьма точные формы и размеры образов и работает с ними. Однако с целью эко­номии вычислительных ресурсов при моделировании движения трехмерных объектов на экране специально упроща­ются, тем самым обеспечивается возможность работы системы на менее мощных компьютерах и видеокартах;

• данные текстового или табличного типа (технические характеристи­ки элементов, режимы, нормы, экономические сведения и т. п.), используе­мые для выбора или расчета.

Функции базы данных:

• хранить сведения о стандартных машинах и элементах (покупных и местных стандартизованных), реально существующих независимо от данной системы;

• хранить справочную информацию пользователя для проведения проектирования, расчетов, а также заказа на поставку деталей и комплект­ного оборудования;

• накапливать результаты, полученные на разных этапах в сис­теме;

• содержать сведения графического,текстового и численного характе­ра;

• служить программным средством при проектировании для автома­тизации поиска необходимых элементов сварочной оснастки по одному или нескольким признакам;

• служить программным средством для автоматизации формирования массива исходных данных.

Каждому графическому образу элемента должны соответствовать его технические характеристики, чертежи и контуры элементов. Технические характеристики заполняются после создания 3D-образа элемента как поля данных определенных разделов и параметров. Режимы и нормативы имеют форму таблиц и необходимы при раз­личных расчетах (силовых характеристик, электрических параметров режи­мов, мощностей и сечений, нормировочных расходов и экономических сравнений).

Особенность «первичных» элементов подсистем инструмента и осна­стки (электроды, вылеты, блочки, платики, зажимы) заключается в том, что они представлены лишь графическими изображениями. Готовые компоненты (сварочные клещи, роботы, манипуляторы) уже подго­товлены как математические образы для работы программы анализа столк­новений.


Дата: 2019-11-01, просмотров: 267.