Бюджетная система, ее принципы функционирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовая система Российской Федерации включает в себя личные подсистемы. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относится госу­дарственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является, бюджетная система, которая состоит из сово­купности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и инсти­тутов.

С одной стороны, бюджет является основным зве­ном системы финансов как экономическая категория. С другой стороны, бюджет является конкретным Проявлением управленческой деятель­ности звеним финансовой системы в формах; консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно - форму практического использования финансовых отношений в форме законо­дательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет - это одновременно и экономическая категория, и со­вокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджет­ный) фонд.

Тесная взаимообусловленность бюджета и государства предоп­ределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом в общей совокупности финансовых отношений, и ограничивает их использование. Поэтому их называют бюджетными отношениями и этим они специфичны, Бюджетные отношения тесно связаны с обособлением части стоимо­сти совокупного общественного продукта и концентрацией ее в распо­ряжении общегосударственного органа управления. Качественная оп­ределенность бюджетных отношений характеризуется выполнением ими наиболее важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства:

используя бюджетные отношения, устанавливаются взаимосвязи государства со всеми хозяйствующими субъектами и в процессе пере­
распределения формируется централизованный денежный фонд, пред­назначенный для удовлетворения этих общегосударственных потребностей;

при помощи бюджетных отношений осуществляется процесс пере­
распределении денежных средств, сконцентрированных в централи­зованном денежном фонде общегосударственного органа управления,
между участниками воспроизводственного процесса, сферами обще­ственной деятельности;

посредством бюджета приводится большинство мероприятий по го­сударственному регулированию экономики, и он является инструмен­том осуществления государственной финансовой политики;

так как в бюджете отражаются все экономические процессы и нахо­дят свое конкретное выражение все основные финансовые инструменты (налоги, расходы, займы), его можно назвать основным финансовым планом государства (росписью доходов и расходов го­сударства).

Бюджету, таким образом, присущи отличительные при­знаки финансовой категории: - это система экономических денежных отношений;

объект перераспределения является финансовым;

он имеет специфическое общественное значение;

предназначение и движение денежных потоков осуществляет обще­государственный орган управления;

это основной финансовый план государства (роспись доходов и рас­ходов);

это составная часть проведения государственной финансовой поли­тики и управления ею.

Бюджетные отношения выражают отношения по распределению совокупного общественного продукт и перераспределения, главным образом, национального дохода. Они формируют основной централи­зованный общегосударственный фонд денежных средств и ею структу­ру.

Бюджет как экономическая категория представляет собой си­стему экономических денежных отношений по поводу перераспределения совокуп­ного общественного продукта (главным образом, национального дохода).

В широком смысле слова бюджет - это система отношений, фор­мируемых общегосударственным органом управлении и обязатель­ных к исполнению.

Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях и заключается в:

- формировании денежных средств основного общегосударственно­го фонда (и ходе реализации этой функции обеспечиваются струк­тура, формы и методы аккумулирования к направлениям концен­трации части совокупного общественного продукта (национального дохода) и движения денежных потоков в бюджетной системе); использовании денежных средств основного общегосударствен­ного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - структура расходов, порядок, и последовательность);

-организация и осуществление контроля за формированием, дви­жением и использованием средств бюджетного фонда (использование денежных показателей позволяет анализировать, система­тизировать, выявлять тенденции и осуществлять наблюдение за соблюдением правил и норм, установленных законодательством).

Бюджет влияет на экономическую, социальную и политичес­кую стороны. Используя денежные средства бюджета на финансирование наиболее приоритетных сфер деятельности, важных нерента­бельных производств, бюджет играет большую роль и перераспреде­лении национального дохода между отраслями.

Федеральный бюджет — центральное, стратегическое звено бюд­жетной системы Российской Федерации. Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса разви­тия государства, рыночной экономики и открытого общества предопределяющее значение для реализации задач бюджетной политики име­ют параметры федерального бюджета — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.

Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ. Они включают налоговые до­ходы; неналоговые доходы; доходы федераль­ных целевых бюджетных фондов, безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включают: налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами, налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Неналоговые доходы включают: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности, доходы от продажи нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные санкции и возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы (дотации, субвенции, трансферты).

К доходам целевых бюджетных фондов относятся: фонд Министерства по атомной энергии и ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет

Определяющая характеристика параметров любого бюджета — структура его расходов. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

. средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физи­ческими и юридическими лицами по государственным или муници­пальным контрактам;

. трансфертов населению;

. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

. ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, воз­никших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или умень­шению бюджетных доходов;

. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налого­вых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз­даваемых юридических лиц;

. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам дру­гих уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджет­ным фондам;

кредитов и заимствований внутри страны за счет государствен­ных внешних заимствований;

. кредитов иностранным государствам;

.средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе го­сударственных или муниципальных гарантий.

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, ус­тановленными федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифи­цируются по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций — экономической, социальной, оборонной и др.

Бюджетная система РФ- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Функционирование бюджетной системы Российской Феде­рации основано на следующих основополагающих принципах:

1) единство бюджетной системы;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов разных уровней;

4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) сбалансированность бюджета;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7) общее покрытие расходов бюджета;

8) гласность;

9) достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законо­дательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерско­го учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюдже­тов, который означает:

• право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники фи­нансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обяза­тельном порядке и полном объеме. Все государственные и муници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму­лированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюд­жетов органы власти и получатели бюджетных средств должны ис­ходить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

8. Гласность бюджета предполагает: 1) обязательное опублико­вание в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполне­ния бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета — этот принцип обеспечивает на­дежность показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на финансирование определенных целей.




Лекция №18

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация является законодательно закреплен­ной группировкой доходов и расходов, источников покрытия де­фицита бюджетов но однородным признакам, используемой для составлении и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоста­вимость показателей бюджетов всех уровней.

Одновременно бюджетная классификация - это документ, по­зволяющий объединить все бюджеты в единый консолидированный бюджет.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской
Федерации.
Группы расходов, отражающих направление средств  на выполнение функции государства, разбиваются на разделы и
подразделы.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации.
Расходы группируются по экономическому призна­ку на текущие и капитальные. В состав текущих входят: трансферты населению, пенсии, оплата коммунальных услуг, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов. Капитальные расходы связаны с вложениями бюджетных средств в основные фонды. Они включают затраты на новое строительство, развитие действующих объектов, инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты, государственные гарантии инвесторам.

Ведомственная классификация расходов бюджетов Российской
Федерации
позволяет осуществить адресное выделение финансовых ресурсов, отражает распределение средств по конкретным министерствам и ведомствам.

Практическое использование бюджетных отношений для реа­лизации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т. е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд.р., или 2,5% ВВП. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая отражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности: кризисные явления в экономике;

неспособность правительства держать под контролем финансо­вую ситуацию в стране;

чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

милитаризация экономики в мирное время;

осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по равнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие эконо­мики существуют противоречивые мнения. Сторонники концеп­ции дефицитного финансирования бюджетных расходов счита­ют, что:

бюджетный дефицит не является деструктивным фактором; для состояния национальной экономики он не представляет  опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что сти­мулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою  очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефи­цита:

хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего эко­номического бремени на будущие поколения;

для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординар­ные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет счи­тался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных меропри­ятий, имеющих стабилизационную направленность.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономиче­ского цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протя­жении экономического цикла) и осуществлять антицикличес­кое воздействие на рыночные процессы.

Основная проблема, возникающая в ходе практической реа­лизации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Еще одна концепция связана с так называемой идеей функ­циональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбаланси­рованность экономики, а не бюджета. При этом достижение мак­роэкономической стабильности может сопровождаться как ус­тойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.

Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инно­вационному росту.

Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджет­ного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федераль­ного бюджета не может превышать суммарный объем бюджет­ных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

 





Лекция №19

Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.