Виды, функции и стадии правотворчества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа.

Наиболее ярким его проявлением является референдум – важнейший институт непосредственной демократии. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии с действующим российским законодательством в нашей стране могут проводиться три вида референдумов: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.).

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.).

Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Однако референдум – весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат. Проводиться ежемесячно или ежеквартально он не может. К тому же ему присущи и определенные недостатки (манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.).

2. Правотворчество государственных органов.

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.

3. Правотворчество должностных лиц.

В современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных и негосударственных организаций. Определение же должностного лица в ныне действующем уголовном законодательстве (примеч. 1 к ст. 285 УК РФ) имеет строго целевое назначение – определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо – это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных Сил, депутаты и т.д.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Правотворческий, и в частности законодательный процесс включает в себя ряд последовательных стадий.

1. Законодательная инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.

Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, Министерство внутренних дел РФ разработало проекты законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»; Министерство обороны РФ – проект Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; Генеральная прокуратура – проект Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и т.д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное согласование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных структур и должностных лиц. Закономерно поэтому, что наличие Федерального собрания как постоянно действующего органа (ч. 1 ст. 99 Конститу­
ции РФ) привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их деятельность, было бы также неправильным.

2. Обсуждение законопроекта. Происходит на сессии или заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Принимающие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.

3. Принятие закона. Происходит путем открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании – по палатам) за него проголосовали более половины членов палаты. Для принятия Федерального конституционного закона установлена более сложная процедура. Иногда по законопроектам проводят поименное голосование.

4. Опубликование (промульгация) закона. Официальная публикация – необходимое условие вступления в силу всякого закона. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания, которые официально опубликованы (ст. 15 Конституции РФ).

Официальными источниками (изданиями) опубликования нормативных правовых актов Федерального собрания, Президента, Правительства, решений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции и соответствии ей нормативных правовых актов высших органов власти и управления являются «Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации».

 

Тема 16. Юридическая техника (2 часа).


План

1. Понятие и признаки юридической техники, ее соотношение с юри­дической тактикой и технологией.

2. Правотворческая и правореализующая техника.

 

Понятие и признаки юридической техники,
ее соотношение с юридической тактикой и технологией

 

Вступление России в постсоветскую эпоху поставило правовую науку перед необходимостью переоценки ряда понятий и категорий, выработки новых методологических подходов. К числу таких понятий относится понятие «юридическая техника». Советская доктрина, как правило, исследовала данное понятие односторонне, поскольку исключала из своей проблематики юридико-технические вопросы частного права. Такой подход был основан на классовом (а по существу позитивистском) правопонимании, отвергнутом Конституцией РФ 1993 г. Закрепление в ней прав и свобод человека в качестве высшей ценности предполагает иной, чем прежде, арсенал (технических) средств их обеспечения и защиты. Актуальность исследования данной проблемы возрастает в связи с возрастанием роли частного права и появлением во многом новой сферы юридической практики и научных изысканий, в том числе в области юридической техники. В этих условиях ее дальнейшее углубленное исследование представляется весьма актуальным.

Отечественные (Д.А. Керимов, А.Ф. Черданцев, А.С. Пиголкин, Н.А. Вла­сенко и другие) и зарубежные (Р. Иеринг, А. Нашиц, В. Пешка, В. Штейнер и другие) авторы, исключая некоторые незначительные нюансы, под юридической техникой обычно понимают совокупность (систему) соответствующих средств, приемов, методов и правил подготовки и изложения правовых актов[40]. Причем нередко вся юридическая техника сводится к одной ее разновидности – правотворческой, а последняя – к законодательной технике.

Указанное выше понимание юридической техники является, на наш взгляд, не совсем точным, а главное бесперспективным в плане дальнейшего исследования данной проблемы и проблем, с ней связанных. Неясно, что же тогда следует понимать под юридической технологией. А без четкого уяснения природы данных юридических явлений трудно решать научные и практические вопросы, связанные с рациональной организацией и дальнейшим совершенствованием правотворчества и реализацией правовых актов, их юридической интерпретацией и систематизацией.

Применение термина «техника» к праву есть частный случай его использования в нетехнической сфере социальной жизни, в частности, в искусстве, соответствующих отраслях науки, в спорте и т.д. При этом в понятии «юридическая техника» термин «юридическая» является своего рода «привязкой», призванной очертить рамки применения понятия «техника». В этих условиях последнее должно иметь, как минимум, два значения: общее, или «сквозное», повсеместно приемлемое, и специальное, отражающее его специфику в конкретной сфере применения (праве, литературе, различных видах искусства и т.д.).

Определение понятия «техника» дают энциклопедические и толковые словари. Например в Большом энциклопедическом словаре «техника» определяется как совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека[41].

Толковый словарь английского языка Дж. Мюррея среди прочих значений понятия «техника» определяет его как формальную или механическую часть искусства. При этом отмечается многозначность данного понятия. Так, в нем выделяются технические аспекты, характеристики:

1) лица, искусного (skilled) в том или ином виде искусства или ремесла (subject);

2) искусно изготовленной вещи;

3) таких сфер человеческой деятельности, как наука, искусство, профессиональная деятельность либо род занятий[42].

Обращает на себя внимание подвижность понятия «техника», «технический», зависимость их от «угла зрения» на ту или иную проблему.

Понятие «техника» в его «узком» или специальном смысле добавляет к отмеченной многозначности и многоаспектности также характеристики той социальной сферы, в которой оно применяется. Так, в понятии «юридическая техника» могут преломляться: его типологические и доктринальные особенности, специфика формы и структуры права, а также взглядов отдельных авторов на юридическую технику и т.д. В итоге понятие «юридическая техника» приобретает все большую многозначность и подвижность, что крайне нежелательно, поскольку всякая научная категория должна иметь лишь одно значение. В самом деле, если техника есть некое средство удовлетворения потребностей, достижения тех или иных целей, то техникой в праве в зависимости от подхода могут быть как приемы подготовки и принятия совершенного закона, так и сам закон, как приемы толкования права, так и само право. В этой связи следует признать справедливость распространенного среди юристов романо-германского права афоризма: «Право обладает техникой и само является техникой». Иными словами, техника в данном случае выступает одновременно и как явление, внешнее по отношению к праву, и как синоним права.

Попытки преодолеть такое широкое понимание юридической техники предпринимали как отечественные, так и зарубежные авторы. С.С. Алексеев, например, считает, что по своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов.

Здесь, – продолжает автор, – можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, то есть машины, оборудование, а с другой – методы, приемы их использования, то есть технология. В области права, – считает он, – техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок [43].

Трудно согласиться с С.С. Алексеевым, во-первых, в том, что «способы изложения норм» и «система отсылок» составляют «правовую технологию». Это элементы юридической тактики. Да и слишком уж упрощенной представляется в целом природа юридической технологии. Во-вторых, вряд ли целесообразно соответствующие способы, приемы и методы юридической деятельности, то есть элементы юридической тактики, рассматривать в рамках юридической техники.

Дело в том, что в науке, в том числе и юридической, принято разграничивать понятия «средства» и «способы» деятельности. В качестве средств юридической практики выступают допустимые правом (законом) предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение ее целей и получение необходимых социальных, юридических и иных результатов. В своей совокупности средства и составляют юридическую технику (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную, следственную и т.п.), инструментальную часть любой юридической практики.

Условно они (средства) могут быть разделены на общесоциальные, специально-юридические и технические. К общесоциальным следует отнести язык (отечественный и иностранный), выражающие его звуки, части речи, знаки, языковые единицы (слова, словосочетания, существительные, глаголы, предложения, графические конструкции и т.п.), буквы, а также цифры, понятия, суждения, разнообразные социальные нормы (экономические, политические, этические, религиозные и др.) и т.д.

Специально-юридические средства – это юридические понятия и термины, конструкции, правовые предписания, акты и иные правовые явления, выработанные юридической наукой и практикой в процессе развития правовой системы общества.

В процессе подготовки, издания и опубликования правовых актов, уяснения и разъяснения правовых предписаний, их систематизации и реализации, накопления и хранения юридической информации широкое применение в настоящее время находят технические (приборы и инструменты) средства: множительная техника, компьютеры, оргтехника и т.п.

Таким образом, совокупность указанных выше средств, с помощью которых достигаются необходимые цели юридической практики, образует юридическую технику. Она бывает правотворческой и правоприменительной (правореализационной), интерпретационной и правосистематизирующей, судебной и следственной, прокурорской и т.п.

Юридическая техника является важнейшей частью юридической технологии. Последнюю можно понимать двояко.

Во-первых, юридическая технология – это основанный на определенных принципах, планах и прогнозах процесс подготовки, оформления и обнародования разнообразных правовых решений (актов), в ходе которого используются необходимые средства, приемы, способы и методы юридической деятельности.

Во-вторых, под юридической технологией понимается наука, система знаний о средствах, способах и методах наиболее эффективной и планомерной юридической практики, выявление экономических, политических, социальных, юридических и других закономерностей с целью определения и использования наиболее качественных и эффективных юридических действий и операций, требующих минимальных средств и методов, временных, людских и иных ресурсов в целом.

В состав современной юридической технологии, как справедливо считает В.Н. Карташов, входят:

а) система соответствующих средств (юридическая техника);

б) система приемов, способов и методов оптимальной юридической деятельности (тактика);

в) научно обоснованные принципы, долгосрочные планы, прогнозы и методы деятельности (юридическая стратегия);

г) сами действия и операции по разработке, принятию и обнародованию (опубликованию) правовых решений (актов);

д) процессуальные формы деятельности (юридические стадии, производства и режимы);

е) показатели, характеризующие качество и эффективность юридической деятельности, а также временные, финансовые и иные затраты на эту деятельность;

ж) соответствующие виды, формы, средства и методы контроля и надзора за законностью, качеством и эффективностью принимаемых юридических решений (актов)[44].

Рассмотренные выше понятия «юридическая техника» и «юридическая технология» позволяют уже в самом общем виде раскрыть сущность и природу каждого указанного явления, «стоящего» за соответствующим понятием, и определить соотношение между ними.


Дата: 2019-11-01, просмотров: 181.