Соотношение норм права и норм морали складывается из двух типов связи: взаимоподдержки, основанной на единстве и однонаправленности действия; конфликта, основанного на различиях и противоречиях.
Единство права и морали выражается в том, что:
– обе эти категории являются надстроечными;
– представляют собой разновидность социальных норм;
– опираются на единый политический фундамент;
– имеют один и тот же объект регулирования;
– основываются на свободе воли индивида;
– служат для упорядочения общественных отношений;
– являются показателями социального и культурного развития общества.
Различие права и морали проявляется в том, что:
– нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;
– нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;
– нормы права представляют собою более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;
– нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали «живут» в сознании людей;
– право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;
– право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является;
– мораль обладает более высоким уровнем требований, чем право.
Однонаправленность действия права и морали:
– право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений;
– их требования во многом совпадают;
– мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления;
– один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку – как правовую, так и моральную;
– право и мораль плодотворно сотрудничают в отправлении правосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции.
Противоречия между правом и моралью:
– нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается. (Известно, что фактический, незарегистрированный брак не влечет юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону – да, а согласно морали? И наоборот);
– право нечто запрещает, а мораль разрешает. (В советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие показания против родителей и близких родственников).
Право и корпоративные нормы
Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (партиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их членами. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует прежде всего иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (ст. 4, 6, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, «очерчивают» их рамки незыблемыми границами прав и свобод человека и гражданина.
Корпоративные нормы со своей стороны оказывают определяющее содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения своих представителей в избирательные комиссии. Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий.
Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, которая выражается в двух основных направлениях – взаимоподдержки и конфликта.
Право и религиозные нормы
Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут находиться в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем.
Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле.
Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством наряду с конституционными положениями регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.[29]
В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания – нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.
В-четвертых, надо иметь в виду, что существуют легальные и нелегальные религиозные организации. Церковь – особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет им иноверцев. В действительности, как подтверждает история, такие противопоставления, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (например японская религиозная секта Аум Сенрике), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.
Такого рода деятельность также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 251.