Для того, чтобы в огромном массиве нормативно-правовых актов своевременно находить необходимые нормы и другие источники, государственные органы, должностные лица, предприятия, организации и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены проводить работу по приведению нормативно-правовых актов в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых актов.
Систематизация нормативно-правовых актов – это их упорядочение, приведение в единую (более или менее сложную) систему.
Особенности систематизационной деятельности:
1) сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;
2) выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее;
3) подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих;
4) группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства вновь принятые нормативно-правовые акты, а также акты, сохраняющие свое значение.
Виды систематизации законодательства:
– учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности и поддержания нормативно-правового материала в контрольном состоянии (картотечный, журнальный, автоматизированный);
– инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их внутреннего содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.
Виды инкорпорации:
По субъекту:
– официальная – это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты;
– официозная (полуофициальная) – это утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами;
– неофициальная – это создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.
По способу упорядочения:
– предметная – нормативно-правовые акты располагаются по предмету регулирования;
– хронологическая – нормативно-правовые акты располагаются по времени их издания.
Виды инкорпорированных актов:
– сборник – инкорпорированное издание законов или иных нормативно-правовых актов;
– собрание – инкорпорированное издание нормативно-правовых актов высших органов государственной власти и управления;
– свод законов – собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения.
Кодификация – форма систематизации, при которой осуществляется значительная внутренняя обработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.
Виды кодификации:
– всеобщая – состоит в полной (сплошной) кодификации нормативного материала;
– комплексная – состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений;
– отраслевая – состоит в кодификации отдельных отраслей права;
– специальная – состоит в кодификации отдельных правовых институтов.
Виды кодификационных актов:
– основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права;
– кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений;
– положения – содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления;
– регламенты – содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.
Тема 18. Пробелы и коллизии в праве (2 часа).
План:
1. Понятие, признаки пробелов и коллизий в праве.
2. Способы разрешения пробелов и коллизий в праве.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 249.