Система права в большей мере связана с системой общественных отношений; система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности и целесообразности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кроме норм, законодательство включает призывы, декларации, указания на цели и мотивы издания норм права; система права включает в себя только нормы.

Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства.

Правовая система в отличие от системы права представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны (государства).

Она имеет следующую структуру:

система права;

система законодательства;

правовые институты и правовые учреждения (правотворческие
и правоприменительные);

правовые понятия, принципы, символы;

правовая политика, идеология, культура;


Юридическая практика.

В основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Кроме предмета и метода правового регулирования можно в качестве факультативного основания признать наличие основного источника (как правило кодифицированного) у каждой отрасли права.

Итак, предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, регулируемых правом.

Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регулирования, во многом зависящий от воли законодателя. И предмет, и метод правового регулирования имеют свои сложные структурные компоненты. В структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты; б) объекты регулирования общественных отношений; в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений. В структуре метода правового регулирования имеются следующие структурные компоненты: а) установление границ правового регулирования; б) закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов – участников отношений, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения;
г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений. Таким образом, под методом правового регулирования следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

Признаки, характеризующие метод правового регулирования:

– юридические факты, необходимые для возникновения правоотношений;

– юридическое положение участников правоотношений;

– характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними;

– виды санкций – государственно-принудительных мер за нарушение требований норм права и порядок их применения.

Методы правового регулирования:

– императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Характерен для уголовного, административного, финансового и других отраслей права. Имеет следующие особенности: жесткий характер регламентации поведения участников правоотношений; неравное положение участников правоотношения; наличие отношений власти и подчинения;

– диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предполагающий предоставление субъектам права альтернативного варианта поведения. Присущ прежде всего гражданскому праву. Имеет также ряд особенностей: относительная свобода поведения сторон; равное положение участников правоотношения; способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения;

– поощрительный способ воздействия, стимулирующий социально-полезное, активное поведение путем поощрений. Свойствен прежде всего трудовому праву, но также используется и в других отраслях права, например в административном праве;

– рекомендательный способ воздействия, предлагающий субъектам наиболее целесообразный вариант поведения. Используется государством при организации отношений с общественными организациями, фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.


Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.