В жизни общества и отдельной личности огромная роль принадлежит системе морально-этических категорий, ценностей, представлениям о нормах этики, порядочности, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование общественных мнений, их ориентация образуют необходимые условия для проведения социальной активности общества и личности. Социально-психологические методы управления – методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях.
Поскольку содержание духовной жизни общества отличается различными интересами, вкусами и взглядами разных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням: общество, коллектив, группа, личность.
На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти.
На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:
- оценку индивидуальных качеств работников;
- выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.
Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития социально-психологических методов управления практически однозначно характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат в коллективе.
Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ, методы управления коллективами и группами качественно различны.
Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников.
Весьма важен метод ориентирующих воздействий – создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.
В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному стимулированию, которое позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно взаимоувязано с материальным стимулированием. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.
Моральное стимулирование включает поощрение как коллектива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Многие поощрения активизируют процессы выделения отдельных работников и требуют особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.
Необходимо помнить, что моральное поощрение, не подкрепляемое материально, так же быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое подчеркнутым уважением коллектива и общества.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое управление?
2. Укажите основные законы управления.
3. Укажите основные принципы управления.
4. Что такое субъект управления и кто является субъектом управления?
5. Управленческие отношения, их виды.
6. Формальные и неформальные управленческие отношения.
7. Перечислите основные функции управления.
8. Цели, задачи и методы планирования.
9. Функция организации и в чем она заключается?
10. Понятие мотивации и схема мотивационного процесса.
11. Что такое стимулирование. Классификация стимулов.
12. Содержание функции координация.
13. Что такое регулирование?
14. Функции контроля и виды контроля.
15. Методы управления и их группировка.
16. Что такое экономические методы управления?
17. Что такое организационно-распорядительные методы управления?
18. Виды организационно-распорядительных методов управления.
19. Социально-психологические методы управления.
20. Уровни социально-психологических методов управления.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.