ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основные понятия теории управления
Управление как особый вид деятельности появилось много тысяч лет назад с появлением общественного разделения труда. Но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной. Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капитализма.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента.
Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике.
Можно выделить следующие виды управления:
- техническое – управление естественными и технологическими процессами;
- государственное – управление жизнью общества через различные государственные институты: правовую систему, различные органы власти;
- идеологическое – внедрение в сознание членов общества различных концепций и идеологий;
- негосударственное и неполитическое – движение в защиту окружающей среды, редких видов животных и растений;
- хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.
Выполнение основных функций управления называется процессом управления.
Процесс управления следует рассматривать как цикл управленческих действий, проходящих определенные фазы (этапы), которые можно определить как:
- с бор информации о состоянии управляемого объекта;
- первичная обработка и передача информации от управляемого объекта (управляемой системы) к субъекту управления (в управляющую систему);
- предоставление информации в удобном для восприятия виде должностным лицам и служащим в аппарате управления для первичного заключения о состоянии управляемого объекта;
- заключение о разработке некоего решения, принимаемое для изменения каких-либо показателей (параметров) в управляемой системе либо руководителем определенного уровня, либо традиционно, по заведенному порядку работ, либо как само собой разумеющееся исходя из положения дел на управляемом объекте;
- разработка вариантов управленческого решения, в том числе и с оптимизационными расчетами и предварительными предложениями о выборе наилучшего из них, сделанных по известным или специально выработанным критериям оптимальности, с предварительным расчетом планового эффекта от реализации данного решения;
- представление вариантов руководителю определенного уровня для окончательного выбора и принятия управленческого решения для достижения поставленной цели;
- организация выполнения принятого решения путем подготовки и выпуска определенных руководящих документов – приказов, распоряжений, указаний (в том числе устных) и др.;
- контроль исполнения принятого решения;
- сбор информации о новом состоянии управляемого объекта после реализации принятого решения;
- оценка эффективности принятого и реализованного решения;
- анализ информации о новом состоянии управляемого объекта – здесь заканчивается один управленческий цикл и начинается другой с прохождением всех отмеченных стадий.
Таким образом, под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата (рис. 2.1).
Воздействие – это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.
Рис. 2.1 Схема процесса управления
Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т.п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.
Субъект управления – это организация, учреждение и люди, осуществляющие процесс управления. Поэтому в каждой конкретной ситуации они могут выступать или как субъекты управления, или как объекты управления в зависимости от подчиненности. Так, директор электросетевого предприятия по отношению к начальнику РЭС (района электрических сетей) является субъектом управления, начальник РЭС – объектом управления. В то же время начальник РЭС является субъектом управления по отношению к своим подчиненным. В других условиях и управленческих связях директор предприятия выступает как объект управления по отношению к вышестоящему органу управления.
Когда мы говорим, что объектами управления являются процессы и системы, то имеем в виду, что управление осуществляется людьми, на которых направлено воздействие соответствующего субъекта управления.
Система субъектно-объектных отношений – основа построения системы управления.
Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру, содержание элементов системы и установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Поскольку управление совершается в рыночной среде, не следует забывать об экономических законах рынка, оказывающих явное или неявное влияние на все производственно-хозяйственные процессы. Среди законов управления наиболее известны следующие.
Закон единства, системы управления производством. Система должна быть построена таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму посторонние возмущающие воздействия на производственный процесс. Иными словами, один объект - один субъект управления.
Закон пропорциональности производства и управления. Этот закон имеет три аспекта:
- пропорциональность и соотносительность отдельных частей производства;
- пропорциональное построение системы управления в соответствии с установленными функциями и решаемыми задачами;
- пропорциональность (адекватность) управляемой и управляющей систем.
Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации управления. Центральный аппарат управления предприятием (заводоуправление), как и центральные органы власти в стране, не могут и не должны вмешиваться в детали производственного процесса. На местах управление должно проводиться руководителями соответствующего уровня компетенции, т.е. децентрализовано.
Закон участия трудящихся в управлении производством. Сейчас такой стимул появляется в виде мотивации труда, т.е. при участии трудящихся в собственности, прибылях и управлении.
В той или иной степени воплощением названных законов управления в конкретные направления деятельности являются принципы управления:
Принцип единства политики и экономики означает, с одной стороны, определение политических задач в развитии общества с учётом состояния экономики, а с другой – требование политического, законодательного обеспечения подъёма и развития национальной экономики.
Принцип научности управления имеет три аспекта:
- необходимость учёта в управлении взаимосвязи природных и общественных явлений;
- обязательность применения на практике научных положений теории управления;
- современные требования широкого применения в управлении экономико-математических методов и вычислительной техники.
Принцип демократического централизма означает необходимость полного учёта местных условий при централизованной выработке решений, а также делегирование существенной доли полномочий нижестоящим органам управления.
Принцип сочетания отраслевого и территориального управления так же, как и принцип демократического централизма, означает сегодня необходимость наряду с отраслевыми интересами в полной мере учитывать интересы регионов.
Принцип морального и материального стимулирования труда является проявлением закона непрерывного роста благосостояния трудящихся, а также выражением одного из законов управления – участия в управлении трудящихся.
Принцип планового ведения хозяйства отражает необходимость следования одному из фундаментальных законов экономики – закону планомерного, пропорционального развития.
Принцип ответственности, означающий:
- создание чёткой организационной структуры;
- тщательную-разработку положений о подразделениях в организационной структуре, положений о правах и обязанностях руководителей всех уровней, должностных инструкций на каждом рабочем, в том числе управленческом месте;
- установление точно определённой материальной ответственности подразделений и должностных лиц за упущения в работе;
- разработку положений о премировании и депремировании по совершенно чётко определяемым и легко проверяемым показателям и др.
Принцип правильного подбора и расстановки кадров, оптимальное кадровое обеспечение процессов производства и управления является непременным условием успешной производственно-хозяйственной деятельности.
Принцип экономичности и эффективности. Главным показателем положительных результатов производства и управления является прибыльность управляемого объекта предприятия, фирмы. Здесь также находит своё выражение один из основополагающих законов рыночной экономики – закон максимальной прибыли.
Принцип преемственности хозяйственных решений. Любое решение, принимаемое верхними эшелонами управления на предприятии (фирме), требует последующей расшифровки, детализации на других, более низких уровнях управления. Очевидно, если при этом преемственность нарушается, принятое решение не может быть выполнено достаточно хорошо, в полном объёме и в нужные сроки.
Осуществляя управление, участники этого процесса (субъекты и объекты управления) вступают друг с другом в управленческие отношения. Управленческие отношения существуют там, где есть управленческая деятельность.
Содержание управленческих отношений зависит от характера управленческого труда. Объективную основу управленческих отношений составляют общественные потребности в управлении.
Сторонами управленческих отношений являются субъект и объект управления и различные субъекты управления. Между ними осуществляется связь и взаимодействие:
- по вертикали между вышестоящими и нижестоящими ступенями управления;
- по горизонтали между обладающими равными правами звеньями управления.
Главной характеристикой иерархической структуры управленческих отношений по вертикали являются отношения субординации, т.е. прямая и обязательная подчиненность низшего уровня управления более высокому уровню.
Управленческие отношения по горизонтали – отношения подсистем управления, имеющие равные права, но выполняющие разные задачи управления. Это отношения координации, согласования управляющих действий. В нормативных документах по правам подразделений в отношении управленческой деятельности должны указываться, какие их действия и в каких случаях подлежат согласованию с другими управленческими подразделениями. Люди, вступающие в управленческие взаимоотношения, должны руководствоваться целями организации и общественными интересами, а не личными, корыстными интересами и интересами своего подразделения и уровня управления.
Управленческие отношения могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными).
Формальные управленческие отношения – это система связей между субъектом и объектом управления. Деятельность исполнителей регулируется положениями, инструкциями, приказами, другими нормативными документами. Формальные управленческие отношения предполагают руководство и подчинение. Официальные акты руководителя должны вызывать у подчиненного побуждение к действию независимо от его желания. В то же время, когда таких актов слишком много, подчиненные лишаются возможности творческого мышления и инициативы. Если решения своевременно не принимаются или недостаточно проработаны и некомпетентны, возникает неоправданная самостоятельность или бездействие.
Вступая в управленческие отношения для осуществления управленческого труда, люди следуют не только официальным нормам и правилам. Они обсуждают и решают вопросы управления на основе личных отношений, симпатий и антипатий. Неформальные управленческие отношения складываются в рамках служебных связей, но выходят за рамки формально предписываемых правил. Неформальные отношения, не связанные с прямым выполнением прямых должностных функций, возникают по товарищеским, родственным и другим причинам.
Неформальные управленческие отношения могут содействовать или противодействовать развитию формальных управленческих отношений. Существование неформальных управленческих отношений избежать невозможно, т.е. каждый человек независимо от его поста является личностью с достоинствами и недостатками, симпатиями и антипатиями. Сложность только в том, чтобы неформальные управленческие отношения не заменили формальные, а работали с ними в одном и том же направлении. Во многом это зависит от первого руководителя, стиля его работы и личных интересов.
Планирование как функция управления
Содержание планирования как функции управления состоит в определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.
Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения, разработка и установление системы количественных и качественных показателей развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития как в текущем периоде, так и на перспективу.
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке. Необходимость планирования состоит в определении:
- конечных и промежуточных целей;
- задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- средств и способов решения задач;
- требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.
Задачи планирования:
- установление целей организации и подразделений;
- обеспечение целенаправленного развития организаций в целом и всех ее структурных подразделений;
- перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития, координацию деятельности структурных подразделений и сотрудников организации.
Наличие планов позволяет производить:
- объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;
- мотивацию и стимулирование трудовой активности сотрудников.
Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления.
План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать и директивные, и индикативные (рекомендательные) показатели, причем с увеличением срока планирования число директивных показателей сокращается, а индикативных растет.
Комплексность планирования означает, что все большее число факторов объективной и субъективной природы должно быть учтено при определении целей функционирования и развития систем.
Системность планирования означает необходимость учета всех объективных связей по вертикали – от уровня народного хозяйства до уровня отдельного предприятия, от уровня предприятия до отдельного рабочего места.
Методы планирования:
- балансовый – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также разделами плана: выработка электроэнергии на электростанции должна увязываться с установленной и рабочей мощностью электростанции, объем планируемых ремонтов – с численностью ремонтного персонала и финансовыми возможностями предприятия. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.;
- расчетно-аналитический – используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей;
- экономико-математические – предполагают разработку экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов: разработка экономической модели связи объемов электропотребления и производственной программой предприятия;
- графоаналитический – дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями: темпами изменения объемов производства и себестоимостью продукции, объемами производства и потребностью в энергоресурсах;
- программно-целевые – позволяют составить план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Целевые программы на предприятии обеспечивают конкурентоспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управления качеством продукции и др.
Виды планирования:
- технико-экономическое – в зависимости от выбора планового периода бывает долгосрочным (10-15 лет), среднесрочным (5 лет) и текущим (годовым);
- оперативно-производственное – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декаду, смену, час) и по отдельным производственным подразделениям (цеху, участку, бригаде, рабочему месту), служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия, что позволяет наиболее полно использовать производственный потенциал последнего. Выделяют межцеховое и внутрицеховое оперативно-производственное планирование и диспетчирование.
Методы управления
Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Методы управления являются действенным инструментом управления, который при неправильном его построении и использовании может привести к отрицательным последствиям.
Существует несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации, они делятся на три группы:
- экономические, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира – природы, общества и мышления. Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива и общества;
- организационно-распорядительные, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления;
- социально-психологические, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей – добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т.д.
Методы управления используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое управление?
2. Укажите основные законы управления.
3. Укажите основные принципы управления.
4. Что такое субъект управления и кто является субъектом управления?
5. Управленческие отношения, их виды.
6. Формальные и неформальные управленческие отношения.
7. Перечислите основные функции управления.
8. Цели, задачи и методы планирования.
9. Функция организации и в чем она заключается?
10. Понятие мотивации и схема мотивационного процесса.
11. Что такое стимулирование. Классификация стимулов.
12. Содержание функции координация.
13. Что такое регулирование?
14. Функции контроля и виды контроля.
15. Методы управления и их группировка.
16. Что такое экономические методы управления?
17. Что такое организационно-распорядительные методы управления?
18. Виды организационно-распорядительных методов управления.
19. Социально-психологические методы управления.
20. Уровни социально-психологических методов управления.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основные понятия теории управления
Управление как особый вид деятельности появилось много тысяч лет назад с появлением общественного разделения труда. Но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной. Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капитализма.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента.
Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике.
Можно выделить следующие виды управления:
- техническое – управление естественными и технологическими процессами;
- государственное – управление жизнью общества через различные государственные институты: правовую систему, различные органы власти;
- идеологическое – внедрение в сознание членов общества различных концепций и идеологий;
- негосударственное и неполитическое – движение в защиту окружающей среды, редких видов животных и растений;
- хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.
Выполнение основных функций управления называется процессом управления.
Процесс управления следует рассматривать как цикл управленческих действий, проходящих определенные фазы (этапы), которые можно определить как:
- с бор информации о состоянии управляемого объекта;
- первичная обработка и передача информации от управляемого объекта (управляемой системы) к субъекту управления (в управляющую систему);
- предоставление информации в удобном для восприятия виде должностным лицам и служащим в аппарате управления для первичного заключения о состоянии управляемого объекта;
- заключение о разработке некоего решения, принимаемое для изменения каких-либо показателей (параметров) в управляемой системе либо руководителем определенного уровня, либо традиционно, по заведенному порядку работ, либо как само собой разумеющееся исходя из положения дел на управляемом объекте;
- разработка вариантов управленческого решения, в том числе и с оптимизационными расчетами и предварительными предложениями о выборе наилучшего из них, сделанных по известным или специально выработанным критериям оптимальности, с предварительным расчетом планового эффекта от реализации данного решения;
- представление вариантов руководителю определенного уровня для окончательного выбора и принятия управленческого решения для достижения поставленной цели;
- организация выполнения принятого решения путем подготовки и выпуска определенных руководящих документов – приказов, распоряжений, указаний (в том числе устных) и др.;
- контроль исполнения принятого решения;
- сбор информации о новом состоянии управляемого объекта после реализации принятого решения;
- оценка эффективности принятого и реализованного решения;
- анализ информации о новом состоянии управляемого объекта – здесь заканчивается один управленческий цикл и начинается другой с прохождением всех отмеченных стадий.
Таким образом, под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата (рис. 2.1).
Воздействие – это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.
Рис. 2.1 Схема процесса управления
Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т.п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.
Субъект управления – это организация, учреждение и люди, осуществляющие процесс управления. Поэтому в каждой конкретной ситуации они могут выступать или как субъекты управления, или как объекты управления в зависимости от подчиненности. Так, директор электросетевого предприятия по отношению к начальнику РЭС (района электрических сетей) является субъектом управления, начальник РЭС – объектом управления. В то же время начальник РЭС является субъектом управления по отношению к своим подчиненным. В других условиях и управленческих связях директор предприятия выступает как объект управления по отношению к вышестоящему органу управления.
Когда мы говорим, что объектами управления являются процессы и системы, то имеем в виду, что управление осуществляется людьми, на которых направлено воздействие соответствующего субъекта управления.
Система субъектно-объектных отношений – основа построения системы управления.
Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру, содержание элементов системы и установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Поскольку управление совершается в рыночной среде, не следует забывать об экономических законах рынка, оказывающих явное или неявное влияние на все производственно-хозяйственные процессы. Среди законов управления наиболее известны следующие.
Закон единства, системы управления производством. Система должна быть построена таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму посторонние возмущающие воздействия на производственный процесс. Иными словами, один объект - один субъект управления.
Закон пропорциональности производства и управления. Этот закон имеет три аспекта:
- пропорциональность и соотносительность отдельных частей производства;
- пропорциональное построение системы управления в соответствии с установленными функциями и решаемыми задачами;
- пропорциональность (адекватность) управляемой и управляющей систем.
Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации управления. Центральный аппарат управления предприятием (заводоуправление), как и центральные органы власти в стране, не могут и не должны вмешиваться в детали производственного процесса. На местах управление должно проводиться руководителями соответствующего уровня компетенции, т.е. децентрализовано.
Закон участия трудящихся в управлении производством. Сейчас такой стимул появляется в виде мотивации труда, т.е. при участии трудящихся в собственности, прибылях и управлении.
В той или иной степени воплощением названных законов управления в конкретные направления деятельности являются принципы управления:
Принцип единства политики и экономики означает, с одной стороны, определение политических задач в развитии общества с учётом состояния экономики, а с другой – требование политического, законодательного обеспечения подъёма и развития национальной экономики.
Принцип научности управления имеет три аспекта:
- необходимость учёта в управлении взаимосвязи природных и общественных явлений;
- обязательность применения на практике научных положений теории управления;
- современные требования широкого применения в управлении экономико-математических методов и вычислительной техники.
Принцип демократического централизма означает необходимость полного учёта местных условий при централизованной выработке решений, а также делегирование существенной доли полномочий нижестоящим органам управления.
Принцип сочетания отраслевого и территориального управления так же, как и принцип демократического централизма, означает сегодня необходимость наряду с отраслевыми интересами в полной мере учитывать интересы регионов.
Принцип морального и материального стимулирования труда является проявлением закона непрерывного роста благосостояния трудящихся, а также выражением одного из законов управления – участия в управлении трудящихся.
Принцип планового ведения хозяйства отражает необходимость следования одному из фундаментальных законов экономики – закону планомерного, пропорционального развития.
Принцип ответственности, означающий:
- создание чёткой организационной структуры;
- тщательную-разработку положений о подразделениях в организационной структуре, положений о правах и обязанностях руководителей всех уровней, должностных инструкций на каждом рабочем, в том числе управленческом месте;
- установление точно определённой материальной ответственности подразделений и должностных лиц за упущения в работе;
- разработку положений о премировании и депремировании по совершенно чётко определяемым и легко проверяемым показателям и др.
Принцип правильного подбора и расстановки кадров, оптимальное кадровое обеспечение процессов производства и управления является непременным условием успешной производственно-хозяйственной деятельности.
Принцип экономичности и эффективности. Главным показателем положительных результатов производства и управления является прибыльность управляемого объекта предприятия, фирмы. Здесь также находит своё выражение один из основополагающих законов рыночной экономики – закон максимальной прибыли.
Принцип преемственности хозяйственных решений. Любое решение, принимаемое верхними эшелонами управления на предприятии (фирме), требует последующей расшифровки, детализации на других, более низких уровнях управления. Очевидно, если при этом преемственность нарушается, принятое решение не может быть выполнено достаточно хорошо, в полном объёме и в нужные сроки.
Осуществляя управление, участники этого процесса (субъекты и объекты управления) вступают друг с другом в управленческие отношения. Управленческие отношения существуют там, где есть управленческая деятельность.
Содержание управленческих отношений зависит от характера управленческого труда. Объективную основу управленческих отношений составляют общественные потребности в управлении.
Сторонами управленческих отношений являются субъект и объект управления и различные субъекты управления. Между ними осуществляется связь и взаимодействие:
- по вертикали между вышестоящими и нижестоящими ступенями управления;
- по горизонтали между обладающими равными правами звеньями управления.
Главной характеристикой иерархической структуры управленческих отношений по вертикали являются отношения субординации, т.е. прямая и обязательная подчиненность низшего уровня управления более высокому уровню.
Управленческие отношения по горизонтали – отношения подсистем управления, имеющие равные права, но выполняющие разные задачи управления. Это отношения координации, согласования управляющих действий. В нормативных документах по правам подразделений в отношении управленческой деятельности должны указываться, какие их действия и в каких случаях подлежат согласованию с другими управленческими подразделениями. Люди, вступающие в управленческие взаимоотношения, должны руководствоваться целями организации и общественными интересами, а не личными, корыстными интересами и интересами своего подразделения и уровня управления.
Управленческие отношения могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными).
Формальные управленческие отношения – это система связей между субъектом и объектом управления. Деятельность исполнителей регулируется положениями, инструкциями, приказами, другими нормативными документами. Формальные управленческие отношения предполагают руководство и подчинение. Официальные акты руководителя должны вызывать у подчиненного побуждение к действию независимо от его желания. В то же время, когда таких актов слишком много, подчиненные лишаются возможности творческого мышления и инициативы. Если решения своевременно не принимаются или недостаточно проработаны и некомпетентны, возникает неоправданная самостоятельность или бездействие.
Вступая в управленческие отношения для осуществления управленческого труда, люди следуют не только официальным нормам и правилам. Они обсуждают и решают вопросы управления на основе личных отношений, симпатий и антипатий. Неформальные управленческие отношения складываются в рамках служебных связей, но выходят за рамки формально предписываемых правил. Неформальные отношения, не связанные с прямым выполнением прямых должностных функций, возникают по товарищеским, родственным и другим причинам.
Неформальные управленческие отношения могут содействовать или противодействовать развитию формальных управленческих отношений. Существование неформальных управленческих отношений избежать невозможно, т.е. каждый человек независимо от его поста является личностью с достоинствами и недостатками, симпатиями и антипатиями. Сложность только в том, чтобы неформальные управленческие отношения не заменили формальные, а работали с ними в одном и том же направлении. Во многом это зависит от первого руководителя, стиля его работы и личных интересов.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 223.