Обучающие системы по организации и методике расследования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Составляющей информационных техноло­гий являются программное обеспечение учебного процесса, это, по существу, особый класс программ –обучающие системы. Данные системы все время совершенствуют­ся, появляются новые версии. Среди автоматизированных обучающих систем наиболее распространены: контрольно-обучающие, консультационные поисковые системы, экспертно-моделирующие.

1. Контрольно-обучающие системы представляют собой различные программы-тесты, их разра­ботка в настоящее время облегчается наличием универсаль­ного программного обеспечения в виде «оболочек», по­зволяющих по единой схеме разрабатывать программы для самых различных юридических дисциплин. Наполнение «оболочек» материалами для учебных занятий не требует знания программирования.

Прохождение обучаемым программы может быть услож­нено и дифференцировано за счет ограничения времени на ответ, за счет дифференциации предъявляемых для выбора альтернатив по степени их правильности и точности, за счет замены вопроса конкретной проблемной ситуацией, что приближает теоретическое обучение к практическому.

Контрольно-обучающие программы на основе ЭВМ вполне могут быть использованы в процессе проведения экзаменов и зачетов, что может значительно повысить объ­ективность оценки знаний и резко сократить затраты време­ни на данный вид учебной работы.

2. Консультационные поисковые системы: Гарант, Консультант-Плюс, Кодекс используются как практическими юристами, так и для обучения студентов навыкам поиска правовых документов.

Положительным фактором применения данных систем является то, что студентами приобретаются навыки поиска документов по всем отраслям права.

3. Экспертно-моделирующие системы по криминалистике или как они ещё называются ККДИ (компьютерные криминалистические деловые игры), позволяют во время практических занятий, криминалистических учений, во время самостоятельной работы студентов имитировать следственную ситуацию, требующую от обучаемых приня­тия процессуальных и тактических решений. Используются они и для подготовки и самоподготовки следователей

Рассмотрим используемые компьютерные деловые игры: «Следователь», «Убийство», «Рэкет», «Мираж», «Расследование изнасилова­ний».

ККДИ «Следователь» пред­назначена для практического обучения по темам, связанным с методикой расследования краж, грабежей, разбоев, угонов автот­ранспорта, совершаемых устойчивой преступной группой наркоманов.

Работу по данной программе можно начинать по любой из десяти вводных – исходных данных о совершении различных преступлений. По итогам работы обуча­емые должны выйти на установление всех участников группы и всех эпизодов совершения преступления, несмотря на то, с какой вводной они начали работу.

Игра завершается принятием решения о привлечении винов­ных лиц в качестве обвиняемых по различным эпизодам преступ­ной деятельности.

ККДИ «Убийство» предна­значена для формирования умений и навыков расследования такой распространенной категории преступлений, как бытовые убийства. Особенностью данной игры является моделирование ситуаций, когда следователю приходится оценивать всю совокупность со­бранных им доказательств для принятия таких решений, как задержание подозреваемых, привлечение в качестве обвиняемых, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей. При этом возможны процессуальные ошибки следователя, на которые система адекватно реагирует в обучении.

Данная ККДИ может быть использована при изучении методи­ки расследования преступлений несовершеннолетних, а также некоторых разделов уголовного процесса, связанных с привлече­нием в качестве обвиняемых и применением принудительных мер в процессе расследования.

ККДИ «Рэкет» предусматривает принятие всего комплекса основных процессу­альных решений и ориентирована на формирование умений и навыков расследования дел, совершенных организованными груп­пами. Исходная информация связана с заявлением потерпевшей о факте квалифицированного вымогательства. В процессе расследования обучаемые должны изобличить членов преступного формирования в совершении вымогательства и выйти на иные эпизоды преступной деятельности (иные вымога­тельства, разбойное нападение).

В данной системе особое внимание уделено отработке умения и навыков выявления не только исполнителей тех или иных пре­ступлений, но и установления других членов преступных группи­ровок (организатора, наводчика, укрывателя). Особое внимание уделено проблемам взаимодействия следователей с оперативны­ми работниками подразделений по борьбе с организованной пре­ступностью и коррупцией. Данная система позволяет отрабаты­вать вопросы, связанные с использованием новых возможностей раскрытия преступлений и доказывания вины, в частности с использованием результатов прослушивания телефонных перего­воров.

ККДИ «Мираж» может быть использована при практической отработке учебных вопросов, связанных с комплексным использованием сил и средств при раскрытии тяжких преступлений. Здесь перед обучаемыми возникает задача выявления членов преступной группы и их изобличения. В данной ККДИ больше внимания уделено вопросам оперативно-розыскной деятельности.

ККДИ «Расследование изнасилований» предназначена для формирования навыков рассле­дования половых преступлений, связанных с назначени­ем экспертизы. Большое внимание уделено вопросам реагирования на поступающие заявления, сообщения о преступле­ниях; установления неизвестного лица, совершившего преступле­ние. В данной системе предусмотрены возможности количествен­ной оценки результатов работы обучаемых.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 195.