Составляющей информационных технологий являются программное обеспечение учебного процесса, это, по существу, особый класс программ –обучающие системы. Данные системы все время совершенствуются, появляются новые версии. Среди автоматизированных обучающих систем наиболее распространены: контрольно-обучающие, консультационные поисковые системы, экспертно-моделирующие.
1. Контрольно-обучающие системы представляют собой различные программы-тесты, их разработка в настоящее время облегчается наличием универсального программного обеспечения в виде «оболочек», позволяющих по единой схеме разрабатывать программы для самых различных юридических дисциплин. Наполнение «оболочек» материалами для учебных занятий не требует знания программирования.
Прохождение обучаемым программы может быть усложнено и дифференцировано за счет ограничения времени на ответ, за счет дифференциации предъявляемых для выбора альтернатив по степени их правильности и точности, за счет замены вопроса конкретной проблемной ситуацией, что приближает теоретическое обучение к практическому.
Контрольно-обучающие программы на основе ЭВМ вполне могут быть использованы в процессе проведения экзаменов и зачетов, что может значительно повысить объективность оценки знаний и резко сократить затраты времени на данный вид учебной работы.
2. Консультационные поисковые системы: Гарант, Консультант-Плюс, Кодекс используются как практическими юристами, так и для обучения студентов навыкам поиска правовых документов.
Положительным фактором применения данных систем является то, что студентами приобретаются навыки поиска документов по всем отраслям права.
3. Экспертно-моделирующие системы по криминалистике или как они ещё называются ККДИ (компьютерные криминалистические деловые игры), позволяют во время практических занятий, криминалистических учений, во время самостоятельной работы студентов имитировать следственную ситуацию, требующую от обучаемых принятия процессуальных и тактических решений. Используются они и для подготовки и самоподготовки следователей
Рассмотрим используемые компьютерные деловые игры: «Следователь», «Убийство», «Рэкет», «Мираж», «Расследование изнасилований».
ККДИ «Следователь» предназначена для практического обучения по темам, связанным с методикой расследования краж, грабежей, разбоев, угонов автотранспорта, совершаемых устойчивой преступной группой наркоманов.
Работу по данной программе можно начинать по любой из десяти вводных – исходных данных о совершении различных преступлений. По итогам работы обучаемые должны выйти на установление всех участников группы и всех эпизодов совершения преступления, несмотря на то, с какой вводной они начали работу.
Игра завершается принятием решения о привлечении виновных лиц в качестве обвиняемых по различным эпизодам преступной деятельности.
ККДИ «Убийство» предназначена для формирования умений и навыков расследования такой распространенной категории преступлений, как бытовые убийства. Особенностью данной игры является моделирование ситуаций, когда следователю приходится оценивать всю совокупность собранных им доказательств для принятия таких решений, как задержание подозреваемых, привлечение в качестве обвиняемых, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей. При этом возможны процессуальные ошибки следователя, на которые система адекватно реагирует в обучении.
Данная ККДИ может быть использована при изучении методики расследования преступлений несовершеннолетних, а также некоторых разделов уголовного процесса, связанных с привлечением в качестве обвиняемых и применением принудительных мер в процессе расследования.
ККДИ «Рэкет» предусматривает принятие всего комплекса основных процессуальных решений и ориентирована на формирование умений и навыков расследования дел, совершенных организованными группами. Исходная информация связана с заявлением потерпевшей о факте квалифицированного вымогательства. В процессе расследования обучаемые должны изобличить членов преступного формирования в совершении вымогательства и выйти на иные эпизоды преступной деятельности (иные вымогательства, разбойное нападение).
В данной системе особое внимание уделено отработке умения и навыков выявления не только исполнителей тех или иных преступлений, но и установления других членов преступных группировок (организатора, наводчика, укрывателя). Особое внимание уделено проблемам взаимодействия следователей с оперативными работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Данная система позволяет отрабатывать вопросы, связанные с использованием новых возможностей раскрытия преступлений и доказывания вины, в частности с использованием результатов прослушивания телефонных переговоров.
ККДИ «Мираж» может быть использована при практической отработке учебных вопросов, связанных с комплексным использованием сил и средств при раскрытии тяжких преступлений. Здесь перед обучаемыми возникает задача выявления членов преступной группы и их изобличения. В данной ККДИ больше внимания уделено вопросам оперативно-розыскной деятельности.
ККДИ «Расследование изнасилований» предназначена для формирования навыков расследования половых преступлений, связанных с назначением экспертизы. Большое внимание уделено вопросам реагирования на поступающие заявления, сообщения о преступлениях; установления неизвестного лица, совершившего преступление. В данной системе предусмотрены возможности количественной оценки результатов работы обучаемых.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 226.