Главное правило автоматизации устного счета — грамотные тренировки.
Приобретение любого навыка заключается в том, что вам необходимо достичь так называемой точки невозврата, после которой навык вы не потеряете никогда. И пока вы не достигли этой точки, любой сбой в тренировках дает очень быстрый откат назад. Вы замечали, что в школьной программе тренировки происходят так: и сложение и вычитание идут вперемешку. Так вот, при такой тренировке продвижение к точке невозврата идет очень медленно, потому что один из самых главных принципов обучения — изолированность. Т.е. когда каждый навык тренируется изолированно от других.
Как применить этот принцип для автоматизации устного счета?
Для этого:
1. Сначала ребенок решает 100 примеров ТОЛЬКО НА СЛОЖЕНИЕ (в пределах 10).
2. Затем — 100 примеров ТОЛЬКО НА ВЫЧИТАНИЕ (в пределах).
3. Примеры решаются вперемешку.
Примеры для тренировки счета в пределах 10 представлены в приложении к данной книге.
Следующая ступенька — счет в пределах 20. Отдельно — сложение и отдельно — вычитание и только потом — вперемешку!
Затем по такому же алгоритму осваиваем счет в пределах 20 с переходом через десяток (как объяснить детям переход через десяток — читайте во втором разделе книги) и т. д.
ВАЖНО: если у ребенка долго автоматизируется навык устного счета — в этом нет ничего плохого! Это нормально.
Но я убеждена, что если вы по предложенному выше алгоритму отработаете каждый этап устного счета (в пределах 10, в пределах 20 без перехода и с переходом через десяток), то скорость устного счета у ваших детей повысится на 20—30%, потому что у нас есть сотни детей, которые сделали это и сотни родителей, подтвердивших результат подобных тренировок.
Попробуйте сами посчитать примеры из табличек ниже, сначала на сложение, затем на вычитание. Засеките время. Отметьте для себя, что было легче — сложение или вычитание? Обратите внимание на то, как ваш мозг работает ближе к концу второй таблички — он работает как метроном. Для чего вы все это сделали сейчас? Для того чтобы понять, что процессы, происходящие в мозге, идентичны у детей и взрослых, и что происходило сейчас с вами — то же самое происходит и с вашими детьми когда они учатся считать в уме.
ВАЖНО: как работать с тренажерами?
— Тренажер необходимо распечатать и предложить ребенку для закрепления материала.
— Сделать за 1 раз нужно либо половину примеров одного тренажера, либо сразу все.
— После осуществить проверку.
— Только после отдыха, и когда тренажер решается ребенком без ошибок, можно приступать ко второму тренажеру.
Такой принцип интенсивности, изолированности и быстрой обратной связи позволяет в кратчайшие сроки не только закрепить навык, но и быстрее научиться решать подобные примеры.
Техника №15. Сказки
Однажды я замещала урок в четвертом классе. Я вызываю одного мальчика к доске и диктую ему примеры на именованные числа, где ребенку надо их сравнить и поставить знаки «>», « <» или «=». Ребенок выходит к доске, поворачивается ко мне и спрашивает: «А в какую сторону ставится знак «больше»?..»
Этот вопрос ввел меня в ступор: ребенок понимает, какое число больше, но не знает, как пишется знак «больше». При этом он смог написать все эти три знака, из которых понимал только «равно».
Отличным помощником в таких случаях может служить техника «Сказка», например, в тот день мы придумали сказку про ворону для запоминания написания знаков «>» и « <» («больше» — «меньше»).
Жила-была ворона. И была она очень жадная. И любила покушать. Лучшее лакомство для нее — это сыр. И всегда она летела туда, где было много вкусного. И если она видела маленький и большой кусочек сыра, то, как думаете, какой она выбирала? Конечно, большой. Она кричала: «Мно-о-о-го!» — и открывала рот вот так: <(покажите рукой как она открывала рот). Таким образом, ребенок запоминает, в какую сторону писать знак, очень просто и без заморочек — ворона всегда открывает рот на большее число.
Для автоматизации навыка распознавания знаков «больше» — «меньше» вы можете использовать обычные игральные карты! Вот так:
Частая проблема младших школьников состоит в том, что физически они понимают, какое число больше или меньше. Помогите им с этим!
Дата: 2019-11-01, просмотров: 272.