Техник эффективного обучения для интересного изучения математики с ребенком
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аннотация

 

Как помочь ребенку полюбить математику? Эта книга поможет вам и вашим детям взглянуть по-новому на изучение математики, закрыть пробелы в знаниях и превратить учёбу в удовольствие.

 

Техник эффективного обучения для интересного изучения математики с ребенком

Рената Кирилина

Сергей Кирилин

 

© Рената Кирилина, 2019

© Сергей Кирилин, 2019

 

ISBN 978-5-4496-5584-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Что делать, если у ребенка проблемы с математикой

 

Сталкивались ли вы с тем, что ребенок не может решить задачу или правильно сосчитать пример? Если да и такая проблема возникала однократно или вы с ней сталкиваетесь редко, то, возможно, ребенок просто отвлекся или переутомился.

В таком случае обычно нужно не предпринимать никаких дополнительных мер, а просто простить ребенку его вычислительную ошибку.

Однако если вашему сыну трудно дается математика, и он постоянно допускает ошибки в счете, то бездействие может быть чревато усилением проблемы.

 

Трудности в дошкольном возрасте (6—7 лет), на которые нужно обратить внимание:

• если ребенку трудно считать до 100;

• имеет трудности в определении числа, которое следует за названным и перед названным числом;

• имеет проблемы с пониманием того, что число может быть использовано для описания количества входящих в него объектов, например, не знает, что 5 может быть использовано для группы из 5 пальцев, 5 бананов и 5 кошек;

• имеет трудности с распознаванием и записи чисел до 20;

• пропускает числа при подсчете, не может считать десятками;

• не может распознавать образы и не может сортировать предметы по размеру, форме или цвету.

Проблемы в начальной школе:

• трудности в подсчете с заданным шагом (+2, +3, +10, например: 2, 4, 6, 8…);

• невозможность мысленно рассчитать сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через 10 (13—8, 9+6);

• сложность распознавания основных математических знаков, таких как «плюс» или «минус»;

• сложность распознавания десятков и единиц числа;

• не понимает понятие «больше, чем» или «меньше, чем»;

• с трудом запоминает основные математические факты, такие как: 5 +5 = 10, 14 – это 7 и 7 (состав числа);

• не делает связь между связанными фактами математики (5 +5 = 10, значит, 10 – 5 = 5);

• имеет проблемы с распознаванием графического образа цифры;

• использует пальцы, чтобы подсчитать, вместо того чтобы посчитать в уме;

• испытывает затруднения записывать цифры аккуратно в колонках при решении математических задач;

• не может назвать, что находится в правой части примера;

• избегает игр, которые включают стратегию (например, шашки или судоку);

• имеет трудности с использованием математики в реальной жизни, в том числе в таких вещах, как определение сдачи в магазине или подсчет, что можно купить на определенную сумму денег;

• имеет проблемы с пониманием диаграмм.

Если вы увидели некоторые из этих признаков у вашего ребенка в течение шести месяцев, это обозначает, что нужно не закрывать глаза на трудности ребенка, а предпринять шаги для того, чтобы помочь ребенку сформировать вычислительные навыки.

Вы можете точно не знать, что вызывает проблемы с математикой у ребенка, но есть шаги, которые вы можете предпринять уже сейчас, чтобы сделать процесс обучения легче.

 

Как вы можете помочь ребенку с математикой?

Если ваш ребенок испытывает проблемы с математикой, то вы многое можете сделать. Зная, что проблема существует, вы и учитель можете найти наиболее эффективные способы формирования математических навыков без снижения самооценки ребенка.

 

Вот некоторые шаги, которые вы можете предпринять:

Используйте визуализацию для математических действий.

Превратите абстрактную математику на бумаге в увлекательное манипулирование объектами. Например, для того, чтобы научить ребенка знакам «больше» и «меньше», используйте сказку о вороне.

Играйте в математику.

Ребенок не должен бояться вычислений. Попросите ребенка помочь вам сортировать белье, носки или же отмерить ингредиенты для приготовления пищи, оценить стоимость покупок в магазине.

Объясняйте ребенку, ПОЧЕМУ используется тот или иной математический знак и термин. Пусть даже ваше объяснение не всегда будет научным.

Например, для того, чтобы объяснить ребенку уравнения, возьмите обычную кружку, напишите на дне кружки «х » и переверните ее вверх дном. Закройте одно из чисел и спросите ребенка, что под кружкой.

Скажите, что кружка спрятала (или съела) одно число. Какое?

Рисуйте математику.

Используйте карандаш и ручку, чтобы оживить задачи и нарисовать небольшой мультик по сюжету задачи.

Покажите ребенку, как умножают в Азии, чтобы он мог с легкостью справиться с умножением.

Техника №9. «Робот»

Робот держит какое-то количество предметов. При этом известно общее число и сколько в одной руке. Вам надо увидеть и сказать, сколько во второй.

На первом рисунке соотношение между цифрами 3 и 10 показано добавлением числа 7 в пустой круг (3 +7 = 10). Это помогает понять, как один номер можно разбить на более мелкие части. Во второй руке — семь. На втором рисунке: в первой руке — два.

В общем, суть метода такая: представьте, что само число — голова робота, а в руках он держит часть числа. Остается узнать, сколько во второй руке.

Метод «Робот»

Техника №10. «Кузнечик»

Данный метод позволяет наглядно увидеть сложение и вычитание.

Рисуется прямая линия. Вы можете использовать любое число и любое место на строке в качестве стартового места для запуска «кузнечика».

На рисунке цифра 37 — это начальное место. С этой точки отправляется кузнечик. Допустим, он пропрыгал 26 метров (нужно прибавить 26).

От начальной точки каждые 10 метров мы отмечаем большой дугой и пишем внизу новое число. Когда десятки закончились, маленькой дугой мы добавляем единицы и считаем, какое число получилось.

Данный прием позволяет добавлять или вычитать визуально, и его можно использовать, чтобы помочь решить вычислительные проблемы.

Метод «Кузнечик»

Техника №11. «Рожки»

Данный метод позволяет наглядно увидеть сложение многозначных чисел.

Рожки — это стратегия решения математических задач путем разбиения числа на части.

Например, 37 представляется в виде суммы чисел 30 и 7.

Как только Вы «опускаете рожки» числа вниз, Вы можете добавить или вычесть значения левых и правых «рогов», чтобы получить ответ.

Методика «Рожки»

Техника №12. «Склад»

«Склад» — это стратегия для решения проблем сложения и вычитания чисел в пределах тысячи.

Для этого применяется таблица, разделенная на сотни, десятки и единицы.

При этом можно провести «перемещение».

Каждое число вписывается в ячейку «склада» в определенное место. Например, 43 будет означать 4 десятка и 3 единицы. Дальше можно наглядно показывать ребенку, что можно убрать один десяток и добавить десять единиц.

После того как вы поняли, что можно перемещать одно число в рамках собственных ячеек, можно добавлять второй склад, который нужно либо наполнить из текущего (вычитание), либо наоборот освободить и загрузить текущий склад (сложение).

Это помогает детям понять, когда надо «брать» и «переносить» цифры из одного места в другое.

Методика «Склад»

Техника №13. «Гиганчисла»

Когда ребенок освоил счет в пределах 10, расскажите о том, что вы им гордитесь, что он уже вон что может! А затем напишите ему вот такой пример:

537146523

213024121

Назовите эти числа ребенку, чтобы он впечатлился размахом. А теперь скажите ему: «Представляешь, а ведь ты можешь решить этот пример!» Конечно, скорее всего, ребенок удивится и не поверит вам.

Тогда вы делаете большие глаза и говорите ему, что сейчас вы ему все покажете. И объясняете, как это сделать — нужно просто от верхних цифр отнять нижние (конечно на данном этапе все вычисления должны проходить легко, поэтому напишите числа так, чтобы из цифр верхнего числа легко можно было вычесть нижние цифры, без всяких переходов). Прочитайте полученное число, можете даже взять калькулятор и проверить ответ.

Такой прием позволяет ОДНОВРЕМЕННО тренировать и счет в пределах 10 (сложение и вычитание), и повышать уверенность ребенка в своих силах, и сделать изучение математики простым и интересным! Потому что просто так складывать и вычитать в пределах 10 на протяжении почти трех четвертей — согласитесь, просто ску-у-у-у-ка. А обучение с интересом — один из главных ключей к тому, чтобы у ребенка все получалось.

Техника №15. Сказки

Однажды я замещала урок в четвертом классе. Я вызываю одного мальчика к доске и диктую ему примеры на именованные числа, где ребенку надо их сравнить и поставить знаки «>», « <» или «=». Ребенок выходит к доске, поворачивается ко мне и спрашивает: «А в какую сторону ставится знак «больше»?..»

Этот вопрос ввел меня в ступор: ребенок понимает, какое число больше, но не знает, как пишется знак «больше». При этом он смог написать все эти три знака, из которых понимал только «равно».

Отличным помощником в таких случаях может служить техника «Сказка», например, в тот день мы придумали сказку про ворону для запоминания написания знаков «>» и « <» («больше» — «меньше»).

 

Жила-была ворона. И была она очень жадная. И любила покушать. Лучшее лакомство для нее — это сыр. И всегда она летела туда, где было много вкусного. И если она видела маленький и большой кусочек сыра, то, как думаете, какой она выбирала? Конечно, большой. Она кричала: «Мно-о-о-го!» — и открывала рот вот так: <(покажите рукой как она открывала рот). Таким образом, ребенок запоминает, в какую сторону писать знак, очень просто и без заморочек — ворона всегда открывает рот на большее число.

Для автоматизации навыка распознавания знаков «больше» — «меньше» вы можете использовать обычные игральные карты! Вот так:

Частая проблема младших школьников состоит в том, что физически они понимают, какое число больше или меньше. Помогите им с этим!

Техника №19. «Площадь»

Данная модель использует длину и ширину прямоугольника или квадрата, чтобы разбить умножение. Числа разбиваются на прямоугольники.

Каждая форма вычисляется отдельно и ответы складываются вместе. Это еще один способ сделать математику более визуальной и наглядной.

Метод «Площадь»

Техника №20. «Массив»

Подобно методу «Площадь», «Массив» представляет собой расположение объектов, которые составляют число.

Эта модель часто используется, чтобы увидеть различные качества сложения и умножения, а также понять смысл действия умножения.

Метод «Массив»

Умножение чисел до 10

Например, нужно умножить 7 на 8.

Опорное число — 10. Множители меньше опорного числа на 3 и 2.

Сумма 3 и 2 равна 5. Вычтите из опорного числа данную сумму. Запишите результат в ответ.

Произведение 3 и 2 равно 6. Допишите результат произведения чисел к ответу.

Умножение чисел после 10

Например, нужно умножить 97 на 96.

Опорное число — 100. Множители меньше опорного числа на 3 и 4.

Сумма 3 и 4 равна 7. Вычтите из опорного числа данную сумму. Запишите результат в ответ.

Произведение 3 и 4 равно 12. Допишите результат произведения чисел к ответу.

Умножение на 9

Поверните кисти ладонями к себе. Теперь нумерация пальцев будет идти по порядку, слева направо, то есть от 1 до 10, как на рисунке.

Попробуйте умножить 9 на 6.

Для этого загибаем шестой по счету палец.

Все то, что идет до пальца №6, — это десятки (то есть 5 в этом случае). А все то, что остается после пальца №6, — единицы (то есть 4). В итоге получаем 54.

 

Техника №24. «Пазлы»

На сложные примеры, которые вы «отловили» на шаге пять, можно составить карточки-пазлы.

Они помогут еще раз разложить «по полочкам» смысл действия умножения и запомнить пример.

В данной карточке показаны:

— переместительный закон умножения;

— смысл действия умножения;

— результат умножения.

А для повторения таблицы умножения заполните гусеницу, записав в нее таблицу умножения чисел:

Приложение. Тренажер для обучения детей счету «Пилот»

Сложение в пределах 10

1 +7 = _____

2 +5 = _____

4 +2 = _____

5 +2 = _____

1 +8 = _____

5 +2 = _____

2 +7 = _____

4 +4 = _____

6 +1 = _____

2 +5 = _____

2 +3 = _____

3 +4 = _____

1 +2 = _____

3 +4 = _____

2 +6 = _____

2 +2 = _____

1 +1 = _____

3 +2 = _____

3 +4 = _____

2 +3 = _____

6 +3 = _____

7 +2 = _____

2 +2 = _____

2 +2 = _____

1 +7 = _____

5 +3 = _____

1 +1 = _____

2 +4 = _____

1 +1 = _____

4 +4 = _____

4 +3 = _____

2 +1 = _____

8 +1 = _____

2 +1 = _____

7 +1 = _____

1 +7 = _____

7 +2 = _____

2 +5 = _____

4 +1 = _____

3 +6 = _____

6 +1 = _____

3 +5 = _____

8 +1 = _____

5 +3 = _____

3 +6 = _____

3 +6 = _____

2 +7 = _____

3 +3 = _____

1 +5 = _____

7 +2 = _____

1 +5 = _____

7 +1 = _____

3 +1 = _____

3 +4 = _____

4 +3 = _____

3 +5 = _____

5 +1 = _____

6 +3 = _____

1 +5 = _____

4 +5 = _____

1 +3 = _____

4 +3 = _____

3 +6 = _____

1 +2 = _____

2 +2 = _____

3 +4 = _____

1 +4 = _____

5 +3 = _____

3 +6 = _____

4 +1 = _____

3 +4 = _____

6 +3 = _____

6 +2 = _____

4 +2 = _____

2 +7 = _____

2 +5 = _____

1 +3 = _____

6 +1 = _____

4 +2 = _____

5 +2 = _____

5 +2 = _____

4 +4 = _____

3 +6 = _____

6 +3 = _____

1 +4 = _____

5 +3 = _____

7 +2 = _____

6 +3 = _____

3 +5 = _____

5 +1 = _____

6 +1 = _____

6 +1 = _____

1 +4 = _____

4 +3 = _____

1 +6 = _____

Вычитание в пределах 10

7 — 2 = _____

8 — 7 = _____

6 — 1 = _____

5 — 4 = _____

4 — 1 = _____

5 — 3 = _____

9 — 2 = _____

6 — 4 = _____

6 — 2 = _____

6 — 3 = _____

2 — 1 = _____

9 — 5 = _____

9 — 7 = _____

5 — 3 = _____

9 — 8 = _____

8 — 1 = _____

8 — 2 = _____

7 — 5 = _____

9 — 7 = _____

7 — 3 = _____

5 — 2 = _____

7 — 2 = _____

7 — 5 = _____

3 — 1 = _____

6 — 4 = _____

9 — 8 = _____

8 — 6 = _____

6 — 4 = _____

9 — 5 = _____

7 — 5 = _____

5 — 4 = _____

5 — 2 = _____

7 — 6 = _____

8 — 6 = _____

6 — 3 = _____

4 — 3 = _____

9 — 2 = _____

6 — 1 = _____

9 — 3 = _____

6 — 2 = _____

7 — 3 = _____

6 — 1 = _____

4 — 3 = _____

8 — 1 = _____

8 — 5 = _____

6 — 3 = _____

8 — 4 = _____

4 — 2 = _____

7 — 4 = _____

9 — 5 = _____

8 — 5 = _____

7 — 5 = _____

9 — 6 = _____

6 — 2 = _____

5 — 1 = _____

7 — 3 = _____

7 — 6 = _____

5 — 1 = _____

8 — 3 = _____

7 — 2 = _____

3 — 2 = _____

6 — 4 = _____

4 — 1 = _____

8 — 5 = _____

2 — 1 = _____

6 — 3 = _____

9 — 2 = _____

4 — 1 = _____

9 — 7 = _____

7 — 5 = _____

9 — 3 = _____

9 — 7 = _____

7 — 1 = _____

7 — 2 = _____

9 — 7 = _____

4 — 1 = _____

9 — 5 = _____

7 — 2 = _____

9 — 3 = _____

8 — 1 = _____

5 — 3 = _____

9 — 8 = _____

9 — 4 = _____

6 — 4 = _____

3 — 2 = _____

6 — 1 = _____

9 — 7 = _____

4 — 1 = _____

3 — 2 = _____

7 — 6 = _____

7 — 6 = _____

8 — 3 = _____

9 — 3 = _____

9 — 6 = _____

7 — 6 = _____

7 — 1 = _____

8 — 3 = _____

7 — 3 = _____

9 — 1 = _____

8 — 1 = _____

7 — 5 = _____

3 — 1 = _____

Бонусы для читателей книги

Специально для читателей нашей книги мы подготовили видеоуроки от учителя Стрекаловской Любови с подробным объяснением, как научить ребенка писать цифры и буквы. Вы узнаете, как правильно пишутся буквы и цифры, как научить ребенка правильно вести руку при письме.

Получить видеоуроки можно на нашем сайте — gltl.ru/knp.

Записать ребенка в Клуб гениальных детей 365 уроков развития для ребенка — gltl.ru/klub_gd.

Об авторе

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе.

Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования.

Практик, все техники эффективного обучения прошли проверку на тысячах детей.

Автор методики «Сложное простыми словами» и «Техник эффективного обучения», «Школы спецагентов».

География учеников охватывает всю Россию, страны СНГ, Европы, США и Канаду.

Основатель и директор «Школы умных детей». Мама двоих сыновей-школьников и дочки.

Автор блога «Обучение с удовольствием» — http://gladtolearn.ru/blog/ и портала помощи родителям школьников «Учим в школе» — http://uchimvshkole.ru/

 

Аннотация

 

Как помочь ребенку полюбить математику? Эта книга поможет вам и вашим детям взглянуть по-новому на изучение математики, закрыть пробелы в знаниях и превратить учёбу в удовольствие.

 

техник эффективного обучения для интересного изучения математики с ребенком

Рената Кирилина

Сергей Кирилин

 

© Рената Кирилина, 2019

© Сергей Кирилин, 2019

 

ISBN 978-5-4496-5584-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.