Глава 3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем peaлизации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:

                            (33)

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

                            (34)

Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:

                            (35)

где Мвн — новая валовая маржа, руб.; Мо — желаемая прибыль, руб.;

а — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации; Мви — исходная валовая маржа, руб.; а — новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Рассмотрим характер этих изменений на примере условного пред­приятия, который имеет следующие показатели:

• годовое производство изделий — 100 000 шт.;

• цена одного изделия — 2860 руб./шт.;

• средние переменные расходы — 1 800 руб./шт. При таком объеме реализации, цене и переменных затрат пред­приятие имеет следующие показатели:

• выручка от реализации — (2 860 • 100 000) = 286 млн руб.;

• переменные расходы — (1 800 • 100 000) = 180 млн руб.;

• валовая маржа — 106 млн руб.;

• постоянные расходы — 53 млн руб.

Прибыль равна 53 млн руб.

Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и ка­ков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уро­вень прибыли.

Итак: новая цена — (2860 + 286) = 3146 руб./шт.;

новая выручка — 3146 руб./шт. • 100 000 = 314,6 млн руб.; переменные расходы — (1800-100 000) = 180 млн руб., или 57% в выручке;

валовая маржа — 134,6 млн руб., или 43%; постоянные расходы — 53 млн руб., или 17%.

Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26% от выручки.

Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%.

Объем реализации, необходимый для достижения прежней ве­личины прибыли при повышении цены согласно формуле (35), составит:

Все это можно оформить так, как показано в табл. 7.

Таблица 7

Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%

Показатели

 

Первоначальный объем, 100 000 шт.

 

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

млн руб. % млн руб. %
Выручка от реализации 314,6   100   246,6   100  
Переменные расходы 180   57   141,1   57  
Валовая маржа 134,6 43 106 42
Постоянные расходы 53 17 53   21,5  
Прибыль 81,6 26 53 21,5

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокра­щение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры зат­рат? Допустим, предприятию в результате модернизации удалось сни­зить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3)=58,3 млн руб., а постоянные издержки —(53 млн руб. + +47,7 млн руб.)=100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти завод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), пока­зан в табл. 8.

Таблица 8

Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%

Показатели

 

Первоначальный объем, 100 000 шт.

 

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

млн руб.   %   млн руб.   %  
Выручка от реализации   286   100   272,3   100  
Переменные расходы   180   62   171,5   63  
Валовая маржа   106   37   100,7   37  
Постоянные расходы   47,7   17   47,7   17,5  
Прибыль 58,3 20 53,0 19,4

 

Влияние изменения объема реализации проанализируем с помо­щью эффекта операционного рычага.

Это означает, что если завод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом дей­ствия операционного рычага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат:

новая выручка при увеличения объема на 10% составит:

(286 + 28,6) = 314,6 млн руб;

переменные расходы — (180 + 18) = 198,0 млн руб.;

валовая маржа равна 116,6 млн руб.;

постоянные расходы равны 53,0 млн руб.;

Прибыль равна 63,6 млн руб.

Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 — 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100).

На основе принятой схемы анализа чувствительности можно оп­ределить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую предприятием.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приво­дит к росту прибыли на 88%; 10%-е изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.

В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется

с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.

где Ипост — постоянные расходы, тыс. руб.;

Rп — пороговая рентабельность, млн руб.

Qп — пороговый объем реализации, шт.;

апр — процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реали­зации, %; Ц — цена изделия, руб.

Запас финансовой прочности в этом случае составляет:

Зпр= (Вр-Rп)=286 млн. руб. - 156,8 млн. руб.=129,2 млн. руб. или почти 45% выручки (129,2 : 286).

Как видим, предприятие имеет большой запас финансовой проч­ности, позволяющий ему свободно оперировать факторами, влия­ющими на ее величину. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.



Заключение

Конечный итог многосторонней деятельности каждого хозяйствующего субъекта — это его финансовые результаты: прибыль или убытки. В редких случаях прибыль и убытки одновременно равняются нулю, что следует считать отрица­тельным результатом, поскольку общая деятельность пред­приятия не принесла положительных эффектов.

В условиях рыночной экономики и переходного к ней пе­риода целевой функцией предприятия становится прибыль. Она — двигатель всех его действий, отражает их эффектив­ность. Прибыль является важным источником финансирова­ния развития и совершенствования производства, удовлетво­рения хозяйственных нужд, социальных потребностей работ­ников и собственников используемого капитала.

По своему содержанию прибыль весьма сложная кате­гория, общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы учас­тников производственного процесса. Как известно, общая сумма прибыли представляет собой разницу между доходами от разных видов деятельности (производственной, торговой, закупочной, коммерческой, финансовых операций и т.д.) и осуществленными затратами на их достижение. На ее разме­ры влияют также внереализационные доходы и убытки.

В балансовой прибыли отражается результативность всех проводимых мероприятий, трансакций. Поэтому уп­равленческие действия следует направить на активизацию решающих факторов, положи­тельно влияющих на улучшение финансовых результатов, максимизацию прибыли.

Общая сумма балансовой прибыли, отражаемая в бух­галтерском балансе, включает в себя:

1) прибыль от реализации основной продукции (това­ров, услуг, работ);

2) прибыль от прочих хозяйственных операций (реали­зации излишних материальных ценностей, транспортного,

подсобного сельского хозяйства и других подразделений, находящихся на балансе предприятия);

3) прибыль от финансовых операций (с ценными бума­гами и другими финансовыми инвестициями);

4) разницу между внереализационными доходами и расходами (полученные и уплаченные штрафы, пени, неп­редвиденные поступления от списанных долгов, потери от стихийных бедствий и т.д.).

Балансовую прибыль в иностранной литературе приня­то называть прибылью брутто, а чистую прибыль (за выче­том обязательных платежей из прибыли) — прибылью нет­то. Одним из важнейших отчетных документов является отчет о прибыли, который анализируется руководством предприятия, с точки зрения дос­тигнутых успехов, и потерях возможностей в важнейших сферах деятельности.

Отчет о прибыли содержит важную информацию о пос­туплениях денежных средств, затратах и финансовых ре­зультатах в каждой сфере деятельности. Их сравнение с пла­новыми заданиями, достижениями прошлых лет позволяет выявить определенные тенденции в образовании прибыли, оценить влияние решающих факторов на ее величину.

Список литературы

 

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994.

2. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1993.

3. Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой Н.М.-М.: Перспектива, 1996.

4. Финансовый менеджмент / Уч.-практ. Рук-во. - М.: Перспектива, 1993.

5. Финансы предприятий. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. - М., 1995. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1995.

6. Экономика предприятия /Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - М.,1996.

7. Финансы. Под ред. Ковалевой М.А.- Финансы и статистика., М.: 1996.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 289.