Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Использования маржинального дохода и производных от него величин

В практике зарубежных стран с рыночной экономикой широко применяется расчет прибыли и определения влияния различных фак­торов на ее величину на основе использования маржинального дохода.

В формализованном виде он может быть представлен в виде:

                            (5)

или

                            (6)

где Вм — маржинальный доход, руб.;

Ип — постоянные расходы, руб.;

Hv — переменные издержки, руб.;

Вр — выручка от продаж, руб.

М — прибыль, руб.

Сама же величина прибыли исходя из сущности маржинального дохода определяется, как:

М=Вмп.                              (7)

В таком виде формула (8) не позволяет сделать какие-либо выводы относительно выявления резервов роста прибыли. Поэтому нa практике делают ряд преобразований с данной формулой. Вo-первых, используют такие показатели, как выручка от продаж удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (а):

а = Вм/М,                              (8)

Вмра                                      (9)

Во-вторых, путем подстановки значений этих показателей в фор­мулу (7), получается другая формула прибыли:

M=Bpa-Ип.                                                       (10)

Формула (10) используется тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж нескольких видов продукции. В этом случае удельный вес маржинального дохода (а) в выручке от про­даж (Вpa ) подсчитывается как средневзвешенная величина.

В тех случаях, когда известно количество проданного товара и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, при­меняют модификацию определения прибыли от продаж. В этом случае маржинальный доход Вм определяется как:

Вм = qa с ,                              (11)

где ас — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

q — количество проданных изделий в натуральных единицах. Подставляя данное значение Вм в формулу (7), получаем ее новое выражение:

М = qасп.                             (12)

На величину прибыли, как это следует из формулы (12), оказывают влияние три группы факторов:

• количество и ассортимент проданной продукции;

• уровень цен на продукцию;

• уровень постоянных расходов.

Приведем расчет по определению влияния вышеназванных фак­торов на величину прибыли с помощью вышеназванных формул. Для этого воспользуемся условным примером. Допустим, что выручка от продаж по плану на нашем предприятия составляет 250 условных денежных единиц (у.д.е), а по факту она равняется 289 у.д.е. Постоянные расходы по плану и фактически не изменились и составили 60 у.д.е. Необходимо определить величину прибыли и резервы ее роста. Структура производства изделий, их продажные цены и другие показатели представлены в табл. 4.

Таблица 4 Исходные данные о продаже товаров

Вид изделия

 

Цена единицы изделия, Це

 

Переменные расходы на единицу изделия, Ип

 

Удельный вес изделий к общему объему продаж, %

по плану фактически
А 12   7 55
В 7   5   40   20  
С   19   11   —   30  
D   18   9   5   50  

Исходя из приведенных данных в табл. 4 определяется при­быль от продаж (Мр) по плану согласно формуле (12).

Предварительно рассчитываются удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции (табл. 5).

Таблица 5 Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие

Вид изделия   Расчет   Результат  
А   (12-7) 12   0,42  
В   (7-5) 7   0,30  
D   (18-9) 18   0,50  

Средневзвешенный удельный вес маржинального дохода в вы­ручке для всего объема продаж по плану равен:

ав= (0,42 • 55+0,3 • 40+0,75 • 15)/100 = 0,376.

Подставив полученные результаты в формулу (12), опреде­лим прибыль от продаж по плану:

Мп= 250 • 0,376 - 60 = 34 у.д.е.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж. Удель­ные веса маржинального дохода в цене за изделие для каждого вида фактически проданной продукции составят:

Вид изделия   Расчет   Результат  
В   (7-5) : 7   0,30  
С   (19-11) : 19   0,42  
D   (18-9) : 18   0,50   

Средневзвешенный аВ для всего объема фактических продаж:

ав= (0,3 • 20+0,42 • 30+0,5 • 50)/100 = 0,436.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и посто­янных расходах:

Мр = 289 • 0,436 - 60 = 66,004 = 66,0 у.д.е.

Сравнение фактической прибыли с плановой показывает ее пре­вышение на 32 условные денежные единицы (66 — 34). Влияние на увеличение прибыли количества проданного и его структуры рас­считывается по формуле (18.12). Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила:

(289 - 250) • 0,376 = 14,664 = 14,7 у.д.е.

Поскольку маржинальный доход и прибыль от продаж при уве­личении объема продаж увеличиваются на одну и ту же сумму, можно считать, что за счет увеличения количества проданного при­быль увеличилась также на 14,7 условных денежных единиц.

Структурные сдвиги в объеме продаж привели к изменению среднего удельного веса: маржинального дохода, что привело к приросту абсолютной суммы маржинального дохода:

(0,436 - 0,376) • 289 = 17,34 = 17,3 у.д.е.

На эту же сумму возросла и прибыль от продаж за счет измене­ния структуры проданного. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию, как известно, могут отклоняться от плановых как в сторону увеличения, так и в сторо­ну уменьшения, что в свою очередь оказывает влияние на сумму прибыли от продаж.

Предположим, что 8% общего объема продаж изделий «В» было продано по завышенной цене — по 10 условных денежных единиц за каждое изделие. Соответственно увеличилась общая сумма факти­ческой выручки от продажи и составила 341,8 у.д.е.

Для расчета влияния этого увеличения цены дополнительно оп­ределяется удельный вес маржинального дохода в цене за изделие для вида «В», проданного по завышенной цене: (10 — 5) : 10 = 0,5 и, используя предыдущие расчеты, определяется средний аВ для нового объема фактических продаж (при завышенной цене):

ав= (0,3 • 12+0,5 • 8+0,42 • 30+0,5 • 50 ) / 100 = 0,452 у.д.е.

Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, факти­ческих завышенных ценах и сокращении уровня постоянных расхо­дов равна:

М = 341,8 • 0,452-60 = 94,4936 = 94,5 у.д.е.

Для расчета влияния увеличения цены изделия «В» на при­быль от продаж сопоставляют два уровня фактической прибыли: один — с учетом увеличения цены, а другой — при условии того, что цены находились на уровне, предусмотренном в плане: 94,5 — 66 = 28,5 условных денежных единиц.

Постоянные расходы также влияют на сумму прибыли от про­даж. Они неизменны лишь условно и в отдельных случаях их фак­тический уровень может отклоняться от планового. Увеличение по­стоянных расходов снижает сумму прибыли от продаж, и наобо­рот, уменьшение постоянных расходов увеличивает прибыль от продаж.

В нашем примере сумма постоянных расходов увеличилась на 7 условных единиц, что на столько же уменьшило сумму прибы­ли. Фактические постоянные расходы с учетом увеличения соста­вили 67 условных денежных единиц (60+7). Окончательная сумма прибыли от продаж с учетом изменений всех факторов (количе­ства и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) составила:

М = 341,8 • 0,452-67 = 87,4936 = 87,5 у.д.е.

Таким образом, влияние отдельных факторов на изменение при­были в этом случае показано в табл. 6.

 

Таблица 7 Влияние факторов на прибыль от продаж, у.д.е.

Показатели Сумма
Отклонение прибыли от продаж — всего (87,5 - 34) +53,5
В том числе за счет факторов:  
увеличение количества проданных товаров +14,7
изменение структуры продаж + 17,3
увеличение цены изделия «В» +28,5
увеличение постоянных расходов -7

Дата: 2019-11-01, просмотров: 192.