Максимизация прибыли на основе применения предельных величин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

                            (3)

где Mn(q) — предельная прибыль от объема продукции;

MR(q) — предельный доход (выручки) от объема продукции;

MC(q) — предельные издержки от объема продукции.

 

 

Рис. 1. Общая схема планирования прибыли

 

Из формулы (3) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному до­ходу:

MR(q)=MC(q).                              ( 4 )

Поясним это на условном примере работы одного из предприя­тий. Данные о выпуске количества изделий, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения, а также результаты расчета средних и предельных издержек, на единицу изделия, приведены в табл. 1 (цифры для удобства округлены).

Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответ­ствующие количеству возможной реализации изделий. Функция спро­са от цены получена на основе линейного уравнения:

q = -4,78р+13 712,1.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле:

В количестве 3000 шт.:

Таблица 1

Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек

Коли­чество изделий   Цена руб./ шт.   Валовой доход (выруч­ка), тыс. руб.   Валовые издерж­ки, тыс. руб.   При­быль, тыс. руб.   Предель­ный доход, руб./шт.   Предель­ные издержки, руб./шт.   Предель­ная прибыль, руб./шт.  
—   Р   Вп(ТР)   ТС   М=(3)-(4)   MR   МС   Мп  
пl   2   3   4   5   6   7   8  
1000   2659   2659   2630   29   2659   2630   29  
2000   2450   4900   3340   1560   2241   710   1531  
3000   2241   6723   4020   2703   1833   880   1143  
4000   2031   8124   4540   3584   1401   520   881  
5000   1822   9110   5025   4085   986   485   501  
6000   1613   9678   5600   4078   568   575   —7  
7000   1484   9828   6420   3408   150   820   -670  
8000   1195   9560   7615   1945   -268   1195   -1463  
9000   986   8874   9310   -436   -686   1695   -2381  
10000   777   7770   13675   -5905   -1104   4365   -5469  

В количестве 6000 шт.:

В количестве 8000 шт.:

При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.

Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из преды­дущей строки. Например, предельная прибыль равна:

для объема продаж 5000 шт. —

для объема продаж 7000 шт. —

Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (прирост­ные) показатели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной кон­куренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые пред­приятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях сво­бодной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.

Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при ко­тором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р = MC ( q ).

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производ­стве, издержках, прибыли, а также предельных величин приведены в табл. 2.

Таблица 2 Экономические показатели и расчеты предельных величин

Выпуск банок

 

Цена, тыс. руб. шт.

 

Валовой доход (выручка), тыс. руб.   Валовые издержки тыс. руб.   Прибыль, млн руб.   Предельный доход, тыс. руб./шт.   Предельные издержки, тыс. руб./шт.   Предельная прибыль, тыс. руб./шт.  
Вр   ТС   Вр-ТС   MR = P   МС   (6) - (7)  
1   2   3   4   5   6   1   8  
0   135           -7200   —   —   —  
35   135   4725   9240   -4515   135   54   77  
150   135   20250   13200   7050   135   34   101  
210   135   38350   15840   12510   135   44      
250   135   33750   18000   15750   135          
270   135   36450   19680   16770   135          
288   135   38880   21312   17586   135       44  
305   135   41175   22920   18255   135   95   40  
316   135   45525   24360   18165   135   144   -9  
316   135   42660   24510   18150   135   150      
317   135   42795   24672   18123   135   162      
318   135   42930   24852   18078   135   180      
319   135   43065   25056   18009   135   204      
320   135   43200   25269   17904   135   240   -105  

Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных раз­мерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена зада­ется рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой до­ход выражается линейным уравнением с нулевым свободным чле­ном и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:

Вр=135000 q .

Максимальная прибыль получается при объемах реализации око­ло 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.

В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю.

При дальнейшем росте объема реализации она становится отри­цательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.

Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в раз­мере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реали­зацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.

Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл. 3).

Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль»

Изменение прибыли

 

Изменение цены

 

 

Повышается

 

Понижается

 

 

1

 

2

 

3

 

 

Прибыль увеличивается

 

Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)

 

Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли

 

 

Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)

Эластичный спрос

 

 

 

Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

 

 

Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

 

 

Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

 

Уход с рынка ряда конкурентов

 
 

Прибыль

уменьшается

 

Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

 

 

Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)

 

 

 

 

Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

 

Уход с рынка

 

 

 

Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

 

 

 

Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*

             

* Ценообразование и рынок: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — С. 204—217.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 209.