Асимметрия информации в рекламной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Асимметрия информации существует и в рекламной деятельности. Реклама является связующим элементом между производством и потреблением. Её роль состоит в информировании потребителей о товарах, их свойствах, качестве и ценах, рынках, производителях с целью ускорения реализации потребительной стоимости.

Причина формирования асимметрии информации в рекламе является конкуренция производителей; объективным условием её возникновения является асимметрия товарного производства, а субъективным – незнание многими потребителями свойств товара и градаций его качества.

В экономической литературе асимметрия информации рассматривается на рынках подержанных автомобилей, труда, страхования, кредитов и сбережений, где представлена дихотомией (т.е. с ярко проявляющейся полярной асимметрией информации): обладает или не обладает информацией субъект рынка о качестве товара, квалификации работника, возможностях возврата кредита и др. Неполнота информации на рынке оказывает влияние на формирование равновесных цен, неблагоприятный отбор и сжатие рынков.

На основе исследования асимметрии информации, проявляющейся на различных рынках, автор приходит к выводу, что асимметрия информации о качестве товара оказывает влияние на развитие рынка, но не приводит к его сжатию, как отмечается во многих исследованиях. Покупатель не знает действительного качества подавляющей массы товаров, но от этого не происходит разрушение рынка этих товаров. Относительно низкое качество товаров отсекается при повторных покупках или «тонет» в потреблении.

Роль рекламы противоречива в настоящее время. С одной стороны, она снижает асимметрию информации, с другой, - увеличивает её. Информационная реклама дифференцированного по качеству товара снижает асимметрию информации у потребителей. Убеждающая реклама, наоборот, создаёт искусственную дифференциацию товара по качеству посредством информационного превосходства и увеличивает асимметрию информации у потребителей, что активизирует нерациональный спрос на товар и появление импульсных покупок. С помощью рекламы могут сбываться товары среднего и низкого качества, но представляемые как высококачественные, а также некачественные товары, о потенциальном качестве которых потребитель знает (на основе хороших образцов), а о качестве поставляемых товаров после заключения контракта не знает. Товары высокого качества имеют более высокую цену (в условиях не жёсткой конкуренции). Однако фирмы могут устанавливать разные уровни цен на товары (аналогичные по потребительским свойствам, качеству, издержкам производства), что вводит потребителей в заблуждение о качестве товара. Эта асимметрия информации обусловлена отсутствием информации у потребителей о величине и структуре издержек и качестве товара.

Асимметрия информации о качестве товаров и их ценах может приводить, с одной стороны, к увеличению объёма реализации товара и получению добавочной прибыли, а, с другой, при повторных покупках, – к сокращению. Асимметрия информации о качестве товара у потребителей позволяет продавать изделия без реальных преимуществ в качестве по цене значительно выше средней, не приводя к сокращению рынка.

При отсутствии конкурентов производитель может давать минимальный объем информации, которого достаточно для того, чтобы покупатели знали, где можно купить товар определенного рода. В условиях конкуренции этого недостаточно. У фирм есть прямая заинтересованность в увеличении степени несоразмерности информации в свою пользу за счёт усиления интенсивности рекламных сообщений, увеличения широты охвата целевой аудитории и использования различных методов психоанализа, то есть в создании её асимметрии. Увеличение асимметрии информации о потребительских свойствах, образах товаров, предпочтениях приводит к изменению представления о социальном статусе потребителей и к увеличению ценности товара.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 272.