4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | Способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.1 | Способность применять критический анализ информации для целей систематизации информации об объекте исследования |
УК ОС-5 | Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества | УК ОС-5.1 | Способность различать специфику сословной этнической, религиозной, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья в различных исторических, культурных контекстах |
Этап освоения компетенции | Показатель оценивания | Критерий оценивания |
УК ОС-1.1 Способность применять критический анализ информации для целей систематизации информации об объекте исследования | при решении задач определяет пробелы в информации, самостоятельно проводит сбор информации; формулирует точные вопросы для ее получения; самостоятельно проводит оценку достоверности собранной информации | найдены возможные источники информации; проведена работа с разноплановыми источниками и сформулированы точные вопросы для ее получения; использована вся необходимая современная научная и общекультурная информация; руководствуется принципами научной объективности и историзма; собрана полная информация об объекте; исключена недостоверная информация |
УК ОС – 5.1 Способность различать специфику сословной, этнической, религиозной, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья в различных исторических, культурных контекстах | находит основные теоретические концепции по вопросам сословных, этнических, религиозных, гендерных, возрастных отличий и физических ограничений; определяет круг понятий сословных, этнических, религиозных различий, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья; показывает примеры существования различий и дискриминации на разных исторических этапах, а также их реализации в повседневной жизни | выявлены достижения культуры, имеющие отношение к гармоничному сосуществованию разнообразных систем ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития; продемонстрирована возможность извлекать необходимую информацию из исторических событий, связанную с различными аспектами дискриминации; проиллюстрированы суждения по вопросам различных видов дискриминации примерами из истории, а также проводит аналогии с повседневной жизнью |
Типовые оценочные средства
Типовые теоретические вопросы для подготовки к экзамену
1. История как наука, ее предмет и функции. Методология истории.
2. Проблема этногенеза восточных славян в исторической науке. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства.
3. Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке. Древнерусское государство в середине IX – XII вв.
4. Причины и сущность периода раздробленности в оценках историков. Характеристика Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской земли. Последствия раздробленности Руси.
5. Монгольская империя. Завоевание русских княжеств. Проблема монгольского ига в исторической литературе.
6. Образование Русского централизованного государства: предпосылки, этапы, особенности и историческое значение.
7. Кризис в Русском государстве в конце XVI – начале XVII в.: причины, этапы, основные события, последствия. Трактовки кризиса в исторической науке.
8. Россия в XVII в.: правление первых Романовых.
9. Реформы Петра I и начало преобразования традиционного общества в России. Особенности российского абсолютизма.
10.Идейно-политическая борьба во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты: причины, сущность, основные события, последствия.
11.Российская империя в период правления Екатерины II. Особенности российского варианта «просвещенного абсолютизма».
12.Россия в период правления Александра I: внутренняя и внешняя политика, общественно-политическая мысль и общественное движение.
13.Россия в период правления Николая I: внутренняя и внешняя политика, общественно-политическая мысль и общественное движение.
14.Реформы Александра II как новый этап модернизации страны. Оценки реформ в исторической науке.
15.Россия во второй половине XIX в.: общественно-политическая мысль и общественное движение.
16.Особенности развития России в пореформенный период. Внутренняя и внешняя политика Александра III.
17.Россия на рубеже XIX-XX вв. Причины, характер, особенности и значение первой русской революции. Реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия.
18.Первая мировая война: причины, основные театры военных действий. Российское общество и государство в период Первой мировой войны.
19.Общенациональный кризис в России. Причины, характер, особенности и значение Февральской революции 1917 г. Трактовки февральских событий в исторической науке.
20. Политические процессы весны-осени 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. II съезд Советов и его решения.
21. Гражданская война в России: причины, основные противоборствующие силы, этапы, последствия.
22. Социально-экономическое развитие СССР в 1920-е годы. НЭП.
23. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Форсированная индустриализация и коллективизация.
24. Формирование и трансформация советской политической системы в 1920 – 1930-е гг. Конституции СССР 1924 и 1936 гг.
25. Вторая мировая война: причины, характер. Внутренняя и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
26. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, этапы, итоги. Источники, цена победы. Дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны.
27. СССР в начале 1950-х – первой половине 1960-х гг. «Хрущевская оттепель» и попытки проведения реформ.
28. СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Конституция СССР 1977 г. Нарастание кризисных явлений в жизни советского общества. Необходимость преобразований.
29. СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.): цели реформ, пути реализации и причины неудач. Распад СССР.
30. Современная Россия (1990-2000-е гг.): становление и развитие новой государственности, экономические и социальные реформы, внешняя политика.
Студентам выдается кейс с практическим заданием. Ответ сдается преподавателю в письменной форме (второй вопрос в билете).
Пример типового кейса для экзамена
Из сочинения историка В.О. Ключевского:
«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то... В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела... Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги... Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».
Типовые задания к кейсу:
1). Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
2). О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.
3). Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
4). Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений?
5). В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Пример экзаменационного билета
Билет № 1
1. Гражданская война (1917-1921 гг.) в России: причины, основные противоборствующие силы, последствия.
2. Проанализируйте информацию, изложенную в кейсе. Выполните задания:
1). Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
2). О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.
3). Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
4). Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений?
5). В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Билет № 2
1. «Просвещенный абсолютизм» в Европе. Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II.
2. Проанализируйте информацию, изложенную в кейсе. Выполните задания:
1). Назовите год, к которому относятся описанные в документе события, и имя великого князя, с которым они связаны.
2). Как автор относится к событиям, о которых он повествует? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования Вашего мнения.
3). Чем закончилась описанная в документе битва?
4). Какие причины именно такого исхода битвы указывает автор? Назовите две причины.
5). В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 245.