Оценочные средства для промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-1 Способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции УК ОС-1.1   Способность применять критический анализ информации для целей систематизации информации об объекте исследования  
УК ОС-5 Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества УК ОС-5.1     Способность различать специфику сословной этнической, религиозной, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья в различных исторических, культурных контекстах

 

Этап освоения компетенции Показатель оценивания Критерий оценивания
УК ОС-1.1 Способность применять критический анализ информации для целей систематизации информации об объекте исследования при решении задач определяет пробелы в информации,   самостоятельно проводит сбор информации;   формулирует точные вопросы для ее получения;   самостоятельно проводит оценку достоверности собранной информации найдены возможные источники информации;   проведена работа с разноплановыми источниками и сформулированы точные вопросы для ее получения;   использована вся необходимая современная научная и общекультурная информация;   руководствуется принципами научной объективности и историзма;   собрана полная информация об объекте;   исключена недостоверная информация
УК ОС – 5.1 Способность различать специфику сословной, этнической, религиозной, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья в различных исторических, культурных контекстах находит основные теоретические концепции по вопросам сословных, этнических, религиозных, гендерных, возрастных отличий и физических ограничений;   определяет круг понятий сословных, этнических, религиозных различий, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья;   показывает примеры существования различий и дискриминации на разных исторических этапах, а также их реализации в повседневной жизни выявлены достижения культуры, имеющие отношение к гармоничному сосуществованию разнообразных систем ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;   продемонстрирована возможность извлекать необходимую информацию из исторических событий, связанную с различными аспектами дискриминации;   проиллюстрированы суждения по вопросам различных видов дискриминации примерами из истории, а также проводит аналогии с повседневной жизнью  

Типовые оценочные средства

Типовые теоретические вопросы для подготовки к экзамену

1. История как наука, ее предмет и функции. Методология истории.

2. Проблема этногенеза восточных славян в исторической науке. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства.

3. Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке. Древнерусское государство в середине IX – XII вв.

4. Причины и сущность периода раздробленности в оценках историков. Характеристика Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской земли. Последствия раздробленности Руси.

5. Монгольская империя. Завоевание русских княжеств. Проблема монгольского ига в исторической литературе.

6. Образование Русского централизованного государства: предпосылки, этапы, особенности и историческое значение.

7. Кризис в Русском государстве в конце XVI – начале XVII в.: причины, этапы, основные события, последствия. Трактовки кризиса в исторической науке.

8. Россия в XVII в.: правление первых Романовых.

9. Реформы Петра I и начало преобразования традиционного общества в России. Особенности российского абсолютизма.

10.Идейно-политическая борьба во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты: причины, сущность, основные события, последствия.

11.Российская империя в период правления Екатерины II. Особенности российского варианта «просвещенного абсолютизма».

12.Россия в период правления Александра I: внутренняя и внешняя политика, общественно-политическая мысль и общественное движение.

13.Россия в период правления Николая I: внутренняя и внешняя политика, общественно-политическая мысль и общественное движение.

14.Реформы Александра II как новый этап модернизации страны. Оценки реформ в исторической науке.

15.Россия во второй половине XIX в.: общественно-политическая мысль и общественное движение.

16.Особенности развития России в пореформенный период. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

17.Россия на рубеже XIX-XX вв. Причины, характер, особенности и значение первой русской революции. Реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия.

18.Первая мировая война: причины, основные театры военных действий. Российское общество и государство в период Первой мировой войны.

19.Общенациональный кризис в России. Причины, характер, особенности и значение Февральской революции 1917 г. Трактовки февральских событий в исторической науке.

20. Политические процессы весны-осени 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. II съезд Советов и его решения.

21. Гражданская война в России: причины, основные противоборствующие силы, этапы, последствия.

22. Социально-экономическое развитие СССР в 1920-е годы. НЭП.

23. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Форсированная индустриализация и коллективизация.

24. Формирование и трансформация советской политической системы в 1920 – 1930-е гг. Конституции СССР 1924 и 1936 гг.

25. Вторая мировая война: причины, характер. Внутренняя и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

26. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, этапы, итоги. Источники, цена победы. Дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны.

27. СССР в начале 1950-х – первой половине 1960-х гг. «Хрущевская оттепель» и попытки проведения реформ.

28. СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Конституция СССР 1977 г. Нарастание кризисных явлений в жизни советского общества. Необходимость преобразований.

29. СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.): цели реформ, пути реализации и причины неудач. Распад СССР.

30. Современная Россия (1990-2000-е гг.): становление и развитие новой государственности, экономические и социальные реформы, внешняя политика.

Студентам выдается кейс с практическим заданием. Ответ сдается преподавателю в письменной форме (второй вопрос в билете).

Пример типового кейса для экзамена

Из сочинения историка В.О. Ключевского:

«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то... В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела... Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги... Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

Типовые задания к кейсу:

1). Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

2). О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.

3). Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

4). Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений?

5). В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?

 

Пример экзаменационного билета

Билет № 1

1. Гражданская война (1917-1921 гг.) в России: причины, основные противоборствующие силы, последствия.

2. Проанализируйте информацию, изложенную в кейсе. Выполните задания:

1). Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

2). О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.

3). Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

4). Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений?

5). В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?

 

Билет № 2

1. «Просвещенный абсолютизм» в Европе. Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II.

2. Проанализируйте информацию, изложенную в кейсе. Выполните задания:

1). Назовите год, к которому относятся описанные в документе события, и имя великого князя, с которым они связаны.

2). Как автор относится к событиям, о которых он повествует? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования Вашего мнения.

3). Чем закончилась описанная в документе битва?

4). Какие причины именно такого исхода битвы указывает автор? Назовите две причины.

5). В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 224.