4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.1.01.01 «История ч.1. История России» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
– при проведении занятий лекционного типа: опрос, тестирование;
– при проведении занятий семинарского типа: коллоквиумы, тестирование, ролевые игры, опрос, групповые аналитические задания, групповые творческие задания;
– при контроле внеаудиторной самостоятельной работы: домашняя контрольная работа, эссе.
4.1.2. Экзамен проводится с применением следующих методов (средств):
Экзамен по дисциплине Б1.Б.1.01.01 «История ч.1. История России» проводится письменно по билетам: теоретический вопрос и практическое задание.
Общая продолжительность проведения итоговой письменной работы (экзамена) составляет два академических часа.
Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся
Типовые оценочные материалы по теме 1 «История как наука. Предмет, методология и методы исторического познания»
Пример опроса
Вопросы студентам:
- происхождение слова «история»;
- значения термина «история»;
- социальные функции истории;
- место истории в системе социально-гуманитарного знания, её связи с другими науками;
Типовые оценочные материалы по теме 2 « Особенности становления государственности в России и мире»
Пример опроса
Дается сравнительная таблица «стартовых» условий формирования европейских государств и России, раскрываются основные факторы, оказавшие влияние на этот процесс, на становление государства и общества.
Вопросы студентам:
- какие теории происхождения государства вы знаете?
- дать определение понятия «государство»;
-«великое переселение народов» и его значение для возникновения европейских государств; - римское наследие Европы;
-общие черты и отличия становления государства в России и в странах Европы;
Типовые оценочные материалы по теме 3 « Русские земли в XIII- XV вв. и европейское средневековье»
Пример группового задания
Групповое задание: « Русские земли и княжества в XIII – XV вв.: от раздробленности к началу объединительного процесса»
Задание для групп: анализ одного из вариантов политического и социально-экономического развития русских земель и княжеств в период раздробленности, подготовка сообщения, презентация.
1 группа - характеристика Новгородской боярской республики;
2 группа - характеристика Галицко-Волынского княжества;
3 группа - характеристика Владимиро-Суздальского княжества;
4 группа – характеристика Великого княжества Литовского;
5 группа – характеристика Великого княжества Московского.
В результате выступлений групп и обсуждения необходимо проанализировать альтернативы в процессе объединения русских земель, причины «возвышения Москвы».
Типовые оценочные материалы по теме 4 « Россия в XVI- XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации»
Пример коллоквиума
Примерные вопросы для коллоквиума:
- какие задачи стояли перед страной, только что преодолевшей период раздробленности?
-дать определение понятия «централизованное государство»;
- место и роль Ивана Грозного в процессе становления единого Русского государства;
- реформы и опричнина: почему произошел переход от постепенных преобразований к насильственным методам централизации?
- опричнина: в каком соотношении находятся «цель» и «средства» ее достижения?
- Смутное время как социальный кризис всего российского общества;
- почему Земский собор избрал на трон Михаила Романова? Роль компромисса в преодолении кризиса;
- первые Романовы – их роль в восстановлении государственности, развитии государства и общества;
- формирование предпосылок для преобразований Петра Первого.
Типовые оценочные материалы по теме 5 « Российская империя и мир в XVIII- XIX вв.: промышленный переворот и попытки модернизации»
Пример ролевой игры
Ролевая игра «Петр Первый: итоги преобразовательной деятельности».
За две недели преподаватель вместе с обучающимися обсуждает замысел игры, знакомит участников с правилами, памятками ведения ролевых игр, дает список литературы, создаются группы участников игры с учетом способностей и интересов. За неделю проводится консультация, обсуждаются непонятные вопросы.
Группы (соответственно выбранным ролям):
Группа № 1. Дворяне.
Группа № 2. Бояре.
Группа № 3. Духовенство.
Группа № 4. Горожане.
Группа № 5. Крестьяне.
Группа № 6. Историки.
Задание:
· Выскажите суждения об отношении определенной социальной группы к деятельности Петра I.
· Какие реформы вызывали их одобрение или недовольство?
· Для участия в споре выберите 1 представителя группы.
· Результаты обсуждения зафиксируйте письменно в виде схемы, таблицы или ключевых выводов (на отдельном листе).
Для выполнения задания необходимо вспомнить:
· Какие реформы, проводимые в России в XVI – XVII вв., повлияли на развитие страны.
· Сравнить, что представляли собой социальные группы XVI – XVII вв. и определить, что изменилось в их положении при Петре I в результате его деятельности?
· Как связаны между собой цели, средства проведения реформ и результаты?
Представители от каждой группы занимают место за отдельным столом, начинается дискуссия. Каждый представитель социальной группы высказывает свою точку зрения. Все остальные обучающиеся в группах слушают участников дискуссии и заполняют таблицу.
Отношение общества к преобразованиям Петра I
Одобрение | Недовольство | |
Экономические реформы | ||
Военная реформа | ||
Реформа органов государственной власти | ||
Изменение положения церкви | ||
Изменение положения сословий | ||
Преобразования в сфере культуры и быта |
После дискуссии группы представляют свои выводы. Каждая группа записывает итоги преобразовательной деятельности Петра I на отдельных листах. Впоследствии листы вывешиваются на доску, и участники каждой группы могут сравнить и дописать недостающую информацию.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 184.