ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДЕНА Кафедрой философии и политологии Протокол от «06» марта 2019 г. № 6 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.1.01.01 История ч.1. История России
краткое наименование - И ч.1. ИР
по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
профиль:
Государственное управление и правовое регулирование
(с углубленным изучением иностранных языков)
квалификация: бакалавр
форма обучения: очная
Год набора – 2019
Екатеринбург, 2019 г.
Авторы-составители:
д-р ист. наук, доцент кафедры философии и политологии В.И. Цепилова
канд. ист. наук, доцент кафедры философии и политологии Т.Г. Шумкина
Заведующий кафедрой философии и политологии:
д-р филос. наук, профессор Ю.Г. Ершов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 13
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 27
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 28
6.1. Основная литература. 28
6.2. Дополнительная литература. 28
6.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся. 29
по дисциплине. 29
6.4. Нормативно-правовые документы.. 29
6.5. Интернет-ресурсы и справочные системы.. 30
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 30
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.1.01.01 «История. Ч.1. История России» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | Способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции | УК ОС-1.1 | Способность применять критический анализ информации для целей систематизации информации об объекте исследования |
УК ОС-5 | Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества | УК ОС-5.1 | Способность различать специфику сословной этнической, религиозной, гендерной, возрастной дискриминации и дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья в различных исторических, культурных контекстах |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
БКТ Умение мыслить стратегически (системно) | УК ОС-1.1 | на уровне знаний: - этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; - закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; на уровне умений: - применять знания в профессиональной деятельности, учитывая и опираясь на исторический опыт страны; - анализировать исторические источники; - осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи; - анализировать причинно-следственные связи в развитии российского государства и общества; определять место чeловека в историческом процессе и политической организации общества; - выражать и аргументировано отстаивать свою позицию. |
БКТ Коммуникативные умения | УК ОС – 5.1 | на уровне знаний: - важнейшие достижения культуры и разнообразные системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; на уровне умений: - извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; - проявлять уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям России. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина Б1.Б.1.01.01 «История ч.1. История России» относится к дисциплинам базовой части учебного плана. На очной форме обучения изучается на 1 курсе в первом семестре в соответствии с учебным планом.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 ч.).
На контактную работу с преподавателем выделено по очной форме обучения 52 ч. (из них: 20 ч. лекций и 32 ч. практических занятий); на самостоятельную работу выделено по очной форме обучения 65 ч.; контроль – 27 ч.
Форма промежуточной аттестации на очной форме обучения согласно учебному плану – экзамен.
3. Содержание и структура дисциплины
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, час. | Форма | |||||
Всего
Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий
СР
Очная форма обучения
Промежуточная аттестация
Всего:
О – опрос, ДКР – домашняя контрольная работа, Т – тестирование, К – коллоквиум, РИ – ролевая игра, Гр.З – задание для работы малыми группами, Э – эссе, ИПР – итоговая письменная работа
Содержание дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1 | История как наука. Предмет, методология и методы исторического познания | Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, устные, аудио-визуальные, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. |
2 | Особенности становления государственности в России и мире | Сравнительный анализ образования государственности в Европе, Азии, России. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Территория России в системе Древнего мира. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. |
3 | Русские земли в XIII- XV вв. и европейское средневековье | Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти. |
4 | Россия в XVI- XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации | XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры. |
5 | Россия и мир в XVIII – XIX вв.: промышленный переворот и попытки модернизации | XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и других территорий на юге. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи. Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренних и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия. |
6 | Реформы и революции начала XX вв. Политические партии: генезис, программы | Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности. Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю. Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. I мировая война: предпосылки, ход, итоги Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Влияние первой мировой войны на европейское развитие. Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений. Новая фаза европейского капитализма. |
7 | Россия и мир в ХХ веке | Участие России в Первой мировой войне. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции 1917 г. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, методы, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939–1941 гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. Превращение США в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950–1953 гг. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Реформаторские поиски Н.С. Хрущева. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г. в Чехословакии. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением ядерного оружия. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Экономические реформы начала 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. |
8 | Россия и мир в XXI веке | Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в 2001-2016 гг. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. |
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
Пример опроса
Вопросы студентам:
- происхождение слова «история»;
- значения термина «история»;
- социальные функции истории;
- место истории в системе социально-гуманитарного знания, её связи с другими науками;
Пример опроса
Дается сравнительная таблица «стартовых» условий формирования европейских государств и России, раскрываются основные факторы, оказавшие влияние на этот процесс, на становление государства и общества.
Вопросы студентам:
- какие теории происхождения государства вы знаете?
- дать определение понятия «государство»;
-«великое переселение народов» и его значение для возникновения европейских государств; - римское наследие Европы;
-общие черты и отличия становления государства в России и в странах Европы;
Пример коллоквиума
Примерные вопросы для коллоквиума:
- какие задачи стояли перед страной, только что преодолевшей период раздробленности?
-дать определение понятия «централизованное государство»;
- место и роль Ивана Грозного в процессе становления единого Русского государства;
- реформы и опричнина: почему произошел переход от постепенных преобразований к насильственным методам централизации?
- опричнина: в каком соотношении находятся «цель» и «средства» ее достижения?
- Смутное время как социальный кризис всего российского общества;
- почему Земский собор избрал на трон Михаила Романова? Роль компромисса в преодолении кризиса;
- первые Романовы – их роль в восстановлении государственности, развитии государства и общества;
- формирование предпосылок для преобразований Петра Первого.
Пример ролевой игры
Ролевая игра «Петр Первый: итоги преобразовательной деятельности».
За две недели преподаватель вместе с обучающимися обсуждает замысел игры, знакомит участников с правилами, памятками ведения ролевых игр, дает список литературы, создаются группы участников игры с учетом способностей и интересов. За неделю проводится консультация, обсуждаются непонятные вопросы.
Группы (соответственно выбранным ролям):
Группа № 1. Дворяне.
Группа № 2. Бояре.
Группа № 3. Духовенство.
Группа № 4. Горожане.
Группа № 5. Крестьяне.
Группа № 6. Историки.
Задание:
· Выскажите суждения об отношении определенной социальной группы к деятельности Петра I.
· Какие реформы вызывали их одобрение или недовольство?
· Для участия в споре выберите 1 представителя группы.
· Результаты обсуждения зафиксируйте письменно в виде схемы, таблицы или ключевых выводов (на отдельном листе).
Для выполнения задания необходимо вспомнить:
· Какие реформы, проводимые в России в XVI – XVII вв., повлияли на развитие страны.
· Сравнить, что представляли собой социальные группы XVI – XVII вв. и определить, что изменилось в их положении при Петре I в результате его деятельности?
· Как связаны между собой цели, средства проведения реформ и результаты?
Представители от каждой группы занимают место за отдельным столом, начинается дискуссия. Каждый представитель социальной группы высказывает свою точку зрения. Все остальные обучающиеся в группах слушают участников дискуссии и заполняют таблицу.
Отношение общества к преобразованиям Петра I
Одобрение | Недовольство | |
Экономические реформы | ||
Военная реформа | ||
Реформа органов государственной власти | ||
Изменение положения церкви | ||
Изменение положения сословий | ||
Преобразования в сфере культуры и быта |
После дискуссии группы представляют свои выводы. Каждая группа записывает итоги преобразовательной деятельности Петра I на отдельных листах. Впоследствии листы вывешиваются на доску, и участники каждой группы могут сравнить и дописать недостающую информацию.
Пример эссе
Темы эссе:
1. НЭП: опыт и уроки.
2. Индустриализация и коллективизация в Советской России: цели, методы, цена.
3. Складывание административно-командной системы: «большой террор» и сопротивление сталинизму.
4. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: итоги и уроки.
5. Мир после войны: «холодная война» и противостояние двух политических систем.
6. Хрущевская «оттепель» и незавершенные реформы 1950–1960-х годов.
7. На грани третьей мировой войны: уроки Карибского кризиса.
8. Афганский синдром: Советско-афганская война 1979–1989 гг. и судьбы
воинов-интернационалистов.
9. Эпилог Советской эпохи: задачи и противоречия Перестройки (1985–1991 гг.).
10. Августовский путч 1991 г.: события и версии.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Качество работы оценивается по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).
Пример домашней контрольной работы
Тема ДКР: «Становление и развитие современной Российской государственности (1992-2015 гг.)»
ДКР должна содержать ответы на вопросы:
- распад Союза ССР и его влияние на состояние экономики;
- политический кризис 1991-1993 гг.;
- Конституция 1993 г. и изменения, которые вносились в нее за весь период времени, в системе государственного управления, избирательной системе;
- основные политические партии современной России: программы, тактика;
- социальное развитие страны: проблемы и перспективы;
- выводы.
Выполнение ДКР направлено на развитие навыков самостоятельного творческого мышления, аналитических способностей, навыков работы с историческими и историографическими источниками, научной литературой, способности к критическому восприятию информации, навыков письменного изложения собственных умозаключений. Контрольная работа должна быть написана на основе нескольких источников информации (не менее пяти). Обязательным требованием является указание списка использованных источников и литературы.
Качество работы оценивается по следующим критериям: соответствие содержания работы заданию; самостоятельность выполнения работы; способность аргументировать положения и выводы; обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы; уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).
Ордынский выход
6) воеводы
АГЕ
6. При каком князе стал использоваться титул «государь всея Руси»:
1) Василий II | 3) Василий III |
2) Иван III | 4) Иван IV |
7. Высшее сословно-представительное учреждение в России в XVI – XVII вв.:
1) Избранная рада | 3) Земский собор |
2) Боярская дума | 4) Государственный совет |
8. Что из перечисленного произошло в первой половине XIX века:
1) учреждение Правительствующего Сената | 3) учреждение Верховного тайного совета |
2) учреждение Государственного совета | 4) учреждение Государственной думы |
Вариант I.
1. Сравнительный анализ генезиса и развития западноевропейской и восточноевропейской (российской) цивилизаций.
2. Сталинская модернизация: общие черты и особенности становления индустриального общества.
3. Суверенная Россия на пути реформ (проанализировать одну из реформ).
Вариант II.
1. Сравнительный анализ Киевской и Московской Руси/России (общие черты и особенности).
2. Системный кризис в России (1916-1920 гг.)
3. Советский этап в развитии России: достижения и утраты.
Вариант III.
1. Россия в XVIII веке: проблема догоняющего типа развития и ее решение.
2. Реформы 60–70-х гг. XIX в. как проявление противоречивости развития российской цивилизации.
3. Культура и духовная жизнь общества в условиях современного развития России.
Вариант IV.
1. Общие черты и особенности становления российской цивилизации: Киевская Русь в системе европейских государств.
2. Первая мировая война как кризис мировой цивилизации. Роль Первой мировой войны в российской истории.
3. Проблемы становления современной российской государственности.
Вариант V.
1. Общие черты и особенности формирования Российской империи (сравнить с какой-либо европейской или азиатской империей).
2. Общественная мысль и общественные движения первой половины XIX в.: консервативное, либеральное и радикальное направления.
3. Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Вариант VI.
1. Смутное время как проявление кризиса российской цивилизации.
2. Петровские преобразования и социокультурный раскол российского общества.
3. Уроки гражданской войны 1918-1920 гг.
Вариант VII.
1. Общественная мысль и общественные движения второй половины XIX в.: влияние западноевропейской цивилизации и национальные основы.
2. Хрущевская «оттепель» и причины ее ограниченности.
3. Распад СССР: причины и последствия.
Вариант VIII.
1. Образование централизованного государства: общее и особенное (сравнить с аналогичными процессами в Западной Европе).
2. Образование СССР: проблема преемственности и разрыва в национальной политике.
3. СССР в период перестройки: декларации, реформы и результаты.
Вариант IX.
1. Принятие религии: проблема выбора и его последствия.
2. Политические партии России на рубеже XIX-XX вв.: программные требования и тактика.
3. Альтернативы развития России в 1917 г.
Вариант X.
1. Роль насилия в российской истории (на каком-либо конкретном примере).
2. Попытки модернизации страны после революции 1905-1907 гг. и уроки столыпинских реформ.
3. Попытки модернизации советской политической системы (1985-1991).
Типовые оценочные средства
Типовые теоретические вопросы для подготовки к экзамену
1. История как наука, ее предмет и функции. Методология истории.
2. Проблема этногенеза восточных славян в исторической науке. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства.
3. Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке. Древнерусское государство в середине IX – XII вв.
4. Причины и сущность периода раздробленности в оценках историков. Характеристика Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской земли. Последствия раздробленности Руси.
5. Монгольская империя. Завоевание русских княжеств. Проблема монгольского ига в исторической литературе.
6. Образование Русского централизованного государства: предпосылки, этапы, особенности и историческое значение.
7. Кризис в Русском государстве в конце XVI – начале XVII в.: причины, этапы, основные события, последствия. Трактовки кризиса в исторической науке.
8. Россия в XVII в.: правление первых Романовых.
9. Реформы Петра I и начало преобразования традиционного общества в России. Особенности российского абсолютизма.
10.Идейно-политическая борьба во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты: причины, сущность, основные события, последствия.
11.Российская империя в период правления Екатерины II. Особенности российского варианта «просвещенного абсолютизма».
12.Россия в период правления Александра I: внутренняя и внешняя политика, общественно-политическая мысль и общественное движение.
13.Россия в период правления Николая I: внутренняя и внешняя политика, общественно-политическая мысль и общественное движение.
14.Реформы Александра II как новый этап модернизации страны. Оценки реформ в исторической науке.
15.Россия во второй половине XIX в.: общественно-политическая мысль и общественное движение.
16.Особенности развития России в пореформенный период. Внутренняя и внешняя политика Александра III.
17.Россия на рубеже XIX-XX вв. Причины, характер, особенности и значение первой русской революции. Реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия.
18.Первая мировая война: причины, основные театры военных действий. Российское общество и государство в период Первой мировой войны.
19.Общенациональный кризис в России. Причины, характер, особенности и значение Февральской революции 1917 г. Трактовки февральских событий в исторической науке.
20. Политические процессы весны-осени 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. II съезд Советов и его решения.
21. Гражданская война в России: причины, основные противоборствующие силы, этапы, последствия.
22. Социально-экономическое развитие СССР в 1920-е годы. НЭП.
23. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Форсированная индустриализация и коллективизация.
24. Формирование и трансформация советской политической системы в 1920 – 1930-е гг. Конституции СССР 1924 и 1936 гг.
25. Вторая мировая война: причины, характер. Внутренняя и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
26. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, этапы, итоги. Источники, цена победы. Дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны.
27. СССР в начале 1950-х – первой половине 1960-х гг. «Хрущевская оттепель» и попытки проведения реформ.
28. СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Конституция СССР 1977 г. Нарастание кризисных явлений в жизни советского общества. Необходимость преобразований.
29. СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.): цели реформ, пути реализации и причины неудач. Распад СССР.
30. Современная Россия (1990-2000-е гг.): становление и развитие новой государственности, экономические и социальные реформы, внешняя политика.
Студентам выдается кейс с практическим заданием. Ответ сдается преподавателю в письменной форме (второй вопрос в билете).
Пример типового кейса для экзамена
Из сочинения историка В.О. Ключевского:
«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то... В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела... Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги... Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».
Типовые задания к кейсу:
1). Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
2). О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.
3). Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
4). Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений?
5). В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Пример экзаменационного билета
Билет № 1
1. Гражданская война (1917-1921 гг.) в России: причины, основные противоборствующие силы, последствия.
2. Проанализируйте информацию, изложенную в кейсе. Выполните задания:
1). Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
2). О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.
3). Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
4). Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений?
5). В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Билет № 2
1. «Просвещенный абсолютизм» в Европе. Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II.
2. Проанализируйте информацию, изложенную в кейсе. Выполните задания:
1). Назовите год, к которому относятся описанные в документе события, и имя великого князя, с которым они связаны.
2). Как автор относится к событиям, о которых он повествует? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования Вашего мнения.
3). Чем закончилась описанная в документе битва?
4). Какие причины именно такого исхода битвы указывает автор? Назовите две причины.
5). В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Методические материалы
Экзамен по дисциплине проводится письменно (итоговая письменная работа): студенты отвечают на теоретический вопрос и выполняют практическое задание. Время на выполнение предоставляется с учетом норм времени образовательной организации, отведенных на сдачу экзамена. Результаты оцениваются преподавателем и доводятся персонально до каждого студента группы с указанием допущенных ошибок.
Система оценки результатов освоения дисциплины:
«неудовлетворительно» - 49 и менее баллов;
«удовлетворительно» - от 50 до 65 баллов;
«хорошо» - от 66 до 78 баллов;
«отлично» - 79-80 баллов и выше.
Если набирается достаточная семестровая сумма баллов, обучающийся может получить соответствующую оценку без прохождения завершающей промежуточной аттестации (итоговой работы). Для повышения оценки нужно сдать итоговую работу.
Положительная сдача итоговой работы от 12 до 20 баллов. В этом случае, баллы за итоговую работу суммируются с набранными баллами в семестре. Если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, сумма баллов, набранная в семестре, сохраняется и в соответствии с ней выставляется отметка.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
5.1. При подготовке к итоговой письменной работе студенту следует ориентироваться на содержание рабочей программы дисциплины и рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционных и семинарских занятий и на консультации.
5.2. Организационно-методические рекомендации для подготовки домашней контрольной работы бакалавров очной формы обучения
Контрольная работа включает: титульный лист, основной текст, список использованных источников и литературы (не менее 5-ти наименований). По содержанию она должна представлять собой законченный письменный ответ на поставленные вопросы. Объем контрольной работы – 5-8 страниц машинописного текста формата А-4 (исключая титульный лист), интервал 1,5, шрифт 14. Работа может быть отпечатана или аккуратно и разборчиво написана от руки.
Контрольная работа должна быть сдана преподавателю в установленный технологической картой период. При проверке работы оценивается логическая последовательность, четкость и конкретность изложения материала, соответствие теме, применение профессиональной научной терминологии, разнообразие источников (оценивается только при наличии ссылок и списка литературы), глубина и обоснованность выводов, наличие собственной аргументированной точки зрения. При использовании готовых текстов или значительных фрагментов чужих текстов баллы за работу не выставляются.
5.3. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и выступлению (включая коллоквиумы)
Практические занятия по дисциплине «История России» предусматривают следующие задачи:
во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить студенту возможность проявления индивидуальности;
во-вторых, проверить качество усвоения студентами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, историческими документами.
Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:
- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;
- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;
- развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;
- расширении словарного запаса студента, усвоении специальной научной терминологии.
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару студенту рекомендуется:
- ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;
- ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке института;
- использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника;
- подготовить конспект к теме семинара (коллоквиума).
Текущий контроль предполагает выявление знаний и умений студента по вопросам темы в процессе:
- семинара в диалоговом режиме после освоения материала;
- коллоквиума;
- выполнения практических заданий на основе изученного материала;
- обсуждение решений ситуационных заданий;
- проведения ролевой игры;
- тестирования;
- опроса.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций, четко и доступно формулировать свою позицию, аргументированно ее защищать, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература
1. Кириллов В.В. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата / В.В. Кириллов. – Электрон. текстовые данные. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 665 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс). – https://biblio-online.ru/viewer/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57# – ЭБС издательства "Юрайт" – одновременный доступ для всех
2. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник / И.Н. Кузнецов. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 815 c. – http://www.iprbookshop.ru/24803.html – ЭБС «IPRbooks» – одновременный доступ для всех
3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.И. Ольштынский. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2016. – 408 c. – http://www.iprbookshop.ru/66417.html – ЭБС «IPRbooks» – одновременный доступ для всех
6.2. Дополнительная литература
1. Королев А.А. Отечественная история с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]: курс лекций / Королев А.А., Алексеев С.В., Васильев Ю.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский гуманитарный университет, 2012. – 380 c. – http://www.iprbookshop.ru/14522.html – ЭБС «IPRbooks» – одновременный доступ для всех
2. Моисеев В.В. История России. Том 1-2 [Электронный ресурс]: учебник / В.В. Моисеев. – Электрон. текстовые данные. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. – 326 c. – http://www.iprbookshop.ru/28871.html – ЭБС «IPRbooks» – одновременный доступ для всех
3. Пономарев М.В. Современная история [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. текстовые данные. – М.: Издательство "Прометей", 2013. – 190 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24027.html – ЭБС «IPRbooks» – одновременный доступ для всех
4. Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.С. Прядеин. – Электрон. текстовые данные. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. – 192 c. – http://www.iprbookshop.ru/68335.html – ЭБС «IPRbooks» – одновременный доступ для всех
5. Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века. [Электронный ресурс]: учебник / Н.Н. Разуваева. – Электрон. текстовые данные. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 244 с. – https://e.lanbook.com/reader/book/77002/# – ЭБС «Лань» – одновременный доступ для всех
6.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине
Свободный доступ к учебно-методической документации:
- вузовская ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://libr.uapa.ru
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru
- полнотекстовая база журналов научной электронной библиотеки
eLibrary http://elibrary.ru
- ЭБС IPRBooks Доступны для просмотра и скачивания учебники базовой коллекции, а также учебники издательства «Статут». Доступ осуществляется по IP адресам со всех рабочих компьютеров, находящихся на территории Уральского института управления – филиала РАНХиГС
- ЭБС издательства "Юрайт". Ресурс предоставляет доступ к учебникам по экономике, гуманитарным и общественным наукам, юриспруденции, языкознанию, выпускаемым издательством «Юрайт»
- электронный каталог учебно-методических материалов Института http://www.uapa.ru/student/manual/, где размещаются все рабочие учебные программы, учебные пособия, словари и др.
- хранилище файлов первоисточников «Пакгауз» http://de.uapa.ru/webstore/, где размещаются как организационно-методические материалы (технологические карты, текущие баллы оценки учебной активности студентов), так и учебники, учебно-методические пособия, статьи, необходимые для обеспечения самостоятельной работы студентов.
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДЕНА Кафедрой философии и политологии Протокол от «06» марта 2019 г. № 6 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 189.