Цель: Ознакомить с руководством движения поездов.
Непосредственно руководят движением поездов и организуют работу железнодорожных участков поездные диспетчеры отделений дорог. Каждое отделение дороги для оперативного руководства движением поездов разделено на несколько диспетчерских участков (кругов). На каждом круге поездные диспетчеры несут сменное дежурство. Работу диспетчеров смены возглавляет дежурный по отделению.
Поездному диспетчеру в оперативном отношении подчинены дежурные всех станций диспетчерского круга, локомотивные бригады и главные кондукторы сборных поездов, а также работники других служб, участвующие в движении поездов.
Во время дежурства поездной диспетчер дает указания дежурным по станциям об отправлении и приеме поездов, устанавливает и сообщает станциям расписания дополнительных поездов, не предусмотренных графиком движения; в случае необходимости изменяет пункты скрещения и обгона поездов, закрывает и открывает для движения перегоны при ремонте пути и в других случаях, дает задания на формирование участковых и сборных поездов, отстраняет от работы подчиненных ему работников при нарушении ими дисциплины, создающем угрозу безопасности движения поездов. Никто, кроме дежурного поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов на участке, иначе возможны ошибки и несогласованность, которые приведут к нарушению безопасности движения. Приказы диспетчера безоговорочно выполняются всеми работниками, связанными с движением поездов.
Дежурный поездной диспетчер организует работу участка таким образом, чтобы были выполнены сменное задание и график движения поездов; принимает меры для увеличения скоростей движения поездов и сокращения простоев вагонов и локомотивов, а также обеспечения безопасности движения. Поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает основные данные о поездах и их проследовании по участку. Сведения для ведения графика диспетчер получает от дежурных по станциям. Установлен порядок, согласно которому дежурные по станциям немедленно по прибытии или отправлении поезда сообщают о нем диспетчеру время и другие сведения. Работа диспетчера значительно облегчается при наличии устройств диспетчерского контроля и поездографов. Исполненный график движения отражает фактическое нахождение поездов на участке и дает возможность диспетчеру контролировать их продвижение и принимать необходимые решения. Для экономии времени и четкого изложения приказов и сообщений установлен определенный регламент переговоров диспетчера с дежурными по станциям. В обязанности диспетчера входит не только принимать решения о продвижении поездов, но и приготовлять маршруты.
Участок находится в оперативном распоряжении только одного лица – дежурного поездного диспетчера, так же и каждые станция, путевой пост и поезд находятся одновременно в распоряжении только одного работника: станция – дежурного по станции (на участках, оборудованных диспетчерской централизацией и поэтому не имеющих дежурных по станциям, - дежурного поездного диспетчера), пост – дежурного по посту, поезд – машиниста поездного локомотива (моторвагонного поезда).
Помещения дежурных по станциям изолированы, и вход в них разрешен только определенным должностным лицам. Основной обязанностью дежурных по станциям является обеспечение наличия и готовности свободных путей для своевременного приема поездов. Дежурным по станциям оперативно подчинены находящиеся на станциях машинисты ведущих локомотивов (моторвагонных поездов) и все остальные работники, обслуживающие поезд.
Общие сведения о порядке движения поездов
На однопутных перегонах поезда в оба направления движутся по одному пути, поэтому отправлять поезд можно только при согласии соседней станции, ограничивающей данный перегон. На двухпутных перегонах пути специализированы по направлениям движения, и согласия соседней станции на отправление поезда не требуется.
На всех двухпутных линиях железных дорог принято правопутное движение. Движение поездов по правому пути принято считать движением по правильному пути, а следование по тому же пути поезда обратного направления является движением понеправильному пути. Поезда пропускают по неправильному пути только в отдельных случаях по приказу поездного диспетчера. При наличии на участке трех и более главных путей их специализацию устанавливают в зависимости от количества поездов разных категорий и других условий.
Порядок движения поездов по перегонам зависит не только от количества главных путей, но и от применяемых средств сигнализации и связи. Основным средством сигнализации и связи является автоматическая и полуавтоматическая блокировка.
Максимальные скорости движения устанавливает министр транспорта и коммуникаций. Скорости, с которыми допускается движение поездов на отдельных участках, указаны в графике движения. Основные скорости движения поездов определены ПТЭ.
Обычно ведущий локомотив находится в голове поезда. Следование поезда вагонами вперед допускается при движении на подъездные пути и обратно, а также хозяйственных, восстановительных и пожарных поездов. В голове такого поезда ставят вагон с тормозной площадкой, обращенной в сторону направления движения. На тормозной площадке находится работник, который следит, свободен ли путь, и при угрозе безопасности движения или жизни людей принимает меры для остановки поезда. Скорость движения поезда вагонами вперед допускается не более 25 км/ч.
По местам, требующим уменьшения скорости, поезда идут со скоростью, указанной в предупреждениях, выдаваемых машинистам, или в приказе начальника дороги, а при отсутствии этих указаний – не более 25 км/ч.
При ведении поездов машинисты не должны превышать установленных скоростей, отвлекаться от управления локомотивами, их обслуживания и наблюдения за сигналами и путем. Тормозные устройства поезда машинисты держат в постоянной готовности и в необходимых случаях применяют торможение для снижения скорости или полной остановки поезда. При сильных туманах, ливнях и метелях, резко ограничивающих видимость сигналов, машинисты ведут поезда с особой бдительностью и при необходимости снижают скорость, чтобы полностью обеспечить безопасность движения. В пути машинисты и их помощники постоянно наблюдают за сигналами, сигнальными указателями и знаками и выполняют их требования. Чтобы не пропустить показания сигнала, машинист и помощник повторяют друг другу все сигналы светофоров и семафоров, а также сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда. Локомотивная бригада внимательно следит за состоянием поезда, а на электрифицированных участках – и за состоянием контактной сети. При входе на станцию и проходе по станционным путям локомотивная бригада подает установленные сигналы, следит по стрелочным указателям за правильностью маршрута, свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станций, а также за движением поездов и маневровых локомотивов на соседних путях, и немедленно принимает меры для остановки при опасности столкновения.
В некоторых случаях (наличие препятствия на пути, необходимость оказать помощь остановившемуся на перегоне поезду, обрыв контактной сети, порча поездного локомотива и пр.) неизбежна вынужденная остановка поезда на перегоне. Установлен определенный порядок действий при вынужденной остановке: машинист локомотива приводит в действие автотормоза поезда, вспомогательный тормоз локомотива, а при необходимости также ручной тормоз, и подает сигнал для приведения в действие работниками, обслуживающими этот поезд, имеющихся ручных тормозов.
Если не требуется остановиться немедленно, машинист останавливает поезд по возможности на горизонтальном и прямом участке пути, чтобы облегчить трогание с места. Если поезд остановлен на подъеме и в хвосте нет подталкивающего локомотива, машинист в случае необходимости может осадить его на более легкий профиль того же перегона. Скорость осаживания не должна превышать 5 км/ч. Нельзя осаживать пассажирский поезд и поезд, остановившийся на перегоне, оборудованном автоблокировкой, во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы, а также если остановившийся поезд был отправлен при перерыве действия всех установленных средств сигнализации и связи. При осаживании поезда впереди должен находиться работник локомотивной бригады или главный кондуктор (если он есть в поезде), а при осаживании хозяйственного поезда – руководитель работ.
В некоторых случаях остановившемуся на перегоне поезду разрешают вернуться на станцию отправления по распоряжению дежурного по этой станции.
При наличии поездной радиосвязи машинист немедленно сообщает по радио об обстановке машинистам поездных локомотивов, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон. Дежурные по станциям сразу же докладывают об этом поездному диспетчеру. После этого машинист выясняет, можно ли следовать дальше, и вместе со всеми работниками, обслуживающими поезд, принимает меры для устранения возникшего препятствия, а в необходимых случаях обеспечивает ограждение поезда и смежного пути. При отсутствии поездной радиосвязи, если причина, вызвавшая остановку поезда, не может быть устранена в течении 10 минут, а машинист немедленно докладывает об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции (через работника локомотивной бригады, проводника пассажирского вагона, главного кондуктора, руководителя работ в хозяйственном поезде) по поездному переносному телефону или с ближайшего пункта, где имеется телефон.
Когда поезд не может самостоятельно следовать после остановки, тогда его выводит с перегона вспомогательный локомотив, который высылают по требованию машиниста (помощника машиниста), переданному по радиосвязи или другим способом.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные обязанности поездного диспетчера и дежурного по станции?
2. С какими скоростями могут двигаться поезда?
3. Каков порядок действий при вынужденной остановке поезда на перегоне?
4. Как должны двигаться дрезины съемного типа?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 431.