Цель: Дать понятие об устройствах сигнализации, централизации и блокировки и видах сигналов
План:
1. Назначение и виды устройств автоматики и телемеханики
2. Классификация сигналов
Для четкой организации движения поездов, повышения пропускной способности и безопасности движения применяют устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Эти устройства обеспечивают автоматическое регулирование движения поездов, дистанционное управление стрелками и сигналами (на расстоянии десятков и сотен километров) и являются автоматическими и телемеханическими системами.
Все устройства СЦБ в зависимости от их назначения делятся на две группы:устройства СЦБ на перегонах и устройства СЦБ на станциях.
К первой группе относятся автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация, путевая полуавтоматическая блокировка и электрожезловая система, ко второй группе – электрическая, диспетчерская и горочная централизация.
Для быстрой передачи указаний работникам, связанным с движением поездов используется железнодорожная сигнализация. Основными цветами сигналов на железнодорожном транспорте являются красный, желтый, зеленый (возможно их сочетание). Также применяются синий и белый цвет.
Рисунок 67 – сигналы светофора:
а – разрешающий зеленый; б – запрещающий красный; в – предупреждающий желтый
Сигнал — это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. Проезд закрытого светофора запрещается.
По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
Каждый сигнал несет одно определенное требование, поэтому для правильного приема сигналы должны возможно больше отличаться друг от друга физическими признаками. В качестве признаков, которыми отличают друг от друга видимые сигналы, используются цвет огней, их число и характер горения (мигающие или немигающие), окраска и положение сигнальных приборов. Видимые сигналы подаютсясветофорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и знаками.
Звуковые сигналы отличаются числом и сочетанием входящих в них звуков различной продолжительности. Звуковые сигналы подаются свистками локомотивов, моторвагонных поез дов и дрезин, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками и петардами.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяют на: дневные, подаваемые в светлое время суток; ночные, подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые в светлое и темное время суток.
Основным видом сигнального прибора является видимый оптический цветовой прибор – светофор, сигнализирующий как в ночное, так и в дневное время суток цветом одного или нескольких сигнальных огней.
Все светофоры по своему назначению подразделяются на:
- входные – для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешающие или запрещающие вход поезда на станцию;
- выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
- проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой;
- маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
- прикрытия – ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником.
- предупредительные – заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала;
- маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров;
- горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;
- заградительные – требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта;
- повторительные – оповещающие о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается;
- локомотивные – устанавливаемые в будке машиниста и повторяющие показания проходных светофоров.
Рисунок 68 – Расстановка сигналов на железнодорожном транспорте
Контрольные вопросы:
1. Для чего предназначены устройства сигнализации, централизации и блокировки?
2. Что такое сигнал?
3. Классификация сигналов по роду применения.
4. Виды постоянных сигналов.
5. Сигнальные цвета, используемые для сигнализации.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 890.