Капитал как объект управления рассматривается с двух сторон. С одной стороны, капитал — это стоимость (объем денежных фондов), инвестированная в производство или финансовые активы для получения прибыли. Размером получаемой прибыли и ее отношением к сумме задействованного капитала (рентабельность капитала) определяется эффективность использования капитала, отображаемая процентной ставкой дохода. С другой стороны - капитал-это экономический ресурс за приобретение и использование которого нужно платить, то есть он имеет определенную цену, которая формируется на финансовом рынке. Цена, которую корпорация должна платить за привлечение средств инвесторов и кредиторов для финансирования своей деятельности, также определяется процентной ставкой (плата за использование капитала).
Итак, с точки зрения управления капиталом, задачей менеджеров компании является стремление уменьшить цену капитала, привлеченного из разных источников, тем самым уменьшить финансовые затраты на формирование капитала, привлеченного из разных источников и, соответственно, увеличить чистую прибыль на каждую денежную единицу вложений. С точки зрения корпорации, цена капитала — это минимальная ставка дохода, которую должны приносить инвестиции, чтобы можно было рассчитаться с инвесторами и кредиторами.
Капитал формируется за счет внутренних и внешних денежных фондов.
Внутренние фонды создаются за счет денежных потоков от всех видов деятельности корпорации и формирования вследствие этого чистого денежного потока. Чистый денежный поток равен сумме чистой прибыли и амортизации. Часть этих денег (за вычетом уплаченных дивидендов деньгами) служит источником инвестиций в необоротные и оборотные активы.
Внешние денежные фонды привлекаются эмиссией новых акций (увеличение собственного капитала), а также в виде различных форм займов (эмиссия облигаций, кредиты банков). Основная роль в финансовом развитии корпорации принадлежит внутренним источникам, а дополнительно привлекаются внешние. Однако укрепление финансового состояния корпорации, увеличение ее возможностей в финансировании расширяет и возможности финансирования за счет внешних денежных фондов. По сравнению с небольшими и средними корпорациями, которые имеют достаточно ограниченные возможности относительно дополнительного внешнего финансирования, большие являются активными участниками первичного рынка, откуда получают дополнительный собственный и заемный капитал.
Финансовый рынок формирует рыночные цены капитала, привлеченного из разных источников.
Задачей финансовых менеджеров является обеспечение уменьшения цены капитала для корпорации, выбирая выгодные варианты его привлечения.
Стоимость капитала – это цена, которую корпорация должна платить за привлечение средств инвесторов и кредиторов как источников финансирования. Она определяется процентной ставкой, которую нужно платить за использование капитала. С точки зрения корпорации это минимальная ставка дохода, который должны принести инвестиции, чтобы можно было бы рассчитаться с инвесторами и кредиторами.
Каждая денежная единица, которая используется как капитал, то есть инвестиции в определенные активы для получения дохода, должна формировать денежный поток: чем больше ожидаемый будущий денежный поток (доход), тем ценнее приобретенный актив (например, акция). Отсюда вытекает определение стоимости активов как размера прибыли, на которую рассчитывают инвесторы.
Однако вложения средств и получение доходов - операции, которые не совпадают во времени. А время влияет на деньги однозначно - они обесцениваются под влиянием риска, неопределенности , инфляции, поэтому все финансовые операции проводятся под лозунгом „деньги сегодня дороже, чем завтра”, и он будет тем актуальнее, чем на более длительный срок вкладывают средства.
Именно концепция изменения стоимости денег во времени положена в основу оценки стоимости капитала и принятие финансовых решений относительно инвестирования капитала.
В данную концепцию входит комплекс финансовых расчетов, связанных с:
начислением простых и сложных процентов,
определением будущей стоимости (Future Value - FV) инвестиций,
определением настоящей стоимости (Present Value - PV) будущих денежных потоков,
оценкой обычных и бессрочных (пожизненных) аннуитетов (одинаковые по размеру платежи через равные периоды времени),
определением чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV)
внутренней нормы прибыли (Internel Rate of Return - IRR).
Для определения эффективности финансовых операций применяют две относительные величины, характеризующие прирост капитала первоначального взноса или относительно конечной суммы, - это относительный рост (процентная ставка) и относительное снижение (дисконт) или учетная ставка.
Процентная ставка:
(1)
где FV - конечная сумма, возвращающаяся после завершения операции (будущая стоимость);
PV- сумма первоначального взноса капитала (сегодняшняя стоимость).
Дисконт (учетная ставка):
(2)
При начислении простых процентов сумма, возвращающаяся с процентами по окончанию операции:
(3)
где Т – продолжительность операции, лет;
г - годовая ставка процентов.
При начислении сложных процентов первоначальный капитал наращивается вместе с процентами. Поэтому сумма, возвращающаяся в конце операции составит:
(4)
где - коэффициент наращения.
Если необходимо решить обратную задачу, то есть зная FV, определить PV, используют процедеру дисконтирования:
(5)
где - коэффициент дисконтирования (капитализации доходов);
r - годовая ставка процентов, выполняющая роль дисконтной ставки.
Коэффициенты дисконтирования применяют для расчета обесценивающего влияния фактора времени на ожидаемые будущие денежные потоки (доходы) от инвестиций. Следовательно, по формуле (5) определяют дисконтированный денежный поток, то есть нынешнюю стоимость будущих доходов с учетом скидки (потери части стоимости денег за время Т).
Учитывая влияние фактора времени, стоимость (цену) активов определяют как текущую стоимость (РV) будущих денежных потоков. Чистая приведенная стоимость NFV - это разница между дисконтированной (нынешней) стоимостью будущих денежных потоков PV и начальными инвестициями И инвестиционного проекта.
Если NPV > 0, то проект можно инвестировать, поскольку будет получен реальный доход, если NPV < 0, то это невыгодный вариант, поскольку первоначальные инвестиции не покрываются дисконтированными будущими доходами.
С точки зрения приумножения богатства акционеров целью менеджеров корпорации должен быть поиск и реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих суммарно наибольшее значение NFV. Если NFV = 0, начальные инвестиции возмещаются, но прибыль не будет получена.
Дисконтная ставка, когда NPV = 0, называется внутренней нормой прибыли (Internal Rate of return - IRR) проекта, т. е. эту величину можно считать максимально возможной ценой, по которой корпорация может привлечь капитал на финансирование проекта. Если цена капитала будет выше, фирма понесет убытки от такого инвестирования.
Для принятия решений относительно инвестиций можно использовать также: показатель периода окупаемости инвестиций, который показывает количество лет, необходимое на возмещение начальных инвестиций. Чтобы учесть действие фактора времени, здесь тоже можно использовать дисконтирование, то есть прогнозируемые ежегодные денежные потоки дисконтировать по определенной ставке и суммировать дисконтированную стоимость до тех пор, пока она не сравняется с суммой начальных инвестиций. Следует отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком окупаемости дисконтированными денежными потоками.
В финансовых операциях часто применяют периодические платежи. Одинаковые платежи в конце каждого периода в течение определенного количества периодов называются обычным аннуитетом. Если платежи осуществляются постоянно в течение неопределенного количества периодов, их называют бессрочными, или пожизненными аннуитетами. Примером обычного аннуитета могут быть ежегодные выплаты фиксированного дохода по процентным облигациям в течение срока обращения облигаций, а примером пожизненного - фиксированные дивиденды по привилегированным акциям (ведь это бессрочные ценные бумаги).
Будущую и настоящую стоимость аннуитета определяют по формулам соответственно:
(6)
(7)
где А - сумма аннуитета;
n – количество периодов.
Пожизненный аннуитет рассчитывают по формуле:
(8)
Поскольку стоимость активов, как отмечалось, опирается на нынешнюю стоимость будущих денежных потоков, которые может обеспечить актив, то для его оценки следует определить, из каких доходов складывается денежный поток того или иного актива. Учитывая это, применяют определенные подходы к оценке различных видов ценных бумаг.
Капитал корпорации, как правило, имеет три составляющие:
1. Собственный капитал в виде:
- простых акций;
- нераспределенной прибыли (убытка).
2. Привлеченный капитал в виде привиллегированных акций.
3. Одолженный капитал в виде:
- займов банка;
- выпуска облигаций.
Таким образом, ценой собственного капитала будет выплата дивидендов по простым акциям; ценой привлеченного - выплата дивидендов по привилегированным акциям; одолженного - процент за кредит.
Оценка текущей стоимости акций и облигаций
Денежные доходы владельца простой акции имеют две формы:
1) дивиденды в денежной форме;
2) доход (или убыток) от прироста (снижения) курса акции.
Обычно инвесторы надеются получить доход в обеих формах. Тогда ожидаемую ставку дохода (норма доходности) - процентная ставка, которую инвестор ожидает следующего года, определяют по формуле:
(9)
где D1 - ожидаемый дивиденд на акцию;
PVa - настоящая стоимость акции;
Р1 - ожидаемая цена акции в конце первого года.
Если известна ожидаемая ставка дохода (норма доходности) других акций с аналогичной степенью риска, а также прогноз в отношении размера дивидендов и изменения цены акций, можно вычислить приведенную стоимость акции:
(10)
Общая формула для определения настоящей стоимости акции имеет вид:
(11)
где T - продолжительность периода, годы;
Dt - дивиденды t-го года;
- сумма дисконтированных дивидендов з первого по Т год;
PT - ожидаемая цена акции в конце года Т.
Акции не имеют установленного срока обращения, в целом они вечные. В этом случае Т бесконечность и текущая стоимость ожидаемой будущей цены будет приближаться к нулю и может не учитываться в расчете настоящей стоимости. Следовательно, для определения текущей стоимости акции нужно просто продисконтировать поток дивидендов по дисконтной ставке, равной норме доходности ценных бумаг со сходной степенью риска.
Если дивиденды составляют фиксированную сумму, то формула (11) упрощается до формулы пожизненной ренты (пожизненного аннуитета) (см. формулу (8), по которой рассчитывают цену привилегированной акции).
Предположим, что прогнозируется постоянный рост дивидендов на несколько процентов ежегодно. Для этого случая американский ученый Н. Гордон предложил такую формулу расчета текущей стоимости акции. Цена простой акции с постоянным темпом прироста дивидендов:
(12)
где - постоянный темп прироста дивидендов, %;
D о – последний выплаченный дивиденд на акцию;
D1 - ожидаемый дивиденд на акцию через год;
r - необходимая ставка дохода.
Цена акции определена как текущая стоимость будущих дивидендов, это теоретическая, или „внутренняя” ее стоимость, которая в американской экономической литературе получила название „в шляпе”, этим подчеркивается ее отличие от рыночной - внешней оценки акции.
Текущую (внутреннюю) стоимость (РVS) любой ценной бумаги в общем виде можно рассчитать по формуле
(13)
где CFі - денежный поток, что ожидается в і-м году;
r - принятая (ожидаемая) доходность.
Ставку (r) устанавливают как сумму базовой ставки (rb) и надбавки за риск (rp). Базовую ставку (rb) устанавливают в размере процентной ставки по банковским депозитам или исходя из процента, уплачиваемого по безрисковым ценным бумагам (например, государственные облигации). В зависимости от схемы уплаты доходов по различным ценным бумагам формула конкретизируется.
Определение цены облигации. Денежный поток облигации, по которому ежегодно уплачивают фиксированный доход (определенный % от номинальной стоимости), состоит из этих ежегодных выплат (аннуитета) в течение срока обращения облигации и выплаты ее номинальной стоимости при погашении. Поэтому цену облигации определяют как текущую стоимость этого денежного потока.
(14)
где РV A - настоящая стоимость аннуитета (ежегодных выплат дохода) по облигации;
РV N – настоящая стоимость номинальной стоимости облигации;
А – фиксированный ежегодный доход (аннуитет);
N - номинальная стоимость облигации;
Т – количество лет обращения облигации;
r – рыночная процентная ставка по долговым обязательствам.
Во вложении капитала в корпоративные ценные бумаги участвуют две стороны: инвестор и эмитент. Инвестор рассчитывает необходимую ставку дохода, который должен принести вложенный капитал, и соответственно сколько стоит заплатить за определенную ценную бумагу, то есть расчетную (теоретическую) стоимость (цена) этой бумаги PV. Расчетные цены определяются с помощью различных моделей, в частности САРМ и АРМ - это, как уже отмечалось, внутренние цены. В конкретное время они могут отличаться от реальных рыночных цен. В настоящее время инвестор и обнаруживает „недооцененные” акции (рыночная их цена ниже расчетной), которые необходимо покупать, и „переоцененные” акции (рыночная цена которых выше расчетной), которые нужно продавать.
Та ставка прибыли, на которую рассчитывает инвестор является стоимостью капитала эмитента.
Важным для компании является понятие средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Averege Cost of Capital - WACC). Это стоимость капитала фирмы в целом, что определяет общую необходимую норму прибыли фирмы. Поскольку корпорации обычно привлекают капитал в различных формах, имеющих разную стоимость, средневзвешенная стоимость рассчитывается по формуле
(23)
где - удельный вес соответственно акционерного капитала, привиллегированных акций и долговых обязательств в общей сумме капитала;
- стоимость соответственно акционерного капитала, привиллегированных акций и долговых обязательств.
Менеджеры заботятся о снижении упомянутого показателя, поскольку это повышает стоимость фирмы.
Средневзвешенная цена капитала может быть использована в инвестиционном анализе как дисконтная ставка для дисконтирования денежных потоков при исчислении чистой настоящей стоимости (NPV) проекта, для сравнения с внутренней ставкой рентабельности (IRR) проектов. Если IRR окажется больше средневзвешенной цены капитала, то проект может быть одобрен, если меньше, то проект отклоняется. По данным американских исследований, 93% компаний рассчитывают и используют WАСС для оценки целесообразности капиталовложений.
При составлении бюджета капиталовложений применяют также показатель предельной цены капитала - ГЦК. ГЦК - это средневзвешенная цена каждой денежной единицы дополнительного нового капитала, который привлекает АО. ГЦК может расти, когда есть потребность привлечь определенную сумму дополнительного финансирования за счет внешних источников.
Существуют три основных методических подхода к оценке стоимости имущества:
1) доходный;
2) сравнительный (метод аналогов);
3) затратный (имущественный).
Первые два применяют для оценки действующих компаний, а третий - для определения ликвидационной стоимости.
Мировой опыт свидетельствует, что в основном применяют доходный метод, который базируется на определении текущей стоимости будущих денежных потоков объекта оценки. В отношении акций корпорации это означает определение их внутренней (теоретической) стоимости дисконтированием или прямой капитализации ожидаемых доходов или без риска или с риском (если дисконтная ставка, рассчитана по модели САРМ или АРТ).
Для оценки стоимости компании в целом с применением доходного подхода следует выполнить такие процедуры:
• выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности компании за предыдущие годы;
• спрогнозировать ее денежные потоки;
• выбрать ставку дисконтирования (коэффициент капитализации);
• дисконтировать прогнозируемые денежные потоки по выбранной ставке.
В результате и получают настоящую стоимость компании.
Иногда можно применить упрощенный вариант, а именно: спрогнозировать среднегодовой денежный поток (чистая прибыль + амортизация) и определить средневзвешенную цену капитала (WАСС); поскольку предполагается, что предприятие может функционировать неопределенный срок, то вычисляют его стоимость прямой капитализации по формуле приведенной стоимости пожизненной ренты (за ставку капитализации берут WАСС). Такой расчет может потребоваться для решения различных задач, например, при выборе варианта или продать предприятие по предложенной цене, или реконструировать его.
При определенных оговорках доходный метод можно применить в условиях нашего государства:
1) в случае его применения может возникнуть существенное различие в оценке стоимости компании между продавцом и покупателем. В частности, прогнозируя денежный поток, менеджеры компании часто пытаются предсказать наилучший вариант развития событий, а инвестор, наоборот, пытается учесть влияние всех факторов риска и выбрать худший из возможных вариантов. Итак, определенная менеджерами компании стоимость может значительно превышать оценку инвесторов;
2) результат оценки в значительной степени зависит от выбранной учетной ставки. Вообще, это должна быть цена капитала корпорации, то есть процентная ставка, выплачиваемая по привлечению капитала на рынке. Однако в условиях неразвитого и нестабильного финансового рынка доходность рынка корпоративных ценных бумаг значительно колеблется и искривляется вследствие низкой ликвидности акций подавляющего количества ОАО, незначительных объемов акций, которые продаются; такие условия побуждают к использованию экспертной оценки в каждом конкретном случае.
Сравнительный метод (метод аналогов) базируется на том, что находят компанию-аналог (та же отрасль, тот же объем деятельности и т. п) среди ОАО, акции которых постоянно продаются и покупаются на фондовом рынке. Метод аналогов дает возможность определить рыночную стоимость акций оцениваемой компании, которая является закрытой (или открытой, но с недостаточно ликвидными акциями), исходя из курса акций компании аналога.
Затратный (имущественный) метод (метод накопления активов) применяют преимущественно для оценки предприятия, которое закрывается с распродажей имущества. Базируется на определении ликвидационной стоимости всех активов – материальных и нематериальных, а также оценке рыночной стоимости чистых активов.
Управление рисками.
Проблема риска является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности. Особое значение она приобретает в предпринимательской деятельности. Риск выступает в качестве стимула эффективного использования капитала. В мировой практике предпринимательская деятельность определяется как инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. В результате этого, риск приобрел более важное самостоятельное значение, как в теории, так и в практике управления.
Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций. Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.
Риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения. Авторы словарей и учебников определяют риск, как объект страхования, шанс понести потери, неопределённость развития событий. Экономисты добавляют: риск – это возможность отклонения фактического результата от планировавшегося. Математики уточняют: это вероятность определённого нежелательного события. В словарях и учебниках даются определения риска, различающиеся в аспектах и деталях, которые, не отвергая друг друга, описывают нечто общее. Остановимся на следующих определениях:
«Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределённости в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели».
«Риск – это потенциальная опасность потери ресурсов или недополучении доходов по сравнению с запланированным уровнем или с альтернативным вариантом».
Для любой организации, какой бы сферой деятельности она не занималась, управление риском означает выявление, анализ и регулирование тех рисков, которые могут угрожать её имуществу и доходности.
Управление и риск – взаимосвязанные компоненты экономической системы. Первое само может выступать источником второго. Управление рисками– это фактор конкурентоспособности, способ всестороннего обеспечения устойчивости фирмы и её способности противостоять неблагоприятному развитию событий.
Главная цель управления риском – обеспечить в худшем случае бесприбыльности работы фирмы. Для управления риском важно знать, какие именно виды рисков нужно учитывать; какими способами можно ими управлять; какой объём риска можно взять на себя.
Основными чертами риска являются: противоречивость, альтернативность и неопределенность. Такая черта как противоречивость в риске приводит к столкновению объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Так как наряду с инициативами, новаторскими идеями, внедрением новых перспективных видов деятельности, ускоряющими технический прогресс и влияющими на общественное мнение и духовную атмосферу общества, идут консерватизм, догматизм, субъективизм и т.д.
Альтернативность предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Если возможность выбора отсутствует, то не возникает рискованной ситуации, а, следовательно, и риска.
Неопределенностью называется неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Предпринимательская деятельность осуществляется под влиянием неопределенности внешней среды (экономической, политической, социальной и т.д.), множества переменных, контрагентов, лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.
Каждая компания характерна собственными предпочтениями, связанными с риском. На основе этого выявляются риски, которым она подвержена в процессе рыночной деятельности, определяется приемлемый уровень риска, и методы, как избежать потерь возникающих в результате действия конкретного риска.
Рассмотрим внешние риски, не зависящие от предпринимателя.
Валютные риски - это риски, связанные с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа. Курсовые потери у экспортера возникают в случае заключения контракта до падения курса валюты платежа, потому что за вырученные средства экспортер получает меньше национальных денежных средств. Импортер же имеет убытки при повышении курса валюты, т.к. для ее приобретения потребуется затратить больше национальных валютных средств.
Налоговые риски рассматривают с двух позиций - предпринимателя и государства. Налоговый риск предпринимателя связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок. Налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и/или величины налоговых ставок.
Риск форс-мажорных обстоятельств - риск стихийных бедствий (природные катастрофы: наводнения, землетрясения, штормы и другие климатические катаклизмы), войны, революции, путчи, забастовки и т.п., которые мешают предпринимателю осуществлять свою деятельность. Возмещение потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, осуществляется, как правило, посредством страхования сделок в специализированных страховых компаниях.
Внутренние риски, в отличие от внешних, в значительной степени определяются ошибочными решениями, принимаемыми предпринимателем, вследствие его некомпетентности.
Организационный риск - риск, обусловленный недостатками в организации работы. Основными причинами организационного риска являются:
а) низкий уровень организации:
- ошибки планирования и проектирования;
- слабое регулирование;
- ошибки в подборе и расстановке кадров и т.д.;
б) недостатки в организации маркетинговой деятельности:
- неправильный выбор продукции (нет сбыта);
- товар низкого качества;
- неправильный выбор рынка сбыта и т.д.;
в) неустойчивое финансовое положение.
Основными причинами ресурсного риска являются:
- отсутствие запаса прочности по ресурсам в случае изменения ситуации;
- нехватка рабочей силы;
- нехватка материалов;
- срывы поставок;
- нехватка продукции.
При наличии у фирмы или отдельного предпринимателя свободных денежных средств приходится решать трудную задачу определения размера и сферы приложения инвестиций.
Портфелем инвестора называется совокупность ценных бумаг, держателем которых он является. Портфельный риск заключается в вероятности потери по отдельным типам ценных бумаг, а также по всей категории ссуд. Для создания портфеля ценных бумаг достаточно инвестировать деньги в какой- либо один вид финансовых активов. Однако, вложив деньги в акции одной компании, инвестор оказывается зависимым от колебания ее курсовой стоимости. Если он вложит свой капитал в акции нескольких компаний, то эффективность, конечно, также будет зависеть от курсовых колебаний, но только не каждого курса, а усредненного. Средний же курс, как правило, колеблется меньше, поскольку при повышении курса одной из ценных бумаг курс другой может понизиться, и колебания могут взаимно погаситься. Такой портфель с разнообразными ценными бумагами называется диверсифицированный. Он значительно снижает диверсификационный (несистематический) риск, который определяется специфическими для данного инвестора факторами. Наряду с диверсификационным риском существует недиверсификационный (систематический) риск, который не может быть сокращен при помощи диверсификации.
Кредитный риск (риск невозврата долга) - это риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. Инновационный риск - это риск, связанный с финансированием и применением научно-технических новшеств.
Риски, сопровождающие финансовую деятельность, формируют обширный портфель рисков предприятий, который определяется общим понятием – финансовый риск. Этот риск составляет наиболее значимую часть совокупных хозяйственных рисков предприятия.
Финансовые риски – возможность потерь финансовых ресурсов или их недополучения. Финансовые риски это риски спекулятивные, т.е. результат может быть либо положительным либо отрицательным.
Финансовые риски делятся на 2 категории:
1) Риски связаны с покупательной способностью денег. К ним относятся:
- инфляционный риск;
- дефляционный риск (риск того что при росте дефляции происходит падение уровня цен);
- валютные риски – опасность потерь, связанная с изменением курса одной валюты по отношению к другой;
- риски ликвидности – риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг, товаров из-за изменения оценки их качества.
2) Риски, связанные с вложением денежных средств (инвестиционные). К ним относятся:
- риск упущенной выгоды - риск наступления косвенного или побочного ущерба;
- риски снижения доходности (процентные, кредитные).
- риск прямых финансовых потерь (биржевой – опасность потери при биржевых сделках, селективный риск – риск неправильного вложения денежных средств, риск банкротства- опасность, в результате неправильного вложения денежных средств).
К основным подходам оценки рисков относятся:
- качественный;
- количественный;
- комплексный.
При помощи качественного анализа можно определить:
1.виды риска,
2.факторы риска
- внешние – экономическая, политическая ситуации и др.
- внутренние – степень использования ресурcов, квалификация работников
3.области риска
- безрисковая область – деятельность предприятия приводит к получению запланированной прибыли;
- область минимального риска – предприятие получает прибыль немного меньше запланированного;
- область повышенного риска – означает, что в результате своей деятельности предприятие может получить в лучшем случае прибыль намного меньше запланированной, в худшем - выручка покроет затраты;
- область критического риска - предприятие рискует недополучить выручку (затраты больше доходов)
- область катастрофического риска - деятельность предприятия приводит к банкротству
Качественный анализ может производиться различными методами, важнейшими из которых является:
1) Метод использования аналогов. Этот метод предусматривает поиск сходства, подобия м/у предметами, системами, явлениями. Этот метод характеризуется субъективизмом и используется когда другие методы применить нельзя.
2) Метод экспертных оценок реализуется путем обработки мнения опытных экспертов.
Наиболее распространенными в практике количественной оценки риска являются инструменты математической теории вероятности и экономической статистики.
Приемы управления риском состоят из двух групп:
1) Средства разрешения рисков:
- избежание рисков;
- удержание риска;
- передача риска.
2) Приемы снижения степени риска:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации;
- лимитирование – установление предельных сумм расходов, продаж;
- самострахование;
- страхование;
- хеджирование - используется в банковской, биржевой, коммерческой практике для страхования рисков от неблагоприятных изменений курса валют и цен на товароматериальные ценности по контрактам, которые предусматривают продажу/поставку в будущем. Данный контракт носит название «хедж», а хозяйствующий субъект называется «хеджером».
Хеджирование на повышение или хеджирование покупкой представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда надо застраховаться от возможного повышения цен или курсов в будущем.
Хеджирование на понижение (хеджирование продажей ) – биржевая операция связанная с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара и поэтому, продавая на бирже срочный контракт он страхует себя от возможного повышения цен в будущем.
Страхование является одним из наиболее распространенных способов снижения рисков. Сущность страхования состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение кому-либо другому, т.е. в распределении ущерба между участниками страхования. Страхование бывает: личное, имущественное и страхование ответственности. В системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получили имущественное страхование и страхование ответственности. Имущественное страхование - это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных видах (строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, продукция, поголовье сельскохозяйственные угодья и т.п.) и имущественные интересы. Наиболее часто имущество страхуется на случай уничтожения или повреждения в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, болезней, краж и т.п. В последние годы все более широкое применение в предпринимательской деятельности находит страхование ответственности. Страхование ответственности - это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими лицами за причиненный им ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Ответственность предпринимателя включает широкий спектр ситуаций - от его ответственности за непогашение кредитов до ответственности за экологическое загрязнение, причинение ущерба природе и жителям района от неправильной технологии своей деятельности.
Резервирование средств (самострахование), как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий, состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. Как правило, такой способ снижения рисков предпринимателя выбирает в случаях, когда, по его мнению, затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании. В системе мер, направленных на снижение риска, важная роль принадлежит диверсификации.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. В большинстве литературных источников диверсификацию рассматривают как эффективный способ снижения рисков в процессе управления портфелем ценных бумаг. Вместе с тем этот метод имеет значительно более широкую область эффективного применения и может использоваться в различных сферах предпринимательской деятельности - промышленном производстве, строительстве, торговле и др. В страховом бизнесе примером диверсификации является расширение страхового поля. Так страхование, например, урожая, строений и т.п. на небольшом пространстве (в случае наступления урагана и т.п.), может привести к необходимости выплаты больших страховых сумм. Увеличение страхового поля уменьшает вероятность одновременного наступления страхового события. Диверсификация является способом снижения несистематического риска. Посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как: война, инфляция, глобальные изменения денежной политики и т.п.
Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п. В первую очередь это относится к денежным средствам - установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Примером лимитирования является установление высшего размера (лимита) суммы, которую страховщик может оставить на собственном удержании. Превышение этой суммы влечет за собой отказ от страхования или использование таких форм, как сострахование или перестрахование.
Также одним из путей снижения риска является получение полной информации. При более доступной информации потребители могут сделать лучший прогноз и снизить риск. Учитывая, что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее. На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.
ГЛОССАР ИЙ
1. | Абсолютные показатели | Показатели, которые выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. |
2. | Агент (простой посредник) | Посредник, который является юридическим лицом и представляет интересы определенных производителей при сбыте их товаров, заключая сделки от имени и за счет принципала (владельца товара). |
3. | Аналитическая таблица | Это система мыслей, рассуждений, выраженные языком цифр, форма рационального изложения аналитических данных. |
4. | Ассортиментная позиция | Разновидность (марка) товара. |
5. | Бизнес-план | Документ, содержащий систему мер или программу действий, связанных временем и местом реализации, согласованных с целями и ресурсами и направленных на получение прибыли на основе реализации предпринимательского проекта. |
6. | Внешняя среда | Совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывают влияние на ее деятельность в текущем периоде и на перспективу. |
7. | Внутренняя среда организации | Совокупность факторов, которые являются объектом контроля, регулирования руководством. |
8. | Графический способ отображения аналитических данных | Наглядное представление показателей, чисел с помощью геометрических знаков, рисунков и других графических средств. |
9. | Делегирование | Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. |
10. | Дилер | Приобретает товар по договору поставки и становится собственником продукции после уплаты поставки. |
11. | Дистрибьютор | Посредник, который получает право сбывать товары фирмы-производителя на определенной территории в определенный срок. |
12. | Джобберы | Посредники, которые скупают небольшие оптовые партии товара для быстрой перепродажи (например, книги). |
13. | Желание | Внешняя форма проявления потребностей, которые приобрели форму в соответствии с уровнем потребителя. |
14. | Жизненный цикл товара (ЖЦТ) | Концепция существования товара на рынке от идеи о его создании до снятия с рынка. ЖЦТ - один из основных ориентиров эффективности работы на рынке, поскольку он свидетельствует о продолжительности производства, а значит, и получения прибыли. |
15. | Индукция | Способ перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, от изучения причин к результатам. |
16. | Инновационный менеджмент | Залог конкурентоспособности организации, инновационная стратегия которая должна включать: разработку планов и программ реорганизаций, разработку новых продуктов и тому подобное. |
17. | Информация | Это упорядоченные сообщения о хозяйственные процессы и явления, происходящие совокупность определенных данных и знаний о них. |
18. | Количественные показатели | Показатели, отражающие размер хозяйственных явлений, величину количественных изменений, которые в них происходят, величину ресурсов. |
19. | Комиссионер | Посредник, который заключает соглашение о поставке от своего имени, но не является собственником товара и работает за счет фирмы-производителя. Комиссионер имеет склады, обеспечивает хранение товара. |
20. | Комитент | Лицо, выдающее комиссионеру поручение о заключении сделки от имени комиссионера, но за счет комитента. |
21. | Конкурентоспособность | Это характеристика продукции, выражающая ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. |
22. | Контроль | Процесс выявления и решения возникших проблем и устранения ошибок, когда они еще не привели к негативным последствиям. |
23. | Ликвидность предприятия | Способность предприятия превращать свои активы в деньги без потерь их рыночной стоимости для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их сроков и скорость осуществления этого преобразования. |
24. | Маркетинг-микс | Совокупность маркетинговых средств (товар, цена, распределение, продвижение), определенная структура и объем которых обеспечивает достижение поставленной цели и решения маркетинговых задач. |
25. | Маркетинговая коммуникация фирмы | Комплексное воздействие фирмы на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной прибыльной деятельности на рынке. |
26. | Международный бизнес | Деловое взаимодействие фирм различных форм собственности или их подразделений, которые находятся в разных странах, главной целью которых является получение прибыли за счет выгод и преимуществ деловых международных операций. |
27. | Менеджмент (управление) | Воздействие одного или группы менеджеров на другие субъекты для побуждения действий, по достижению поставленных целей при принятии на себя ответственности за результативность воздействия. |
28. | Менеджмент маркетинга | Организация взаимодействия внутренней среды фирмы с условиями рынка. |
29. | Менеджмент персонала | Занимается управлением людьми, мотивацией, организацией их деятельности, переквалификацией, расстановкой на рабочих местах и тому подобное. |
30. | Метод | Это способ достижения цели, совокупность приемов познания действительности. |
31. | Мониторинг | Постоянное и непрерывное исследование функционирования новаций в конкретной среде хозяйственного механизма. |
32. | Мотивация | Вид управленческой деятельности, который обеспечивает процесс побуждения себя и других работников к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации. |
33. | Натуральные показатели | Показатели, которые выражают размер явления в физических единицах измерения. |
34. | Обмен | Акт получения от кого-либо желаемого товара (услуги) в обмен на деньги (товар - деньги) или бартерный обмен (товар - товар). |
35. | Обязанности | Правовые нормы (правила), подлежащие обязательному исполнению. |
36. | Организационная структура управления | Упорядоченная совокупность подразделений, которые формируют уровни управления, их взаимосвязи и обеспечивают руководство организацией. |
37. | Организация | Группа людей, деятельность которых сознательно, управляемо или спонтанно координируется для достижения определенной цели. |
38. | Организация (как функция управления) | Процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей. |
39. | Ответственность | Правовое и этическое отношение предпринимателей к обществу, которое характеризуется выполнением правовых норм (правил). |
40. | Относительные показатели | Показывают соотношение абсолютных показателей и выражаются в процентах, коэффициентах, индексах. |
41. | Отчет о финансовых результатах | Отчет о доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия. |
42. | Планирование | процесс, который определяет постановку целей и способы их реализации. |
43. | Политика распространения | Деятельность фирмы по планированию, реализации и контролю движения товаров от производителя до конечного потребителя с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения фирмой прибыли. |
44. | Полномочия | Ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. |
45. | Потребность | Ощущение человеком нехватки чего-то необходимого. |
46. | Прибыль предприятия | Это часть дохода, которая остается на предприятии после возмещения всех расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг) и другими видами деятельности. |
47. | Производительность труда | Количество продукции (объем работ, услуг) в денежном или натуральном выражении, которая производится одним работающим (рабочим) в единицу рабочего времени (час, смену, сутки, месяц, квартал, год), или количество рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы продукции (выполненной работы, оказанной услуги). |
48. | Производственный менеджмент | Занимается организацией производства, его технологическими процессами, качеством продукции. |
49. | Реклама | Любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, которую заказывает и оплачивает определенный заказчик (спонсор). |
50. | Рентабельность | Это относительный показатель, характеризующий уровень эффективности (доходности) деятельности предприятия. |
51. | Рынок | Это взаимодействие спроса, предложения и совокупности договоренностей, которые осуществляются в результате такого взаимодействия. |
52. | Сделка | Коммерческий обмен ценностями, который предусматривает согласование условий, срока и места его реализации. |
53. | Себестоимость продукции (работ, услуг) | Это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг). |
54. | Спрос | Желание с учетом имеющейся покупательной способности. Спрос может быть полноценным, нерегулярным, нерациональным и другим. |
55. | Сравнение | Это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляют с уже известными, изучаемыми ранее для выявления общих признаков или различий между ними. |
56. | Структура управления | Упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы, которая определяет разделение труда и служебных связей между структурными подразделениями и работниками аппарата управления по подготовке, принятия и реализации управленческих решений. |
57. | Уставный капитал | Сумма вкладов учредителей предприятия, который выступает как минимальная стоимость активов предприятия и гарантия интересов кредиторов предприятия. |
58. | Товар (услуга) | Все, что может удовлетворить потребность или желание. |
59. | Товарная номенклатура | Совокупность товаров, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. |
60. | Товарный ассортимент | Совокупность ассортиментных групп товаров, которые предложены на рынке предприятием. |
61. | Трудовые ресурсы | Это часть трудоспособного населения, которая по своим возрастным, физическими, образовательными данным соответствует определенной сфере деятельности. |
62. | Факторинг | Продажа предприятием дебиторской задолженности по сниженной цене специализированному банку или финансовой организации с целью пополнения ликвидных составляющих оборотного капитала. |
63. | Финансовый менеджмент | Управление финансами. Финансовый менеджер руководит финансовыми потоками, размещает свободные средства в активы, инвестиционные проекты, делает все возможное, чтобы финансовые ресурсы превращались на прибыли и давали дополнительные дивиденды. |
64. | Фьючерс | Договор между продавцом и покупателем о поставках товара в будущем по согласованной в настоящее время цене. |
65. | Ценовая стратегия | План предприятия в сфере ценообразования при работе на рынке. |
66. | Чистая прибыль | Прибыль после налогообложения т.е. прибыль реально поступающая в распоряжение предприятия. |
67. | Чистый риск | Возможность получения убытка или нулевого результата. |
68. | Чистые инвестиции | Валовые инвестиции за вычетом сумм амортизации основного капитала. |
69. | Экспресс-анализ | Способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, которые присущи только для данного нарушения. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
1. Буров В. Ю. Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина – Иркутск, 2011. – 201 c.
2. Буров В. Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. – Иркутск, 2011. – 280 c.
3. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
4. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
5. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г. С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.
6. Дикань Н. В. Менеджмент [Текст] / Н. В. Дикань, I. I.Борисенко. – К.: Знання, 2008.
7. Донець Л. Основи підприємництва: навч. посіб. [Текст] / Л. Донець, Н. Романенко; МОНУ, ДонДУЕТ ім. М. Туган-Барановського. - К.: Центр навчальної літератури, 2006. - 315 с.
8. Захарчин Г.М. Основи підприємництва [Текст] : Навч. посіб. – К.: Знання, 2008. – 437 с.
9. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2010. – 224 с.
10. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с.
11. Іванюта С. М. Підприємництво і бізнес-культура [Текст] : навч. посібник / С. М. Іванюта, В. Ф. Іванюта. – К. : Центр навчальної літератури, 2007. – 288 с.
12. Карлова О.А. Основи менеджменту [Текст] : навч. посібник / Харків: ХНАМГ, 2008.– 314 с.
13. Кіндрацька Г.І. Стратегічний менеджмент [Текст] : навч. посібник / Г.І. Кіндрацька. – 2-ге вид., перероб. і доповн. – Львів : Вид-во Львівської політехніки, 2010. – 406 с.
14. Коваль З.О. Підприємництво і менеджмент [Текст] : З.О. Коваль, О.І. Тивончук / Навч. посібник. – Львів: Вид-во НУ «ЛП», 2009. – 172 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] : краткий курс. / Котлер Ф.: пер. с англ. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2007. – 656с.
16. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
17. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. — 2009. – №2
18. Кузик С.П. Основи менеджменту і маркетингу Оспіщев В.І. : навчально-методичний посібник для студентів напряму підготовки 6.040104 − географія (програма, самостійна і практичні роботи, індивідуальне науково-дослідне завдання) / Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2012. − 52 с.
19. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. — M., 2009. – 151 с.
20. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003 – 220 с.
21. Маркетинг: підручник / [В.Руделіус, О.М. Азарян, Н.О. Бабенко та ін.]. ред. – упор. О.І. Сидоренко, Л.С. Макарова. – [4-те вид.]. – К.: навч.- метод. центр "Консорціум із удосконалення менеджмент-освіти в Україні", 2009. – 648с.
22. Маркетинг: ситуаційні вправи: [навч. посіб.] / Упоряд.: О.І.Сидоренко, П.С Редько. – [2-ге вид.]. – К.: Навч.-метод. центр «Консорціум із удосконалення менеджмент-освіти в Україні», 2004. – 430с.
23. Менеджмент для магістрів [Текст] : підручник: у 2 т. / за ред. О. Ф. Балацького, О. М. Теліженка. – Суми: ВТД «Університетська книга», 2011.
24. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер с англ. – М. : Дело, 1992. – 702 с.
25. Михайлова Л.І. Міжнародний менеджмент: [навчальний посібник для вузів] / Л.І. Михайлова. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 200 с.
26. Міжнародний менеджмент: [навчальний посібник] / В.С. Білозубенко, О.В. Озаріна, А.А. Семенов; за редакцією професора О.Б. Чернеги. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 592 с.
27. Мочерний С. В. Основи підприємницької діяльності [Текст] : навч. посібник / С. В. Мочерний, О. А. Устенко, С. І. Чоботар. – К.: ВЦ «Академія», 2005. – 280 с.
28. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
29. Опорний конспект лекцій із дисципліни «Маркетинг» для студентів спеціальності «Менеджмент організацій і адміністрування» денної та заочної форм навчання [Текст] / укл. к.е.н., доцент А.В. Гуренко, Донецьк: ДонІЗТ, 2012. – 78 с.
30. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.
31. Організація бізнесу. Менеджмент підприємницької діяльності [Текст] : навч. посіб. / О. М.Скібіцький, В. В. Матвєєв, Л. І. Скібіцька. – К. : Кондор, 2011. – 912 с.
32. Основи бізнесу. Практичний курс (зб. вправ, задач, тестів) [Текст] : Навч. посіб. / За ред.. В.Р.Кучеренка. – К: Центр учб. літ-ри, 2010. – 176 с.
33. Основи менеджменту й маркетингу: Конспект лекцій для студентів 3-5 курсів заочної форми навчання спец. 7.092108 – «Теплогазопостачання і вентиляція», 7.092601 – «Водопостачання та водовідведення», 7.092202 – «Електричний транспорт» [Текст] / І.І. Макаренко. – Харків: ХНАМГ, 2006. − 67 с.
34. Оспіщев В.І. Основи менеджменту: Навчальний посібник для студентів напрямів підготовки 1004 «Транспортні технології» і 0502 «Менеджмент» [Текст] / В.І. Оспіщев, О.І. Костенко, д.О. Пруненко. - Харків: ХНАМГ, 2006.
35. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 581 с.
36. Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 667 с.
37. Робоча програма, методичні вказівки та індивідуальні завдання до вивчення дисципліни «Маркетинг інформаційних продуктів та послуг» для студентів напряму 6.020105 – документознавство та інформаційна діяльність [Текст] / Укл. Т.М. Краплина. – Дніпропетровськ: НМетАУ, 2011. – 52 с.
38. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС,2009. – 224 с.
39. Скібіцька Л. І., Скібіцький О. М. Менеджмент підприємницької діяльності. Книга перша [Текст] : Організація бізнесу. Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2010. – 820 с.
40. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227
41. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. – 324 с.
42. Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 486 с
Дата: 2019-11-01, просмотров: 305.