Управление прибылью предприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совокупность благ, принадлежащих конкретному человеку, называется его имуществом. Общая стоимостная оценка имущества характеризует уровень благосостояния или богатства его владельца. Для увеличения своего богатства собственник может вкладывать принадлежащее ему имущество в действующие или вновь создаваемые предприятия. Предприятие (дело, бизнес) это форма осуществления деятельности, нацеленной на увеличение стоимости вложенного имущества в интересах собственников этого имущества. Стоимость имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие, формирует собственный капитал этого предприятия. Для того, чтобы превратить свое имущество (или его часть) в капитал (капитализировать его), владелец данного имущества должен как минимум соблюсти следующие условия:

· капитализируемое имущество должно быть отделено от другого личного имущества владельца на длительное время (возможно – навсегда). Собственник теряет возможность использования физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;

· с момента капитализации право на пользование и распоряжение инвестированным имуществом должно быть передано другому экономическому субъекту – предприятию. Капитализированное имущество становится активами предприятия, обязующегося использовать их таким образом, чтобы стоимость этих активов максимально возросла.

Стимулом, подвигающим собственника на добровольный отказ от части своих законных прав на принадлежащее ему имущество, является предоставляемое ему взамен право на получение суммы прироста собственного капитала предприятия. Такой прирост собственного капитала, обусловленный деятельностью предприятия, нацеленной на увеличение стоимости его активов, называется прибылью предприятия. Часть прибыли, остающаяся после уплаты предприятием налога на прибыль, принадлежит владельцам предприятия. Эту часть называют чистой прибылью. Владельцы могут ежегодно изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой прибыли. Однако, если собственники предприятия сочтут более выгодным для себя отказаться от своего текущего дохода в пользу еще более значительного увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию. В этом случае говорят о реинвестировании прибыли. Богатство собственников будет возрастать не за счет получения ими текущих доходов, а в результате увеличения их доли в капитале предприятия. В свою очередь, предприятие получает возможность расширения масштабов своей деятельности, а следовательно – еще большего увеличения массы зарабатываемой им прибыли.

Возникает потребность в создании системы учета, ориентированной на более полное и точное выявление альтернативных издержек – системы управленческого учета. Краеугольным камнем такой системы является деление всех расходов предприятия на условно-постоянную и переменную части по отношению к объему выпуска (реализации) продукции. Планирование и учет затрат в таком разрезе позволяет более тесно увязывать их с последствиями конкретных управленческих решений, исключать возможность “наложения” на финансовые результаты данного решения влияния не связанных с ним факторов (например, общезаводских накладных расходов). Другой отличительной чертой подобных систем является широкий охват издержек предприятия нормированием. Это позволяет более точно прогнозировать будущие денежные притоки и оттоки. Третья особенность систем управленческого учета – персонификация информации, увязка объектов учета со сферами ответственности конкретных руководителей, что позволяет еще более четко отграничить издержки, зависящие от конкретных решений, от всех остальных, не имеющих к нему отношения затрат. Перечисленные особенности нашли отражения в таких учетных системах как нормативный метод учета затрат на производство (система стандарт-кост), учет по переменным издержкам (директ-костинг), учет по центрам затрат, центрам прибыли и центрам ответственности.

Дивидендная политика предприятия оказывает важнейшее влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход владельцев акций. Размер дивидендов и своевременность их выплат свидетельствует о стабильности работы предприятия.

распределение прибыли отчетного периода можно разделить на два этапа:

на первом этапе определяется сумма прибыли необходимой для выплаты дивидендов, рассчитывается размер дивидендов по каждой акции;

на втором этапе определяется размер прибыли оставшейся в распоряжении предприятия которую целесообразнее реинвестировать в активы.

Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия. Поскольку дивидендная политика непосредственным образом влияет на размер реинвестированной прибыли, то она позволяет определить размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования.

Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования деятельности предприятия. Преимущества данной формы финансирования заключаются в следующем:

такая форма финансирования позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с процессом выпуска акций.

В связи с тем, что количество акционеров меняется, то нет необходимости изменять систему контроля, которая сложилась на предприятии на данный момент.

Дивидендную политику предприятия определяют целый ряд факторов.

1. Законодательные акты, регулирующие данный вид деятельности.

Собственный капитал предприятия состоит из трех частей: акционерный капитал, эмиссионный доход и нераспределенная прибыль.

В некоторых странах на выплату дивидендов используется:

либо только прибыль, которая состоит из прибыли отчетного периода и нераспределенной прибыли прошлых периодов;

либо прибыль и эмиссионный доход.

Другим ограничением можно считать следующий момент в выплате дивидендов. Если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена.

В связи с тем, что облагаются налогом дивиденды полученные акционерами, а отложенные к выплате дивиденды фактически представляют собой нераспределенную прибыль, то для того чтобы избежать уплаты налога предприятие не выплачивает дивиденды.

Согласно законодательству Украины процедура объявления дивиденда проводится в 2 этапа:

определяется фиксированный размер промежуточного дивиденда, который выносится на утверждение Совету директоров.

Дивиденд утверждается собранием акционеров по результатам деятельности за год с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Размер окончательного дивиденда Совет директоров выносит на утверждение собранию акционеров. Он (размер дивиденда) не может быть выше рекомендованного директорами значения, но может быть при необходимости уменьшен.

Фиксированный процент по привилегированным акциям и облигациям устанавливается при их выпуске.

2. Ограничение контрактного характера.

В зарубежных странах предприятия, желающие получить долгосрочную ссуду, обязаны заключить специальный контракт, который регулирует величину выплачиваемых дивидендов. В таком контракте оговаривается либо минимальный размер нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. Подобный контракт заключается с целью обеспечения обслуживания такого долга. В нашем государстве такой практики нет. Подобием такого контракта выступает обязательство предприятия формировать резервный фонд в размере не менее 10% уставного капитала.

 3. Недостаток ликвидных активов.

Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены предприятием в том случае, если у предприятия есть денежные средства на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги. Теоретически, для выплаты дивидендов предприятие может взять кредит, но это связано с дополнительными расходами. 

В связи с кризисом платежей в Украине предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов из - за отсутствия реальных денежных средств.  

4. Стремительный рост производства или расширение деятельности.

Многие предприятия, особенно молодые, в период становления сталкиваются с недостатком дополнительных источников финансирования для расширения производственных мощностей. В таких случаях   

используется ограничение дивидендных выплат, а учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

5. Интересы акционеров.

Определяя оптимальный размер дивидендов Совет директоров и акционеры должны оценить как повлияет величина дивиденда на цену предприятия в целом. Цена предприятия определяется рыночной ценой акций, которая зависит от общего финансового положения предприятия на рынке товаров и услуг, размера дивидендов, темпов их роста.

6. Реклама финансово - хозяйственной деятельности фирмы.

В условиях конкурентной борьбы за потенциального инвестора информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается и анализируется. Отсрочки в выплате дивидендов, любые нежелательные изменения в сложившейся практике могут привести к понижению рыночной стоимости акций компании. Поэтому предприятию необходимо поддерживать дивидендную политику на высоком уровне, несмотря на изменения коньюнктуры рынка. Стабильная дивидендная политика свидетельствует об успешной деятельности предприятия.

Теоретически выбор дивидендной политики предполагает решение двух основных проблем:

влияет величина дивидендов на изменение совокупного дохода акционеров;

какой должен быть оптимальный размер дивидендов? 

Существует два подхода в теории дивидендной политики. Первый называют "Теория начисления дивидендов по остаточному принципу" (Residual theory of Dividends). Согласно этой теории величина выплачиваемых дивидендов не влияет на совокупных доход владельцев акций. Дивиденды выплачиваются только в том случае, когда проанализированы и профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. В том случае, когда всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования дивиденды не выплачиваются вообще, а если у предприятий нет привлекательных инвестиционных проектов, то прибыль в полном объеме используется на выплату дивидендов.

Основные разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. По этой теории определяется так называемый "Эффект клиентуры" (Clientele Effect), согласно которого акционеры предпочитают стабильность в дивидендной политике, чем получение каких - либо сверх - доходов.     

Представителем второй теории является М. Гордон, который считает, что дивидендная политика самым непосредственным образом влияет на совокупный доход акционеров. Основным аргументом этой теории является то, что акционеры предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, даже если они будут гораздо больше, как и возможному приросту акционерного капитала. Своевременные дивидендные выплаты уменьшают неопределенность инвестора относительно целесообразности и выгодности инвестиций в данное предприятие, тем самым его удовлетворяет низкая норма дохода на инвестированный капитал. Согласно этой теории каждое предприятие должно самостоятельно выбирать направление дивидендной политики исходя из присущих ему особенностей.

Дивидендная политика призвана решить следующие задачи:

максимизировать совокупный доход акционеров;

обеспечить достаточный уровень финансирования деятельности предприятия.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 272.