Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

по дисциплине «Физическая культура»

 

для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки

 

 

Составитель – ассистент Климин А.В

 

Полесск

2018


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека – это сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условий и образа жизни), включающая в себя физический, духовный и социальный компоненты.

Развитие цивилизации, результаты научно-технического прогресса внесли серьезные изменения в условия и образ жизни современного человека. В сравнении с многовековой историей развития человечества, в настоящее время мы столкнулись с колоссальным уменьшением двигательной активности, глобальным изменением экологической обстановки на Земле и в больших городах в частности и мн. др. Отмеченное диктует острую необходимость контролировать и управлять процессом формирования и сохранения здоровья для каждого человека без исключения. На этом фоне повышается актуальность реализации технологий, направленных на поддержание здоровья. Эту задачу, в первую очередь, решают средства физической культуры, следовательно, каждый человек обязан знать не только ос- новы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и владеть методиками контроля и оценки своего физического развития и функциональной подготовленности. Рациональное построение занятий по физическому воспитанию требует оценки эффекта воздействия физической нагрузки, адаптационных и функциональных возможностей занимающихся.

Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья. И, напротив, низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека. В этой связи современный человек обязан владеть элементарными методами оценки функциональных возможностей организма, что является важной составляющей в реализации здорового образа жизни.

Важным условием обеспечения здоровье сберегающей направленности занятий физическими упражнениями является осуществление самоконтроля. Самоконтроль занимающихся физической культурой – это регулярное использование ряда простых приемов и


методик для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья, физического развития и физической подготовленности, происходящих под влиянием занятий физическими упражнениями .

Объективными и наиболее доступными для самоконтроля являются показатели: частоты пульса, артериального давления, массы тела, потоотделения, данных динамометрии, а также других функциональных проб, которые представлены в данной работе.

Одним из простейших и оперативных способов контроля реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по пульсу. Частота сердечных сокращений в покое у здорового человека составляет в среднем 70 –72 уд. / мин. У хорошо тренированных людей частота сердечных сокращений может снижаться до 50 уд. / мин, а после больших нагрузок частота пульса не превышает обычно 180 − 200 уд. / мин. Длительность восстановления частоты пульса после определенных физических нагрузок служит важным показателем функционального состояния человека.

Целью контрольной работы является формирование навыков использования методик оценки физического развития и функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни. Знание элементарных основ самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку, обеспечивая тем самым здоровье формирующую и здоровье сберегающую технологию физического воспитания.


1. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Структура работы состоит из обязательного и дополнительного уровней. Дополнительный уровень выполняется по желанию студен- тов. Обязательный уровень предусматривает осуществление расчетов по приведенным формулам (задания 1 – 12).

Работа выполняется индивидуально.

Оформление работы (титульный лист, содержание) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным контрольным работам (прил. 1).

Объем работы должен быть не менее семи листов.

1. Необходимо измерить свои антропометрические показатели (рост, массу тела, окружность грудной клетки и т.д.) и занести их в таблицу (табл. 1).

2. На основе знания своих антропометрических показателей по приведенным в заданиях 1 – 12 формулам осуществить расчет определенных индексов и вписать их в сводную таблицу (табл. 2).

3. Полученные результаты переносятся в сводную таблицу (см. табл. 2), в которой также необходимо по каждому показателю дать краткий комментарий / вывод.

4. На основе анализа полученных 12-ти результатов необходимо сформулировать заключение, в котором дать описание факторов, негативно влияющих на ваше здоровье. В данном разделе следует дать развернутый анализ факторов риска, основываясь на знании валеологических основ здоровья и здорового образа жизни (см. например, Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – 9-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 448 с.).

5. Работу должны завершать подробные рекомендации (не менее 2-х страниц), направленные на нивелирование / уменьшение факторов риска здоровью и опираться на учет всех составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и др.).

В случае если все показатели в норме и нет отклонений, необходимо сформулировать рекомендации по поддержанию и сохранению достигнутого уровня функционального развития и здоровья, также опираясь на учет составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и т.п.).


Таблица 1





Дата: 2019-11-01, просмотров: 225.