Кафедра Организации и управления в аграрной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Калининградский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

_______________________________________________________

 

Кафедра Организации и управления в аграрной сфере

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

 

Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека.

по дисциплине «Физическая культура»

 

для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки

 

 

Составитель – ассистент Климин А.В

 

Полесск

2018


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека – это сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условий и образа жизни), включающая в себя физический, духовный и социальный компоненты.

Развитие цивилизации, результаты научно-технического прогресса внесли серьезные изменения в условия и образ жизни современного человека. В сравнении с многовековой историей развития человечества, в настоящее время мы столкнулись с колоссальным уменьшением двигательной активности, глобальным изменением экологической обстановки на Земле и в больших городах в частности и мн. др. Отмеченное диктует острую необходимость контролировать и управлять процессом формирования и сохранения здоровья для каждого человека без исключения. На этом фоне повышается актуальность реализации технологий, направленных на поддержание здоровья. Эту задачу, в первую очередь, решают средства физической культуры, следовательно, каждый человек обязан знать не только ос- новы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и владеть методиками контроля и оценки своего физического развития и функциональной подготовленности. Рациональное построение занятий по физическому воспитанию требует оценки эффекта воздействия физической нагрузки, адаптационных и функциональных возможностей занимающихся.

Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья. И, напротив, низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека. В этой связи современный человек обязан владеть элементарными методами оценки функциональных возможностей организма, что является важной составляющей в реализации здорового образа жизни.

Важным условием обеспечения здоровье сберегающей направленности занятий физическими упражнениями является осуществление самоконтроля. Самоконтроль занимающихся физической культурой – это регулярное использование ряда простых приемов и


методик для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья, физического развития и физической подготовленности, происходящих под влиянием занятий физическими упражнениями .

Объективными и наиболее доступными для самоконтроля являются показатели: частоты пульса, артериального давления, массы тела, потоотделения, данных динамометрии, а также других функциональных проб, которые представлены в данной работе.

Одним из простейших и оперативных способов контроля реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по пульсу. Частота сердечных сокращений в покое у здорового человека составляет в среднем 70 –72 уд. / мин. У хорошо тренированных людей частота сердечных сокращений может снижаться до 50 уд. / мин, а после больших нагрузок частота пульса не превышает обычно 180 − 200 уд. / мин. Длительность восстановления частоты пульса после определенных физических нагрузок служит важным показателем функционального состояния человека.

Целью контрольной работы является формирование навыков использования методик оценки физического развития и функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни. Знание элементарных основ самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку, обеспечивая тем самым здоровье формирующую и здоровье сберегающую технологию физического воспитания.


1. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Структура работы состоит из обязательного и дополнительного уровней. Дополнительный уровень выполняется по желанию студен- тов. Обязательный уровень предусматривает осуществление расчетов по приведенным формулам (задания 1 – 12).

Работа выполняется индивидуально.

Оформление работы (титульный лист, содержание) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным контрольным работам (прил. 1).

Объем работы должен быть не менее семи листов.

1. Необходимо измерить свои антропометрические показатели (рост, массу тела, окружность грудной клетки и т.д.) и занести их в таблицу (табл. 1).

2. На основе знания своих антропометрических показателей по приведенным в заданиях 1 – 12 формулам осуществить расчет определенных индексов и вписать их в сводную таблицу (табл. 2).

3. Полученные результаты переносятся в сводную таблицу (см. табл. 2), в которой также необходимо по каждому показателю дать краткий комментарий / вывод.

4. На основе анализа полученных 12-ти результатов необходимо сформулировать заключение, в котором дать описание факторов, негативно влияющих на ваше здоровье. В данном разделе следует дать развернутый анализ факторов риска, основываясь на знании валеологических основ здоровья и здорового образа жизни (см. например, Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – 9-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 448 с.).

5. Работу должны завершать подробные рекомендации (не менее 2-х страниц), направленные на нивелирование / уменьшение факторов риска здоровью и опираться на учет всех составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и др.).

В случае если все показатели в норме и нет отклонений, необходимо сформулировать рекомендации по поддержанию и сохранению достигнутого уровня функционального развития и здоровья, также опираясь на учет составляющих здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная двигательная активность, режим дня и т.п.).


Таблица 1





Оценка физического развития

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни [4].

Наиболее доступными и простыми показателями физического развития являются размеры тела, их пропорции. Для оценки антропометрических показателей необходимо измерить массу тела (кг), рост стоя (см), окружность грудной клетки на вдохе, выдохе и в паузе (см). Для определения окружности грудной клетки необходимо сантиметровую ленту наложить горизонтально у мужчин на уровне грудных желёз, у женщин – под грудными железами. При определении окружности грудной клетки в паузе необходимо вычислить среднее арифметическое между вдохом и выдохом. Результаты измерений фиксируются в табл. 1.

 

Задание 1. Индекс Кетле – индекс массы тела (ИМТ).

Индекс рассчитывается из соотношения между ростом человека и его массой, с помощью которого можно определить наличие избы- точной массы, либо дефицита массы тела, и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела.

Индекс Кетле определяется по следующей формуле:

 

ИМТ = М , Р2 (1)

 

где М – масса тела (кг); Р – рост стоя (м).

Полученный результата сравнивают с данными табл. 3.


Таблица 3


Интерпретация индекса Кетле

Индекс массы тела Интерпретация индекса
16 и менее Выраженный дефицит массы тела
16,5 – 18,4 Недостаточная (дефицит) массы тела
18,5 – 25,4 Нормальная масса тела
25,5 – 30,4 Избыточная масса тела (предожирение)
30,5 – 35,4 Ожирение первой степени
35,5 – 40,4 Ожирение второй степени
40,5 и более Ожирение третьей степени

Задание 2. Индекс Пинье – индекс оценки телосложения.

Расчет индекса осуществляется по формуле, учитывающей значение окружности грудной клетки на вдохе, длины и массы тела.

 

ИП = Н - (М + ОГК вдох ), (2)

 

где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе.

Критерии оценки индекса Пинье отражены в табл. 4.

 

Таблица 4

Значение индекса

Интерпретация индекса

юноши девушки 2 и менее 0 и менее Недостаточное развитие 3 – 6 1 – 4 Среднее развитие 7 и более 5 и более Хорошее развитие

Задание 4. Оценка экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Показа- тель ЭГК характеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается показатель по формуле

 

 

ЭГК = ОГК вдох - ОГК выдох , (4)

 

где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе; ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.

Таблица 6

Оценка пробы Генча

Результат (с) Оценка Группа тестируемых
25 – 30 норма Здоровые нетренированные люди
40 – 60 и более норма Спортсмены

Если время задержки дыхания на выдохе меньше 25 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.

Между пробой Генча (задание 5) и пробой Штанге (задание 6) необходим отдых не менее 5 минут.


Задание 6. Проба Штанге.

Проба Штанге осуществляется с задержкой дыхания на вдохе и проводится следующим образом. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех вдохов-выдохов на 3/4 глубины полного вдоха. Тестируемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Оценка - по табл. 8.

 

Таблица 8


Оценка пробы Штанге

Результат (с) Оценка Группа тестируемых
45 – 55 норма Здоровые нетренированные люди
60 – 90 и более норма Спортсмены

Если время задержки дыхания на вдохе меньше 45 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.

 

Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Наиболее доступными средствами оценки функционального со- стояния является контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).

Частота сердечных сокращений – ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах от 60 до 89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7 – 10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей ЧСС значительно больше, чем у взрослых. Для получения сравнимых


данных необходимо измерять пульс в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя).

 

Задание 7. Ортостатическая проба.

Ортостатическая проба позволяет оценить деятельность сердечно-сосудистой системы. Утром, проснувшись, спокойно полежать 2 – 3 минуты, затем измерить частоту сердечных сокращений и встать. Через 1 –2 минуты вновь измерить пульс, теперь в положении стоя. У хорошо тренированного человека разница колеблется в пределах 6 – 8 ударов в минуту. Чем выше разница, тем ниже тренированность. Если разница достигает 20 ударов в минуту и более, необходимо обратиться к врачу. По результатам проведения пробы необходимо заполнить протокол и сделать заключение об уровне работоспособности (табл. 9).

Таблица 9


Библиографический список

1. Вайнер, Э.Н. Валеология : учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М. : Флинта, 2011. – 448 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2010. – 366 с.

3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и фи- зической подготовленности : учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М. : Советский спорт, 2011. – 348 с.

4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. – 10-е изд. – М., 2012. – 480 с.

5. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов:. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.


Приложение 1


Калининградский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

_______________________________________________________

 

Контрольная работа

Калининградский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

_______________________________________________________

 

Кафедра Организации и управления в аграрной сфере

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 268.