1.1. Профессиональные вредности и их проявления.
Основные физиологические характеристики трудовой деятельности
Бльшую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью.
При трудовой деятельности человека осуществляется взаимосвязь между производственной средой и организмом. Человек изменяет и приспосабливает производственную среду к своим потребностям, т. е. изменяет условия труда.
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.
Условия труда определяются:
● особенностями технологического процесса (степень механизации и автоматизации производства, применяемого оборудования, удобства его обслуживания);
● характером трудового процесса (рабочая поза, уровень нервно-мышечного и эмоционального напряжения, взаимоотношения в трудовых коллективах);
● производственной санитарией и гигиеной (конструкция цехов, степень загрязнения воздуха рабочей зоны пылью и газами, параметры шума, вибрации и т. д.).
Опасные и вредные производственные факторы. При несоблюдении определенных технических и санитарно-гигиенических требований к производству организм работающих может подвергаться воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными. Такие факторы называют производственными (профессиональными) вредностями. Под ними понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.
Опасные и вредные факторы подразделяются на следующие:
● хим ические, возникающие от токсичных веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
● физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие, ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
● биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов;
● психофизиологические, физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости; недостаточная двигательная активность (гипокинезия); нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение отдельных анализаторов.
В физиологическом плане трудовая деятельность человека может характеризоваться, во-первых, по виду труда и вызываемого им функционального напряжения (качественная сторона), во-вторых, по степени этого функционального напряжения (количественная сторона).
Виды трудовой деятельности. Трудовую деятельность человека, виды которой бесконечно многообразны, классифицируют по различным признакам. В научной литературе отмечается три наиболее общих аспекта подразделения видов труда, тесно связанных между собой.
1. При решении различных задач трудовая деятельность имеет две стороны – энергетическую и информационную. Человек выступает в труде и как источник механической энергии в самых разнообразных формах (от выполнения значительной механической работы до тонких перемещений миниатюрных предметов), и как система переработки различных видов информации.
2. По характеру функционального напряжения организма при труде указанным двум сторонам трудовой деятельности соответствуют в эргономическом плане две нагрузки (активности) – мышечная и нервная; последняя включает сенсорный, эмоциональный и мыслительный компоненты. В зависимости от соотношения того и другого вида нагрузки и активности все конкретные формы трудовой деятельности подразделяют на две основные группы: с преобладанием мышечной нагрузки и с преобладанием нервной нагрузки.
3. С точки зрения основной рабочей сферы общепринятым является подразделение на физический и умственный труд. Учитывается удельный вес мышечной нагрузки и один из компонентов нервной нагрузки – мыслительный. При преобладании мышечного компонента труд относят к физическому, при преобладании мыслительного – к умственному. Помимо типичных случаев преобладания того или иного компонента, имеется целый ряд промежуточных форм. Так, иногда активная мышечная деятельность сочетается с интенсивной мыслительной работой; вместе с тем встречаются виды труда, в которых нет ни заметной мышечной нагрузки, ни выраженного мыслительного напряжения (например, труд вахтера или наблюдение за показаниями приборов, т. е. работа с преимущественным участием сенсорного компонента). Здесь отнесение труда к физическому или умственному носит чисто формальный характер.
Таким образом, подразделение трудовой деятельности на работу с преобладанием мышечной и нервной нагрузки и подразделение на физический и умственный труд не тождественны. Труд с умеренной мышечной работой будет отнесен к физическому даже в том случае, если он включает интенсивную нервную нагрузку, но последняя не содержит мыслительного компонента. Например, труд на конвейере относится к работам с преобладанием нервной нагрузки.
Кроме того, выделяют следующие формы труда:
1) формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 16720–25080 кДж (4000–6000 ккал) и выше в сутки;
2) механизированные формы труда. Энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12540–16720 кДж (3000–4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков;
3) формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность;
4) групповые формы труда – конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание;
5) формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека;
6) формы интеллектуального (умственного) труда. Эти формы труда представлены как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например диспетчеры, операторы и др., так и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др. Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, что требует мобилизации памяти и внимания. Часто возникают стрессовые ситуации. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 8360 – 10032 кДж (2000–2400 ккал) в сутки.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Они отличаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Степень трудовой нагрузки. При характеристике и оценке физиологической стоимости работы широко используют термины «тяжесть труда» и «напряженность труда». Оба эти понятия охватываются единым физиологическим понятием «функциональное напряжение организма при труде». Последнее определяется как характером рабочей нагрузки, так и условиями производственной среды. Как было отмечено выше, мышечная и нервная нагрузки присутствуют в любой работе. Однако реакции организма целостны и при функциональном напряжении невозможно четко выделить признаки, по которым можно по отдельности оценить степень активности мышечной или нервной нагрузки. Поэтому функциональное напряжение организма при труде в зависимости от преобладающего рода нагрузки характеризуют однозначно – либо как тяжесть, либо как напряженность труда.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.).
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р. 2.2.2006–05) условия труда подразделяются на четыре класса: 1‑й – оптимальные; 2‑й – допустимые; 3‑й – вредные; 4‑й – опасные (экстремальные).
Оптимальные условия труда – такие, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Они обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.
Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
Вредные условия труда (3‑й класс) подразделяют на четыре степени вредности:
1‑я степень (3.1)* – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;
2‑я степень (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности) в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
3‑я степень (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности), росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
4‑я степень (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4‑й класс) характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда производится на основе сопоставления результатов измерений факторов производственной среды и трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и (или) опасности как для каждого вредного и (или) опасного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.
При соответствии фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, а также при выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или 2 с оценкой «соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».
В случаях, когда фактические значения вредных и (или) опасных производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности работников СИЗ, рабочее место признается аттестованным: по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4; по травмобезопасности с классом 3; по обеспеченности СИЗ с оценкой «не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».
Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т. д.) классифицируется по вредности и (или) опасности производственных факторов по классу 4, по травмобезопасности – по классу 3.
При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
При практической оценке тяжести и напряженности труда она осуществляется в два этапа – аналитически и синтетически. Первый этап – эргономический анализ нагрузки, воздействующей на организм, второй этап – физиологическое исследование реакций организма на эту нагрузку.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 226.