Учебное пособие, разработанное в помощь студентам дистанционной формы обучения, изучающим «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» – обязательную общепрофессиональную дисциплину, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Целью и содержанием курса является обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, т. е. создание оптимальных параметров в организации среды деятельности и отдыха. А это в свою очередь требует глубокого знания анатомо-физиологических особенностей человека и его функциональных возможностей. Основными задачами курса (ОБЖ) являются:
· вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения;
· расширить и углубить познания студентов в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакций на воздействие опасных и вредных факторов в широком диапазоне их значений;
· дать комплексное представление об источниках, численности и значимости, опасных и вредных факторов среды обитания;
· выработать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, организации рациональных условий труда и путей борьбы с утомлением;
· научить навыкам и тактикой оказания экстренной помощи при несчастных случаях, катастрофах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.
Изучением дисциплины достигается формирование у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Специалист должен знать правовую и нормативно-техническую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности. Он должен уметь:
· проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека вообще (и подростка в частности), на их соответствие нормативным требованиям;
· эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий опасных и вредных факторов;
· разрабатывать научно обоснованные предложения, направленные на оздоровление условий труда при производственной деятельности и обосновывать их экономическую эффективность;
· планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
· планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· уметь оказать первую доврачебную помощь при различных травмах и отравлениях.
Изучение курса рекомендуется начать с уяснения теоретических вопросов. После изучения теоретической части каждого из разделов студенту необходимо ответить на вопросы для самоконтроля, после чего подробно ознакомится с контрольными заданиями, требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольных работ и приступить к их выполнению. Студенты должны уметь применять терминологию в области безопасности жизнедеятельности, современные нормативные акты и методические рекомендации по организации производственного процесса.
Учебный материал в комплексе увязан с практическими заданиями (вопросы для самоконтроля, тесты, ситуационные задачи, рефераты). Студентам рекомендуется тематика рефератов по курсу и рекомендации по их выполнению.
В учебно-методическом комплексе нашли отражение новейшие научные достижения в области безопасности жизнедеятельности.
При подготовке настоящего учебного пособия были использованы материалы из учебников по безопасности жизнедеятельности под редакцией проф. Э.А. Арустамова, проф. С.В. Белова, проф. О.Н. Русака; учебного пособия по основам медицинских знаний В.Г. Бубнова и Н.В. Бубновой и др. Использовались также материалы по трудовому праву В.Н. Толкуновой, Трудовой кодекс РФ, а также нормативные и нормативно-технические документы по охране труда. Авторы этих источников указаны в списке литературы.
Основные термины и определения, а также некоторые единицы измерения, используемые в курсе «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», приведены в Приложении.
Введение
Последние десятилетия двадцатого и начало двадцать первого века характеризуются тем, что непрерывно меняются условия труда и сам трудовой процесс; создаются новая техника, новые системы машин, автоматов, автоматических линий и роботов. Соответственно существенно возрастают требования к работающим, возникает необходимость в новых видах деятельности и специальностях. Так, например, профессия оператора за относительно короткий срок (особенно с развитием компьютеризации) стала весьма многообразной.
Повысились требования и к квалификации специалистов - выпускников учреждений высшего профессионального образования. Происходит активное слияние умственного и физического труда.
Вместе с тем развитие цивилизации сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Нужно уметь определять их и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от неблагоприятного воздействия опасностей на работоспособность и здоровье человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении оптимальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих предельно допустимые уровни.
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Безопасностьжизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма, общей и профессиональной заболеваемости.
В жизненном цикле человек и окружающая его среда образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания». Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в этой системе.
Средаобитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек вынужден непрерывно решать, как минимум, следующие основные задачи:
● обеспечивать свои потребности в пище, воде и воздухе;
● обеспечивать защиту от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и себе подобных.
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и упреждение постоянной потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что любое новое позитивное действие или его результат (создание новых технических средств, технологий, объектов и т. д.) неизбежно сопровождаются возникновением новой потенциальной опасности или группы опасностей. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.
На всех этапах истории своего развития человек стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих его действий и поступков. Создание надежного жилища есть не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, землетрясения) и вредных (резкие колебания давления, температуры; солнечная радиация и др.) факторов. Но с появлением жилища возникла опасность обрушения, задымления, возгорания.
Многочисленные бытовые приборы и устройства значительно облегчают быт, делают его комфортным и эстетичным, но одновременно вводят новый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитные поля различных частот, повышенные уровни радиации, шума, вибрации; опасности механических травм, воздействия токсичных веществ и др.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Особенно существенные изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся наиболее значимой в трудовой деятельности человека. Определенный прогресс в этой сфере в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Например, использование прогрессивных способов электролиза цветных металлов и их обработки вызвало необходимость в средствах защиты работающих от токсичных аэрозолей, электромагнитных полей, повышенного уровня шума, воздействия электрических сетей высокого напряжения. Создание двигателей внутреннего сгорания, наряду с решением многих транспортных проблем, привело к повышенному травматизму на дорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов. Появление на международном рынке огромного количества новых химических веществ и соединений, которые находят широкое применение в промышленности, строительстве и быту, привело к увеличению числа профессиональных отравлений и отравлений в быту (особенно при пожарах).
Материалы о масштабах и динамике этого воздействия на человека и окружающую среду убедительно свидетельствуют о постоянном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний. Растет количество аварий и катастроф. Увеличивается материальный ущерб, наносимый отечественной экономике.
При этом рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, в частности увеличением концентрации токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно вторичное проявление негативных влияний на человека и среду обитания (кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя Земли).
Стремительный рост производственных мощностей, развитие энергетики и транспортных средств, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация земель ставят ряд регионов страны на грань экологической катастрофы.
Поэтому сейчас нужны специалисты, способные успешно решать задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.
Решение этих сложных комплексных задач возможно лишь на базе определенного образовательного уровня всего населения страны и развития системы подготовки специалистов. Необходим многоуровневый цикл образования для обеспечения понимания проблем безопасности жизнедеятельности, вооружения навыками и приемами личной и коллективной безопасности, основами сохранения и рационального использования природных богатств.
В данном учебном пособии рассматриваются в основном вопросы взаимодействия с производственной средой в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Глава I.
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.