Методические указания к изучению курса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебное пособие, разработанное в помощь студентам дистанционной формы обучения, изучающим «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» – обязательную общепрофессиональную дисциплину, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Целью и содержанием курса является обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, т. е. создание оптимальных параметров в организации среды деятельности и отдыха. А это в свою очередь требует глубокого знания анатомо-физиологических особенностей человека и его функциональных возможностей. Основными задачами курса (ОБЖ) являются:

· вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения;

· расширить и углубить познания студентов в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакций на воздействие опасных и вредных факторов в широком диапазоне их значений;

· дать комплексное представление об источниках, численности и значимости, опасных и вредных факторов среды обитания;

· выработать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, организации рациональных условий труда и путей борьбы с утомлением;

· научить навыкам и тактикой оказания экстренной помощи при несчастных случаях, катастрофах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.

Изучением дисциплины достигается формирование у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Специалист должен знать правовую и нормативно-техническую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности. Он должен уметь:

· проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека вообще (и подростка в частности), на их соответствие нормативным требованиям;

· эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий опасных и вредных факторов;

· разрабатывать научно обоснованные предложения, направленные на оздоровление условий труда при производственной деятельности и обосновывать их экономическую эффективность;

· планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

· планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

·  уметь оказать первую доврачебную помощь при различных травмах и отравлениях.

Изучение курса рекомендуется начать с уяснения теоретических вопросов. После изучения теоретической части каждого из разделов студенту необходимо ответить на вопросы для самоконтроля, после чего подробно ознакомится с контрольными заданиями, требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольных работ и приступить к их выполнению. Студенты должны уметь применять терминологию в области безопасности жизнедеятельности, современные нормативные акты и методические рекомендации по организации производственного процесса.

Учебный материал в комплексе увязан с практическими заданиями (вопросы для самоконтроля, тесты, ситуационные задачи, рефераты). Студентам рекомендуется тематика рефератов по курсу и рекомендации по их выполнению.

В учебно-методическом комплексе нашли отражение новейшие научные достижения в области безопасности жизнедеятельности.

При подготовке настоящего учебного пособия были использованы материалы из учебников по безопасности жизнедеятельности под редакцией проф. Э.А. Арустамова, проф. С.В. Белова, проф. О.Н. Русака; учебного пособия по основам медицинских знаний В.Г. Бубнова и Н.В. Бубновой и др. Использовались также материалы по трудовому праву В.Н. Толкуновой, Трудовой кодекс РФ, а также нормативные и нормативно-технические документы по охране труда. Авторы этих источников указаны в списке литературы.

Основные термины и определения, а также некоторые единицы измерения, используемые в курсе «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», приведены в Приложении.

 

 

Введение

Последние десятилетия двадцатого и на­ча­ло двадцать первого века характеризуются тем, что непрерывно меняются условия труда и сам трудовой процесс; создаются новая техника, новые системы машин, автоматов, автоматических линий и ро­бо­тов. Соответственно существенно возрас­тают требования к ра­бо­та­ющим, возникает необходимость в но­вых видах деятельности и спе­ци­аль­нос­тях. Так, например, профессия оператора за относительно короткий срок (особенно с раз­ви­ти­ем компьютеризации) стала весьма мно­го­об­раз­ной.

Повысились требования и к ква­ли­фи­ка­ции специалистов - выпускников учреждений выс­ше­го профессионального образования. Происходит активное слияние умственного и фи­зи­чес­ко­го труда.

Вместе с тем развитие цивилизации сопровождается появлением и ши­­ро­ким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и дру­гих опасностей. Нужно уметь определять их и осу­ществлять комплекс эффективных мер защиты от неблагоприятного воздействия опасностей на работоспособность и здо­ровье человека.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обес­пе­че­нии оптимальных (комфортных) условий деятельности людей, в за­щи­те человека и ок­ру­жа­ющей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих предельно до­пус­ти­мые уровни.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и от­дых, способ существования человека.

Безопасностьжизнедеятельности – это наука о ком­фортном и бе­зо­пас­ном взаимодействии человека с тех­нос­фе­рой.

Обеспечение безопасности труда и от­ды­ха способствует сохранению жизни и здо­ровья людей за счет снижения травматизма, общей и про­фес­сио­наль­ной заболеваемости.

В жиз­нен­ном цикле человек и ок­ру­жа­ющая его среда образуют постоянно действующую систему «человексреда обитания». Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и про­цес­сов в этой системе.

Средаобитания – окружающая человека среда, обусловленная в дан­ный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и со­ци­аль­ных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и по­томство.

Действуя в этой системе, человек вынужден непрерывно решать, как минимум, следующие основные задачи:

● обес­пе­чи­вать свои потребности в пи­ще, воде и воз­ду­хе;

● обес­пе­чи­вать защиту от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и се­бе подобных.

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и уп­реж­де­ние постоянной потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в про­цес­се взаимодействия человека со средой обитания. Аксиома о по­тен­ци­аль­ной опасности предопределяет, что любое новое позитивное действие или его результат (создание новых технических средств, технологий, объектов и т. д.) неизбежно сопровождаются возникновением новой потенциальной опасности или группы опасностей. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и тех­но­ло­гии), кроме положительных свойств и ре­зуль­та­тов, обладают способностью генерировать опасные и вред­ные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с но­вой потенциальной опасностью или группой опасностей.

На всех этапах истории своего развития человек стремился к обес­пе­че­нию личной безопасности и сох­ра­не­нию здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих его действий и пос­туп­ков. Создание надежного жилища есть не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, землетрясения) и вред­ных (резкие колебания давления, температуры; солнечная радиация и др.) факторов. Но с по­яв­ле­ни­ем жилища возникла опасность обрушения, задымления, возгорания.

Многочисленные бытовые приборы и устройства значительно облегчают быт, делают его комфортным и эс­те­тич­ным, но одновременно вводят новый комплекс опасных и вред­ных факторов: электрический ток, электромагнитные поля различных частот, повышенные уровни радиации, шума, вибрации; опасности механических травм, воздействия токсичных веществ и др.

В сов­ре­мен­ном мире к опас­ным и вред­ным факторам естественного происхождения (повышенные и по­ни­жен­ные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с про­из­водствен­ной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Особенно существенные изменения качественных характеристик среды развиваются в про­из­водствен­ной сфере, являющейся наиболее значимой в тру­до­вой деятельности человека. Определенный прогресс в этой сфере в пе­ри­од научно-тех­ни­чес­кой революции сопровождался и соп­ро­вож­да­ет­ся в нас­то­ящее время ростом числа и по­вы­ше­ни­ем уровня опасных и вред­ных факторов производственной среды. Например, использование прогрессивных способов электролиза цветных металлов и их обработки вызвало необходимость в средствах защиты работающих от токсичных аэрозолей, электромагнитных полей, повышенного уровня шума, воздействия электрических сетей высокого напряжения. Создание двигателей внутреннего сгорания, наряду с ре­ше­ни­ем многих транспортных проблем, привело к по­вы­шен­но­му травматизму на дорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и при­род­ной среды от токсичных выбросов. Появление на международном рынке огромного количества новых химических веществ и со­еди­не­ний, которые находят широкое применение в про­мыш­лен­нос­ти, строительстве и бы­ту, привело к уве­ли­че­нию числа профессиональных отравлений и от­рав­ле­ний в бы­ту (особенно при пожарах).

Материалы о масшта­бах и ди­на­ми­ке этого воздействия на человека и ок­ру­жа­ющую среду убедительно свидетельствуют о пос­то­ян­ном росте травматизма, числа и тя­жес­ти заболеваний. Растет количество аварий и ка­тастроф. Увеличивается материальный ущерб, наносимый отечественной экономике.

При этом рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, в частнос­ти увеличением концентрации токсичных примесей в ат­мос­фе­ре. При определенных условиях возможно вторичное проявление негативных влияний на человека и сре­ду обитания (кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя Земли).

Стремительный рост производственных мощностей, развитие энергетики и транспортных средств, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядо­хи­ми­ка­тов в сельском хозяйстве, мелиорация земель ставят ряд регионов страны на грань экологической катастрофы.

Поэтому сейчас нужны специалисты, способные успешно решать задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности производственного персонала и на­се­ле­ния, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и ка­тастроф, безопасно осуществлять свои профессиональные и со­ци­аль­ные функции.

Решение этих сложных комплексных задач возможно лишь на базе определенного образовательного уровня всего населения страны и раз­ви­тия системы подготовки специалистов. Необходим многоуровневый цикл образования для  обеспечения понимания проблем безопасности жизнедеятельности, вооружения навыками и при­ема­ми личной и кол­лек­тив­ной безопасности, основами сохранения и ра­цио­наль­но­го использования природных богатств.

В данном учебном пособии рассматриваются в основном вопросы взаимодействия с производственной средой в соответствии с рабочей программой дисциплины.


Глава I.

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда


Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.