После подавления революции власти встали перед проблемой реформирования России. Главным реформатором должен был стать П.А. Столыпин – Председатель Совета министров, Министр внутренних дел. Программа его реформ, кроме аграрной, включала реформу местного самоуправления, реформу структуры государственного управления, суда, реформу образования, реформу укрепления военного могущества страны, решение рабочего вопроса, утверждение “политики русского национализма”. В итоге Столыпин надеялся создать правовое государство. И для этого ему было необходимо 20 спокойных лет. Однако большинство задуманных реформ ему осуществить не удалось.
24 августа 1906 года была опубликована программа правительства о начале аграрной реформы в стране. Началась подготовка законопроектов, которые должны были изменить страну: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей и др.
Начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни, так как крестьянство активно поддержало революцию и это тревожило правительство.
Разрушение общины. 9 ноября 1906 года был издан закон, разрешавший свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьяне получали в частную собственность все закрепленные за ними наделы, которые должны были быть сведены в один участок.
Указ поощрял создание отрубов и хуторов. Это означало, что крестьяне могли скупать землю, объединять участки, расположенные в разных местах, в одно хозяйство (отруб) или могли выйти на самостоятельное поселение (хутор). В продажу была пущена часть государственных земель, через банк давалась ссуда. Помещичье хозяйство при этом оставалось неприкосновенным.
Подписывая указ о разрушении общины, Столыпин надеялся, что крестьяне, получив землю в собственность, будут заниматься своими хозяйствами, а не бунтовать.
Аграрная реформа должна была создать широкий слой мелких собственников и тем самым обеспечить стабильное развитие государства.
Разрешая крестьянам выход из общины, указ преследовал еще одну важную цель: отвлечь внимание крестьян от идеи захватить и разделить помещичьи земли. Государство выступало против нарушения принципа неприкосновенности частной собственности.
Несмотря на все усилия правительства, лишь немногим более 10% крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими: ориентированными на рынок, применявшими новейшую технику, удобрения, получавшими высокие урожаи. Успехи хуторян-фермеров нередко становились причиной ненависти крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.
Переселенческая политика. Одним из важнейших направлений аграрных реформ была политика массового переселения крестьян за Урал. Правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, отправить миллионы безземельных, недовольных крестьян подальше от помещичьих имений – в Сибирь, где было много пустующей земли. Для желающих отправиться на новые места устанавливались многочисленные льготы: переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю, мужчин освобождали от воинской повинности.
Всего с 1906 по 1914 гг. в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на новых местах огромной массы людей, и часть переселенцев возвратилась в места прежнего проживания (около 17%).
Переселенческая политика имела и положительные результаты: увеличилось население Сибири, было освоено более 30 млн. десятин пустующей земли, построено тысячи сел, дан толчок развитию экономики Сибири.
Первые результаты реформ. Семь лет энергичных реформ дали заметные результаты. Посевные площади возросли в целом на 10%. Хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений. Почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Развитие сельского хозяйства повлияло на промышленный рост. Он составил в эти годы 8,8% – самый высокий в мире.
Но русский крестьянин, так и не стал «образцовым американским фермером». Крестьяне нашли свой путь в капитализм: на смену общине пришли кооперативы. В 1907 году был создан Союз сибирских маслодельных артелей. Вывоз сибирского масла (90% всего российского экспорта масла) давал огромные доходы казне. Сибирские кооперативы продавали за границу пшеницу, шерсть, пушнину. В 1912 году был создан кооперативный Московский народный банк, который помогал крестьянам в приобретении сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Кооперация позволила снизить цены на рынке, она была полезна не только зажиточным и средним крестьянам, но и беднякам.
Таким образом, Столыпинский план реформ был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.
5. Внешняя политика России в начале XX века.
В начале XX в. обострились отношения Росси и Японии. Обе державы стремились к господству в Китае и Корее. Политика России на Дальнем Востоке, усиление ее влияния там встревожили Японию и сделали войну неизбежной. С обеих сторон война носила несправедливый захватнический характер. Россия и Япония вели борьбу за передел мира.
Русско-японская война 1904-1905 гг. закончилась поражением России, несмотря на героизм русской армии и флота. В итоге Россия уступила Японии южную часть Сахалина, признала Корею японской зоной влияния и т.д. Война осложнила экономическое положение в стране, вызвала недовольство правительством, во многом способствовала началу первой российской революции.
В конце XIX-начале XX в. в Европе нарастали противоречия между великими державами – Германией, Австро-Венгрией, Францией, Великобританией, Россией.
Германская империя, образованная после франко-прусской войны 1870 года, стремилась к политическому и экономическому господству на Европейском континенте. Включившись в борьбу за колонии лишь в конце XIX в., Германия желала передела колониальных владений Англии, Франции и других европейских государств в свою пользу. Ее поддерживали Австро-Венгрия и Италия. В 70-80-е гг. XIX в. был создан военно-политический блок, получивший название Тройственного союза, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Агрессивным планам Германии и ее союзников стремились противодействовать Россия, Франция и Великобритания. В начале XX в. в качестве противовеса Тройственному союзу был образован союз этих государств – Антанта.
Россия имела свои интересы в сложившейся международной ситуации. Она стремилась укрепить свои позиции на Балканах, контролировать черноморские проливы Босфор и Дарданеллы.
Поводом к войне стало убийство в г. Сараево наследника австрийского престола Франца Фердинанда в июне 1914 г. В ответ на это 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия начала всеобщую мобилизацию. Германия потребовала прекратить мобилизацию и, получив отказ, объявила 1 августа 1914 г. войну России, затем вступили в войну Франция, Англия. Всего в первой мировой войне приняло участие 38 государств.
В Европе сложилось два фронта – Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России). Германия планировала быстро разгромить Францию, а затем перебросить войска против России. В течение нескольких дней немецкие войска прошли Бельгию и начали наступление на Париж. Положение Франции оказалось критическим. Французское правительство обратилось к России с просьбой начать немедленное наступление русских войск. Россия, чтобы спасти Францию от разгрома, в середине августа начала военные действия на Восточном фронте.
Сначала Восточно-Прусская операция развивалась успешно для России. Армия генерала Самсонова нанесла ряд поражений немецким войскам. Германия вынуждена была остановить наступление на Париж и перебросить часть войск на Восточный фронт. Париж был спасён. Успехи же русских войск сменились неудачами. К середине сентября русские армии были вытеснены из Восточной Пруссии. Более успешно русские войска действовали в Галиции. В результате военных действий были разгромлены австро-венгерские войска и занята вся Галиция. Однако кампания 1914 г. не принесла решающего успеха ни одной из воюющих сторон.
Вступление России в войну вызвало взрыв патриотизма в стране. Сократилось количество забастовок, все фракции в Думе призвали к гражданскому миру и проголосовали за военные кредиты. Исключение составили только социал-демократы. Большевики выдвинули лозунг – «Превращение войны империалистической в войну гражданскую». Это был призыв к революции.
Весной и летом 1915 г. русская армия потерпела ряд поражений. В результате Россия потеряла Галицию, Польшу, часть Прибалтики и Белоруссии. Поражения 1915 г. ясно показали, что царизм не в силах довести войну до победного конца. Начинает расти рабочее движение, активизируется либеральная оппозиция в Думе в лице «Прогрессивного блока». Лидеры «Прогрессивного блока» резко критикуют царское правительство за неумение вести войну. Они выдвинули требование «министерства доверия». Однако Николай II отверг это требование.
В 1916 г. Германия начала активные военные действия против Франции. В феврале 1916 г. шли ожесточённые бои под Верденом. Для оказания помощи союзникам Россия предприняла наступление на Юго-Западном фронте. Армия генерала Алексея Алексеевича Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгерские войска. Германия вновь вынуждена была перебросить свои части с Западного фронта для спасения Австро-Венгрии («Брусиловский прорыв»). Таким образом, русское наступление помогло защитникам Вердена. Однако для общего наступления по всему фронту у русской армии уже не было сил.
В экономике России начался кризис. Сократился объём промышленного производства, предприятия работали в основном на нужды фронта. В результате тыл страдал от нехватки предметов народного потребления. Это привело к повышению цен на них. Росла инфляция. В 1916 г. разразились топливный и транспортный кризисы. Железнодорожный транспорт не обеспечивал военных перевозок и бесперебойную доставку продовольствия в города. Особенно тяжёлым оказался продовольственный кризис. За время войны сократился сбор хлеба, картофеля, сахарной свеклы, уменьшились посевные площади. Упало производство сахара, мяса. Крестьяне не получали промышленных товаров и поэтому отказывались поставлять продукты на рынок. В России впервые появились очереди за хлебом. Процветала спекуляция. Попытки царского правительства выйти из кризиса оказались безуспешными. В стране назревал революционный взрыв.
В феврале 1917 г. в России началась революция, которая положила конец монархическому правлению в стране. Однако революция не привела к выходу России из войны. Образованное в марте Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Летом 1917 г. Россия провела две военные операции (в Галиции и в Белоруссии), которые закончились провалом. К этому времени русская армия оказалась полностью деморализована. На фронте началось братание солдат с противниками. Массовым явлением стало дезертирство. Вся страна требовала прекращения войны. В октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто. К власти в стране пришли большевики, которые провозгласили в стране Советскую власть. Первым декретом Советской власти стал Декрет о мире.
Советская Россия вышла из Первой мировой войны в марте 1918 г., подписав Брестский мирный договор с Германией. По этому договору Россия потеряла значительную часть территории и должна была выплатить 3 млрд. рублей репараций. В ноябре 1918 г. в Германии произошла революция. Это позволило России отказаться от выполнения условий Брестского договора и вернуть часть утраченных территорий. В это же время закончились и боевые действия на Западном фронте. Германия и её союзники потерпели поражение.
Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 г. В его подписании Советская Россия участия не принимала.
Основная литература:
1. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 496 с. – ISBN 978-5-394-01949-4.
URL: http://znanium.com/bookread.php?book=415074
2. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 639 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004430-9, 1500 экз. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952
Дополнительная литература:
1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
2. Власть и общество. Российский политический процесс XX столетия. М., 1996.
3. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996.
4. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991.
5. Гапон Г.А. История моей жизни. М., 1990.
6. Демин В.А. Государственная дума России (1906–1917): механизм функционирования. М., 1996.
7. История России. XX век. М., 1997.
8. История России. ХХ век: 1894–1939. М., 2009.
9. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Т.1-2. М., 1992.
10. Ленин В.И. Доклад о революции 1905г. // Полное собрание сочинений. Т. 30.
11. Ленин В.И. К оценке русской революции // Полное собрание сочинений. Т.17.
12. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.
13. Черкасов П. Чернышевский Д. История императорской России. От Петра Великого до Николая II. М., 1994.
14. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.
15. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX. Энциклопедия. М., 1996.
16. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX. М., 1995.
17. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.
18. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис. М., 2014.
19. Сороко-Цюпа О.С. Мир в начале XX века М., 1992.
20. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М., 1991.
21. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Т.2. М., 1990.
22. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия: основные проблемы. М., 1997.
Электронные ресурсы:
1. https://kpfu.ru/imoiv/elektronnye-resursy/uchebnye-i-metodicheskie-materialy
2. https://edu.kpfu.ru
3. http://www.magister.msk.ru/library/history/
4. http://znanium.com/
5. http://e.lanbook.com/
Тема 6. Советская Россия и мир в 1920-30-е годы
1. «Вторая русская смута».
2. Создание советской политической и экономической системы.
3. Развитие индустриальных стран в 1920–1930-е гг.
4. Социалистический вариант модернизации: замысел, составные элементы, особенности.
5. «Версальская система» и первые попытки складывания единого мирового пространства. Лига наций.
Термины и понятия: Военный коммунизм, НЭП, «большой террор», ГУЛАГ, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, концессия, кулак, культурная революция, Народный фронт, нацизм (национал-социализм), политика «умиротворения агрессора», социалистический реализм, социалистическое соревнование, социально ориентированная рыночная экономика, сталинизм, стахановское движение, тоталитарное государство, фашизм.
Важнейшие события: Октябрьская революция, разгон Учредительного собрания, гражданская война, подписание Брестского мира, Генуэзская конференция, полоса признания СССР, курс на форсированную индустриализацию, курс на коллективизацию, первые пятилетки, открытие Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), Сталинградского тракторного завода, ввод в действие автозавода АМО, Саратовского завода комбайнов, пуск Днепрогэса, голод в зерновых районах страны, революция в Испании, вторжение японских войск в Маньчжурию, деятельность «Союза марксистов-ленинцев», приход фашизма к власти в Италии, Германии, начало «нового курса» Ф. Рузвельта в США, установлены дипломатические отношения с США, мятеж фашистов во Франции, первый Всесоюзный съезд советских писателей, вступление СССР в Лигу Наций, захват фашистской Италией Эфиопии, принятие новой Конституции СССР, создание Антикоминтерновского пакта (Германия, Япония, Италия), аншлюс Австрии Германией, советско-японский конфликт на озере Хасан, Мюнхенское соглашение, публикация «Краткого курса ВКП (б)», XVIII съезд ВКП (б), сделавший вывод о построении основ социализма в СССР, советско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии.
Проблемы для самостоятельного изучения:
Приход большевиков к власти.
Противоречия стран-победительниц после первой мировой войны и средства их разрешения.
Военный коммунизм, НЭП.
Образование СССР.
Причины и особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
Характеристика либеральных государств.
Истоки европейского тоталитаризма.
Установление германской гегемонии в Европе.
Советская внешняя политика в 1930-е гг.: основные направления и противоречия.
Формирование плановой экономики и первые пятилетки СССР.
Изменения в области идеологии и культуры.
Политическая борьба по вопросам коллективизации.
Формирование очагов военной агрессии в 1930-е гг.
Коминтерн и гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие варианты выхода из кризиса предлагали демократические и тоталитарные режимы?
2. Чем было обусловлено установление тоталитарных режимов в ряде стран Европы?
3. Что было нового в политическом курсе Ф. Рузвельта? Почему США устранились от активного вмешательства в европейскую и дальневосточную политику?
4. Чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обоснуйте органическую связь фашизма и войны.
5. Определите главные особенности советской модели индустриализации. Существовала ли взаимосвязь между курсом на форсированную индустриализацию и сплошной коллективизацией?
6. Назовите причины победы И.В. Сталина и его окружения во внутрипартийной борьбе.
7. Какие цели преследовали организаторы массовых политических репрессий середине 1930-х г.?
8. Почему курс на унификацию и жесткую регламентацию духовной жизни общества стал в 1930-е гг. определяющим.
9. Какова роль репрессивных органов в формировании советской системы?
10. Почему США, олицетворяя технический прогресс того времени, стал центром мирового экономического кризиса?
11. Какие явления и факты общественно-политической жизни страны свидетельствует о том, что к 1929 г. И.В. Сталин смог окончательно установить режим личной власти.
12. Почему французским фашистам не удалось прийти к власти? Определите социальную и политическую базу Народного фронта во Франции.
13. Каковы особенности проявления мирового экономического кризиса в Германии и его последствия?
Вопросы для обсуждения и дискуссий:
1. Октябрь 1917 г. в истории России и мира.
2. «Великая депрессия»: итоги и уроки.
3. Судьба социал-демократии в XX веке.
4. Формирование советской элиты.
5. Почему демократическим силам не удалось предотвратить Вторую мировую войну?
Темы рефератов и презентаций:
1. Кризис 1918–1920 гг. в Европе и Гражданская война в России.
2. Сравните итальянский фашизм и германский нацизм как два тоталитарных режима.
3. Сравните деятельность правительства Народного фронта во Франции и «нового курса» Ф. Рузвельта.
4. Идея европейской гегемонии и проблема европейской безопасности в конце 1920-х – 1930-е гг.
5. Повседневность 1930-х гг.
6. Формирование культа личности Сталина.
7. Конституция «победившего социализма».
8. Власть и интеллигенция.
9. Репрессии и политические процессы 1930-х гг.
10. СССР и Германия в 1930-е гг.
11. Европейская дипломатия советского государства.
12. Дальневосточная политика советского правительства.
Лекционный материал:
Дата: 2019-11-01, просмотров: 648.