Старая» и «новая» исторические школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческая школа сформировалась в Германии в 40-х годах XIX века. Ее основоположником, идеологом являлся Франц Лист (1789-1846 г.г.).

Основная работа – «национальная система политической экономии».

Другие представители: В. Рошер (1817-1894 г.г. ), К. Книс (1821-1898 г.г.) и др.

Они представляли так называемую «старую» историческую школу. Все они отвергали идею об универсальности, естественности, объективностиэкономических законов и рассматривали политическую экономию не как науку об общих законах экономического развития, а как науку о национальном хозяйстве.

Своей задачей они считали определение наиболее ных для развития национальной экономики. Фактически, они заменили политическую экономию (экономическую теорию) историей экономики и экономической политикой.

В определенной степени они придерживались взглядов меркантилистов на экономическую политику, подчеркивали регулирующую роль государства в развитии экономики, обосновывали необходимость политики протекционизма. Представители этого направления считали, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам, и на них оказывают в первую очередь влияние природные условия, традиции, религия, особенности национального характера (неэкономические факторы ).

В 70-80-е годы сформировавшаяся так называемая «новая» историческая школа, которая продолжила традиции «старой». Крупнейший представитель Л. Брентано (1844-1931 г.г.) – один из руководителей немецких социал-демократов. Они продолжали собирать материал по экономической истории, выступали против научных абстракций, обобщений, против использования математических методов в экономике. Во главу угла они ставили принцип национальной особенности, рассматривали такие категории, как «национальный характер», «душа», «судьба». Считали, что необходимо включить в экономическую науку историю, психологию, этику, право и этнографию.

Они критиковали концепцию рационального человека. Считали, что человек в поступках руководствуется не разумом, а привычками и традициями. Представители этого направления не внесли ничего нового в экономическую теорию, но они много сделали в области истории экономики и внесли изменения в метод экономической науки.

 

2. Институционализм. Экономические взгляды Т. Веблена.

Многие элементы исторической школы были восприняты таким направлением, как институционализм. Это направление в экономической мысли, которое исходит из предположения, что хозяйственная деятельность и экономическая жизнь регулируются общественными обычаями. Если классическая политическая экономия во главу угла ставит поведение индивида, то институционализм исходит из поведения группы, из групповой психологии.

Термин «институционализм» происходит от латинского «институция» – это определенный обычай, порядок, принятый в обществе и закрепленный в виде закона или учреждения. Меняя институции можно менять экономическую жизнь.

Становление институционализма связано с именем американского экономиста Т. Веблена (1857-1929 г.г.). Веблен поставил в центр исследования не «рационального», а «живого» человека. По Смиту, экономический человек – это рациональный эгоист. Веблен выступал против Смита, он доказывал, что в рыночной экономике потребители подвергаются общественному и психологическому давлению, и, в результате, они принимают неразумные решения. Веблен ввел понятие «престижного» или «показного» потребления – это так называемый «эффект Веблена». Люди хотят подчеркнуть свой успех, свою значимость. Признаком успеха является материальное благосостояние, поэтому потребители среднего класса и бедняки имитируют поведение высших классов. Они приобретают вещи, не соответствующие их доходам. Следователь, для рыночной экономики характерна не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, неправильное применение производительной энергии, а все это в конечном счете ведет к потере реального дохода для общества и характерной для рыночной экономики является искусственная психология и ложная идея целесообразности.

Самая известная работа Веблена по этим проблемам – «Теория праздного класса». Он считал, что движущим мотивом человеческого поведения является не максимизация выгоды, а заложенные изначально в человеке стремление к творчеству (инстинкт мастерства), забота о ближнем (родительское чувство). Веблен и его последователи считали, что экономическая теория должна обязательно включать в себя данные социальной психологии.

Институционализм – очень разноплановое течение, его представители в разной степени уделяют внимание различным факторам, влияющим на экономику. Так, представители данного течения:

Джон Гобсон (1858-1940 г.г.) американский экономист, разрабатывал проблему бедности и безработицы.

Американский экономист Митчел, изучал экономические циклы и искусство делать и тратить деньги.

Г. Мюрдаль (1898-1987 г.г.) – шведский экономист, в основном изучал вопросы преобразования экономики отсталых стран.

Е. Шумахер –рассматривал роль малых предприятий и анализировал технологии «с человеческим лицом».

У. Коммонс – американский экономист, рассматривал проблемы права и психологии в экономике.

Веблен первым среди представителей этого направления стал уделять значительное внимание проблемам перспектив капитализма. Он рассматривал главное противоречие капитализма как противоречие между бизнесом и индустрией. Веблен считал, что по мере развития это противоречие обостряется, так как большая часть дохода предпринимателей создается не за счет роста производства, а за счет операций с фиктивным капиталом. Поэтому он предсказывал, что в будущем к власти придет техническая интеллигенция (технократия), ее основная цель не прибыль, как для бизнеса, а наилучшая работа промышленности. На основе этих идей Веблена в 60-е годы сформировался ряд теорий, получивших широкое распространение. В частности «Теория технотронной эры» З. Бжезинского. Джон Гелбрейт(1909) – один из крупных современных теоретиков, автор книги «Новое индустриальное общество» (1969 г.). Он утверждает, что целью техноструктуры является не получение прибыли, а постоянный экономический рост, который обеспечивает ей рост должностных окладов и стабильность. Однако, экономический рост возможен только при росте потребления, поэтому на потребителей постоянно оказывается воздействие со стороны производителей (например, рекламы). Происходит гипертрофированный рост индивидуальных потребителей, а система, удовлетворяющая общественные потребности, приходит в упадок. В результате цели техноструктуры приходят в противоречие с интересами общества. Поэтому, результатом господства техноструктуры является безработица, инфляция, разбазаривание природных ресурсов, нагнетание потребительского психоза, рост заработной платы обгоняет рост производства т.д. Отсюда следует, что необходим социальный контроль над экономикой со стороны государства, вплоть до государственного планирования.

Институционализм – это направление не столько конструктивное, сколько критическое, основной вклад этого направления в экономическую науку заключается в том, что его представители поставили под сомнение автоматизм в достижении экономического равновесия. Это направление в определенной степени подготовило переход к смешанной экономике.

 

Неолиберализм

«Отцом» экономического либерализма является Адам Смит. Однако историческая школа, институционализм, обосновывают необходимость государственного регулирования экономики.

Идеи экономического либерализма в XX веке связаны с именами Л. Мизеса и Ф. Хайека.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 200.