Возникновение и развитие экономической теории маржинализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Маржиналистская революция

     Одним из основных положений классической политической экономии являлся вывод о том, что в основе стоимости и цены товара лежат затраты труда, но одновременно продолжала жить идея, идущая еще от Аристотеля о том, что цена определяется субъективным желанием покупателя приобрести товар. В начале 70-х годов XIX века в экономической науке были сделаны открытия, которые обычно называют маржиналистской революцией.

Суть их заключается в выводе, к которому независимо друг от друга пришли Джевонс (в Манчестере), Карл фон Менгер (в Вене) и Леон Вальрас (в Лозанне). Это вывод о том, что основой ценообразования является субъективная полезность и эта полезность в процессе потребления дополнительных единиц блага снижается.

Маржиналистской революции предшествовали несколько событий:

Появление марксизма, то есть развитие теории Смита и Рикардо по одному пути.

Появление и развитие исторической школы в Германии. Представители этой школы внесли много нового в метод экономической науки и обратили особое внимание на субъективный фактор в экономических процессах.

Самые первые работы по проблемам полезности были написаны Джевонсом (1835-1882 г.г.), но известность он получил в основном, после опубликования работ представителей австрийской школы. Джевонс в 1860 году сформулировал понятие предельной полезности. Он считал, что политическая экономия – это точная наука и применял математику (особенно теорию вероятностей) для измерения полезности.

 

Австрийская школа

В наибольшей степени зарождение и развитие теории предельной полезности связано с работами Менгера (1840-1921 г.г.), профессора Венского университета. Он сформулировал принцип снижающейся предельной полезности, согласно которому ценность какого-либо блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Он связал полезность с редкостью предметов потребления.

Бем-Баверк (1851-1919 г.г.) ввел понятие объективной и субъективной ценности. Субъективная ценность – это личная оценка товара потребителем и продавцом, а объективная ценность – это меновые пропорции (цены) – они формируются в ходе конкуренции на рынке. Чем определяется субъективная ценность единицы блага? По Бем-Баверку, она определяется полезностью последней единицы, которая удовлетворяет наименьшую насущную потребность. Иначе говоря, субъективная ценность определяется наименьшей полезностью предмета в запасе. Предельная полезность зависит от количества благ и от интенсивности потребления индивидуума. А объективная цена является результатом столкновения на рынке субъективных оценок продавцов и покупателей.

Теория австрийской школы носит несколько абстрактный характер, она не учитывает изменения спроса, влияние прибыли на уровень спроса.

Еще в 1854 году немецкий экономист Г. Госсен опубликовал работу «Развитие закона общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Книгу эту никто не купил и Госсен ее уничтожил. В 70-е годы, когда вышли работы представителей австрийской школы, Госсен получил широкую известность. Он пытался сформулировать законы рационального потребления индивидом ограниченного количества благ и эти законы затем получили название первого и второго закона Госсена.

Суть первого закона: величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Это не что иное, как теория убывающей предельной полезности.

Суть второго закона: чтобы получить максимальную полезность от потребления заданного набора благ за определенный период времени, необходимо потреблять их в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребленных благ была бы равна одной и той же величине. Этот закон интерпретируется следующим образом: потребление каждого товара продолжается до тех пор, пока предельная полезность на единицу денежного дохода становится равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на любой другой товар.

Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, который определяет цены товаров, является их предельная полезность. Средства производства (или инвестиционные товары) ценности не имеют, так как не обладают непосредственной полезностью для покупателей. В реальной же экономике цены факторов производства формируют издержки производства, и, следовательно, они имеют цену. Классическая политическая экономия выводила цены факторов производства из доходов – ренты, заработной платы, прибыли и никогда не ставила под сомнение реальность издержек производства. Но австрийская школа – это школа субъективно-психологическая и представитель этой школы, Визер, разработал субъективную теорию издержек. С его точки зрения, средства производства – это будущие потенциальные предметы потребления. Их ценность носит производный характер и зависит от ценности продукта, приносящего непосредственное удовлетворение.

Предложение – это обратная сторона спроса тех, кто обладает товаром. При низких ценах производители сами предъявляют спрос на свою продукцию, поэтому предложение зависит не от реальных издержек, а зависит от издержек отказа от других направлений исполнения. То есть издержки – это необходимая плата за отвлечение ресурсов от других вариантов их использования.

Фактически, это концепция альтернативных издержек. Отсюда следует, что ценность факторов производства носит потенциальный характер. Это, фактически, ценность тех предметов потребления, которыми мы пожертвовали для производства производительных благ. Каждому производительному благу должна быть вменена соответствующая часть потребительских благ, которые произведены этими факторами. Это положение – своеобразное соединение теории трех факторов Сэя с теорией предельной полезности. Фактически, это современная теория ценообразования на факторы производства.

Одним из наиболее интересных направлений в исследованиях австрийской школы является теория процента Бем-Баверка. Это субъективная теория процента. Ее зачатки присутствуют еще у английского экономиста начала XIX века Н. Сениора. Он рассматривал процент как плату за воздержание. Законченный вид субъективная теория процента получила у Бем-Баверка, который связал ее с принципом убывающей предельной полезности и с теорией альтернативных затрат. По Бем-Баверку, процент возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня. Эта возможность иметь доход сегодня, а не в будущем, получает денежную оценку, которая и является нормой процента. Причина возникновения процента – это недооценка людьми будущего из-за неразвитого воображения, неуверенность в завтрашнем дне и быстротечности жизни. В результате формируется спрос на потребительский кредит. Поэтому норма процента всегда положительна. Люди максимизируют полезность на протяжении всей жизни и в условиях растущего дохода больше пользы люди получают от текущего потребления, чем от потребления в будущем.

Величина процента определяется также и производительностью капитала, то есть его способностью приносить доход сверх сделанных затрат. Поэтому рынок капиталов – это рынок авансов, на котором сегодняшний доход обменивается на будущий доход и процент является платой за это.

Бем-Баверк считал, что капитал – это средства существования, которые предприниматель авансирует рабочим. Рабочие недооценивают будущее, они не могут долго ждать плодов своего труда, поэтому прибыль собственника капитала – это награда за ожидание.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.