Кембриджская школа. А. Маршалл
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эта школа сформировалась в Кембриджском университете. Ее особенность заключается в том, что она создала направление в экономической науке, которое называли неоклассическим. Оно нашло компромисс и объединила различные экономические концепции стоимости и цены. В классической политической экономии одним из основных было положение, в соответствии с которым рыночная цена товара отклонялась от так называемой естественной цены под влиянием различных случайных обстоятельств (изменение спроса и предложения). А естественная цена – это как бы центр, к которому тяготеют рыночные цены товара и определяется она издержками производства, а в основе этих издержек лежат затраты труда.

В теории австрийской школы цены товаров определялись исключительно их субъективной предельной полезностью, которая и определяет спрос на товар. Крупнейший представитель кембриджской школы – А. Маршалл (1842-1924 г.г.) разработал теорию цены, которая представляет собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Именно Маршалл является автором современного микроанализа. Основная его работа – «Принципы экономической теории» («Принципы экономикс») написана в 1880 году.

Она была основным учебником до 1948 года. Именно Маршалл ввел в обиход слово «экономикс» из принципиальных соображений. Он считал, что тем самым экономическая наука дистанционируется от марксизма. Если у Смита и Рикардо политическая экономия – это наука о богатстве нации, у Маркса – это общественная наука об экономических отношениях в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.У Маршалла экономикс – это наука об эффективном использовании редких ограниченных ресурсов. Именно Маршалл ввел в экономическую теорию понятия цена спроса, цена предложения, эластичность спроса, предложения и т.д.

Цена спроса по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом сама полезность – это максимальная цена, которую готов платить за товар покупатель (функция спроса на товар зависит от его предельной полезности, а его цена спроса – это денежная оценка желания). В отличие от австрийской школы, Маршалл связывает категории предельной полезности только с функцией спроса и, разрешая проблему спроса, он ввел понятие эластичности спроса – функция, зависимости спроса от изменения цены.

Маршалл вводит понятия высокой, единичной и низкой эластичности и показывает, что эластичность велика для высоких цен и приближается к нулю при уровне полного насыщения.

В анализе цены предложения Маршалл исходит из того, что она определяется издержками, но в отличии от классиков, издержки у Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. В основе этой теории лежит теория М. Сениора и по А. Маршалу цена предложения должна компенсировать все отрицательные ощущения. Заработная плата – компенсация за усталость, предпринимательский доход – компенсация за риск, процент – компенсация за ожидание. При таком подходе издержки – это субъективные переживания производителей, и в то же время, рассматривая издержки на уровне фирмы, Маршалл вводит в свой анализ понятие отдачи – возрастающей, убывающей – в зависимости от объемов производства.

Цену предложения фирм Маршалл связывает с объемом производства продукции и определяет предельными издержками производства. Далее Маршалл рассматривает цену равновесия. Динамика спроса у него определяется предельной полезностью, а динамика предложения – возрастающими издержками производства, оба эти фактора равнозначны. Для анализа цены равновесия Маршалл вводит фактор времени, анализирует долгосрочное, краткосрочное и мгновенное равновесие и показывает, что воздействие спроса и предложения на цену зависит от временного фактора. В условиях мгновенного равновесия на цену оказывает влияние только спрос. При долгосрочном равновесии цена регулируется издержками (то есть предложением), то есть, чем короче период, тем больше влияние спроса, чем продолжительней – тем больше влияние предложения.

Анализируя мгновенное и краткосрочное равновесие, Маршалл делает вывод, что в этих условиях фирма получает дополнительный доход (за счет роста спроса) – квазиренту. Всякая дополнительная прибыль привлекает конкурентов, в результате цена падает и в долгосрочном периоде квазирента исчезает. В «Принципах экономической теории» А. Маршалл анализирует стихийное регулирование цен в условиях совершенной конкуренции, то есть теория Маршалла – это теория цен в конкурентных условиях или теория частичного равновесия.

Маршалл ввел в свою теорию спроса понятие «рента потребителя» - избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть это разница между тем, что готовы заплатить покупатели, и ценой товара.

Работа Маршалла – многоплановая, и кроме перечисленных проблем в ней рассматривается теория прибыли, ренты, процента и другие экономические проблемы, то есть именно Маршалл является основателем современного неоклассического направления.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 209.