Предмет истории экономических учений. Школы и направления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые экономические школы

 

Основные направления экономической мысли

Суть идей физиократов

Ф.Кенэ и др. физиократы были противниками материализма и приверженцами абсолютной монархии, в основу их теории и практики было положено учение о «естественном порядке», под которым понимается право собственности, установленное Богом, который определяет место людей в общественной жизни.

Они разработали:

Учение об эквивалентности обмена и деньгах. Это основа их работ. Кенэ писал, что в основе рыночных цен лежит редкость или изобилие товаров, конкуренция продавцов и покупателей. В сфере обмена ничего не производится. Сама стоимость, ценность товара создается в производстве. Деньги сами по себе ценности не имеют, они только помогают осуществлять обмен. Источник богатства – материальное производство. Под материальным производством Ф. Кенэ и др. физиократы понимал земледелие.

Учение о чистом продукте, о труде производительном и бесплодном. Дополнительно полученный продукт в сельском хозяйстве – это чистый продукт. Чистый продукт = стоимость продукта – затраты. Затраты – это заработная плата. Сельское хозяйство – это единственная отрасль, труд в которой производителен. Он создает чистый доход. В промышленности, в других отраслях труд бесплодный. Здесь чистый продукт не создается.

Дали анализ капитала по вещественным составным частям, делили капитал по принципу оборота. Они различали авансы первоначальные (срок оборота – 10 лет) и авансы ежегодные (1 год). Фактически речь идет об основном и оборотном капитале.

О классах. Впервые разделили общество на классы на экономической основе. Выделили три класса:

 производительный – те, кто физически работает в сельском хозяйстве и создает чистый продукт;

 собственники – те, кто получает доход от земли, присваивает часть чистого продукта в виде ренты;

 бесплодный, непроизводительный – все те, кто занят в других отраслях, или в сфере обслуживания.

На этом делении общества базируется знаменитая «экономическая таблица» Кенэ. Цель этой таблицы – наглядно показать, каким образом совокупный годовой продукт страны (Франции) распределяется посредством обращения между тремя классами, и как создаются условия для дальнейшего продолжения производства. Это была первая попытка в экономической науке разработать теорию воспроизводства. Фактически Ф. Кенэ анализировал простое воспроизводство.

Годовой общественный продукт Кенэ оценил в 5 млрд. ливров (4 млрд. – продовольствие, 1 млрд. – сырье). Стоимость годового продукта в то же время слагалась из первоначальных авансов (амортизация основного капитала) – 1 млрд., из годовых авансов (оборотного капитала) – 2 млрд. и вновь созданного чистого продукта – 2 млрд. Кроме того, реализации подлежали промышленные товары на сумму 2 млрд. Итого: весь продукт – 7 млрд.

Реализация продукта:

Землевладельцы покупают на 2 млрд. чистый продукт прошлого года, 1 млрд. – продовольствие у фермеров, 1 млрд. – изделия промышленности.

Промышленники покупают у фермеров продовольствия на 1 млрд.

Фермеры на этот млрд. покупают промышленные изделия.

Промышленники на этот млрд. покупают сырье у фермеров.

В результате в конце года весь созданный продукт реализован и у всех есть условия для воспроизводства. Дальнейшее развитие взгляды физиократов получили у А.-Р.-Ж. Тюрго, который попытался воплотить идеи в жизнь. Отставка Тюрго считается концом существования школы физиократов.

 

Классическая английская политическая экономия

Истоки классической английской политической экономии.

Возникновение и развитие экономической теории маржинализма

Маржиналистская революция

     Одним из основных положений классической политической экономии являлся вывод о том, что в основе стоимости и цены товара лежат затраты труда, но одновременно продолжала жить идея, идущая еще от Аристотеля о том, что цена определяется субъективным желанием покупателя приобрести товар. В начале 70-х годов XIX века в экономической науке были сделаны открытия, которые обычно называют маржиналистской революцией.

Суть их заключается в выводе, к которому независимо друг от друга пришли Джевонс (в Манчестере), Карл фон Менгер (в Вене) и Леон Вальрас (в Лозанне). Это вывод о том, что основой ценообразования является субъективная полезность и эта полезность в процессе потребления дополнительных единиц блага снижается.

Маржиналистской революции предшествовали несколько событий:

Появление марксизма, то есть развитие теории Смита и Рикардо по одному пути.

Появление и развитие исторической школы в Германии. Представители этой школы внесли много нового в метод экономической науки и обратили особое внимание на субъективный фактор в экономических процессах.

Самые первые работы по проблемам полезности были написаны Джевонсом (1835-1882 г.г.), но известность он получил в основном, после опубликования работ представителей австрийской школы. Джевонс в 1860 году сформулировал понятие предельной полезности. Он считал, что политическая экономия – это точная наука и применял математику (особенно теорию вероятностей) для измерения полезности.

 

Австрийская школа

В наибольшей степени зарождение и развитие теории предельной полезности связано с работами Менгера (1840-1921 г.г.), профессора Венского университета. Он сформулировал принцип снижающейся предельной полезности, согласно которому ценность какого-либо блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Он связал полезность с редкостью предметов потребления.

Бем-Баверк (1851-1919 г.г.) ввел понятие объективной и субъективной ценности. Субъективная ценность – это личная оценка товара потребителем и продавцом, а объективная ценность – это меновые пропорции (цены) – они формируются в ходе конкуренции на рынке. Чем определяется субъективная ценность единицы блага? По Бем-Баверку, она определяется полезностью последней единицы, которая удовлетворяет наименьшую насущную потребность. Иначе говоря, субъективная ценность определяется наименьшей полезностью предмета в запасе. Предельная полезность зависит от количества благ и от интенсивности потребления индивидуума. А объективная цена является результатом столкновения на рынке субъективных оценок продавцов и покупателей.

Теория австрийской школы носит несколько абстрактный характер, она не учитывает изменения спроса, влияние прибыли на уровень спроса.

Еще в 1854 году немецкий экономист Г. Госсен опубликовал работу «Развитие закона общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Книгу эту никто не купил и Госсен ее уничтожил. В 70-е годы, когда вышли работы представителей австрийской школы, Госсен получил широкую известность. Он пытался сформулировать законы рационального потребления индивидом ограниченного количества благ и эти законы затем получили название первого и второго закона Госсена.

Суть первого закона: величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Это не что иное, как теория убывающей предельной полезности.

Суть второго закона: чтобы получить максимальную полезность от потребления заданного набора благ за определенный период времени, необходимо потреблять их в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребленных благ была бы равна одной и той же величине. Этот закон интерпретируется следующим образом: потребление каждого товара продолжается до тех пор, пока предельная полезность на единицу денежного дохода становится равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на любой другой товар.

Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, который определяет цены товаров, является их предельная полезность. Средства производства (или инвестиционные товары) ценности не имеют, так как не обладают непосредственной полезностью для покупателей. В реальной же экономике цены факторов производства формируют издержки производства, и, следовательно, они имеют цену. Классическая политическая экономия выводила цены факторов производства из доходов – ренты, заработной платы, прибыли и никогда не ставила под сомнение реальность издержек производства. Но австрийская школа – это школа субъективно-психологическая и представитель этой школы, Визер, разработал субъективную теорию издержек. С его точки зрения, средства производства – это будущие потенциальные предметы потребления. Их ценность носит производный характер и зависит от ценности продукта, приносящего непосредственное удовлетворение.

Предложение – это обратная сторона спроса тех, кто обладает товаром. При низких ценах производители сами предъявляют спрос на свою продукцию, поэтому предложение зависит не от реальных издержек, а зависит от издержек отказа от других направлений исполнения. То есть издержки – это необходимая плата за отвлечение ресурсов от других вариантов их использования.

Фактически, это концепция альтернативных издержек. Отсюда следует, что ценность факторов производства носит потенциальный характер. Это, фактически, ценность тех предметов потребления, которыми мы пожертвовали для производства производительных благ. Каждому производительному благу должна быть вменена соответствующая часть потребительских благ, которые произведены этими факторами. Это положение – своеобразное соединение теории трех факторов Сэя с теорией предельной полезности. Фактически, это современная теория ценообразования на факторы производства.

Одним из наиболее интересных направлений в исследованиях австрийской школы является теория процента Бем-Баверка. Это субъективная теория процента. Ее зачатки присутствуют еще у английского экономиста начала XIX века Н. Сениора. Он рассматривал процент как плату за воздержание. Законченный вид субъективная теория процента получила у Бем-Баверка, который связал ее с принципом убывающей предельной полезности и с теорией альтернативных затрат. По Бем-Баверку, процент возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня. Эта возможность иметь доход сегодня, а не в будущем, получает денежную оценку, которая и является нормой процента. Причина возникновения процента – это недооценка людьми будущего из-за неразвитого воображения, неуверенность в завтрашнем дне и быстротечности жизни. В результате формируется спрос на потребительский кредит. Поэтому норма процента всегда положительна. Люди максимизируют полезность на протяжении всей жизни и в условиях растущего дохода больше пользы люди получают от текущего потребления, чем от потребления в будущем.

Величина процента определяется также и производительностью капитала, то есть его способностью приносить доход сверх сделанных затрат. Поэтому рынок капиталов – это рынок авансов, на котором сегодняшний доход обменивается на будущий доход и процент является платой за это.

Бем-Баверк считал, что капитал – это средства существования, которые предприниматель авансирует рабочим. Рабочие недооценивают будущее, они не могут долго ждать плодов своего труда, поэтому прибыль собственника капитала – это награда за ожидание.

 

Лозаннская школа

Лозаннская школа и модель

Институционализм

Неолиберализм

«Отцом» экономического либерализма является Адам Смит. Однако историческая школа, институционализм, обосновывают необходимость государственного регулирования экономики.

Идеи экономического либерализма в XX веке связаны с именами Л. Мизеса и Ф. Хайека.

 

Монетаризм

     Со второй половины 70-х - начала 80-х годов шел интенсивный поиск новых подходов к регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном снижении производства. Эта ситуация получила название стагфляции. Кейнсианские рекомендации - в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные манипуляции могли только усилить инфляцию, что и происходило.

Началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Наибольшее влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов. Хотя их лидер, американец Милтон Фридмен (1912 - ) выступал гораздо раньше, еще в 50-х годах, признание и популярность его теория получила позднее. Например, экономическая политика, называемая «рейганомикой» опиралась на взгляды монетаристов.

 

ВКЛАД ЭКОНОМИСТОВ РОССИИ

Предмет истории экономических учений. Школы и направления.

История экономических учений – важная учебная дисциплина в подготовке экономистов. Это связано с тем, что экономическая наука в своем развитии прошла длинный и сложный путь. Каждый крупный вопрос экономической науки имеет свою историю и ее знание дает критерии для оценки многих положений спорного характера. Современная экономическая наука специализировалась, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. Это возможно только на уровне учебника или истории, но учебники обычно дают упрощенную и часто примитивную картину состояния экономической науки. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению экономических проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы. Поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.

 Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:

 Первый этап, когда не было самостоятельной науки и экономические исследования осуществлялись в составе общефилософских исследований, сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль Арабского мира, раннего средневековья.

Второй этап, когда экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления. Первая школа экономической науки – это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

защиту или отрицание настоящего;

анализ и объяснение действительности;

проектирование будущего.

Критериями выделения в экономической науке различных школ и направлений являются:

классовые критерии;

единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем;

глубина экономических исследований;

географические критерии.

 

1.2. Экономические взгляды Аристотеля.

Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) и многие считают его первым экономистом в истории науки.

На взглядах Аристотеля, так называемы «догмы Аристотеля» основана вся средневековая, в том числе и экономическая наука. Он первым поставил проблему, которая на протяжении многих столетий была спорной для экономистов и является предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаров? Что делает товары сравнимыми? Именно ответ на это вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, которые говорят, что в основе цены товара лежит труд, затраченный на его производство и сторонников различных вариантов о том, что стоимость – это категория субъективная и зависит от того, как люди оценивают полезность данного товара. У самого Аристотеля содержится несколько точек зрения на решение данной проблемы:

У него имеются зачатки трудовой теории стоимости

Некоторая разработка идеи полезности.

Он считал, что сравнимыми товары делают деньги, которые обладают общей полезностью.

Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил, но поставил проблему. В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме, для его анализа Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части. Ту хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а ту хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой, особенно негативно он относился к денежному капиталу. Аристотель разрабатывал идею справедливой цены.

Для Аристотеля и экономической мысли Древней Греции в целом характерно совместное рассмотрение экономических и этических проблем.

1.3. Экономическая мысль Древнего Рима.

В Древнем Риме на первый план выходят практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа. Марк Катон (234-149 г.г. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (учитывал климат, наличие дорог, близость к городу) и давал подробные рекомендации по определению структуры земель с точки зрения их доходности. Катон пытался установить оптимальные пропорции между элементами производства, давал рекомендации по организации рабского труда и особую роль отводил хозяину поместья как организатору этого хозяйства.

Ю. Колумелла (I в. до н.э.) первым в истории поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Основной путь – это интенсификация рабского труда. В его работах имеются элементы «теории человеческих отношений», которая получила большое развитие во второй половине XX века. Те проблемы, которые рассматривали экономисты Древнего Рима, стали очень важными в конце XIX века: это проблемы рационального использования ресурсов, пропорций между ними.

1.4. Экономические учения Фомы Аквинского.

Для экономической мысли средневековья характерно возвращение к философским, этическим аспектам экономики. Экономическая мысль средневековья опиралась на положения, которые получили название «догм Аристотеля», и на идеи христианства. Это влияние особенно хорошо видно в работах Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.). Он, вслед за Аристотелем, развивает мысль о естественности натурального хозяйства, и, в связи с этим, он делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото, серебро). Искусственное богатство не делает человека счастливым, поэтому оно не может быть целью человека. Цель человека – это нравственное усовершенствование. В соответствии с традициями католической церкви Ф. Аквинский осуждал денежный капитал. Он писал, что процент, который получает кредитор – это плата за время, а время – это дар Бога всему человечеству, поэтому кредитор обманывает и ближнего, и Бога. Но в отличие от Аристотеля он считал, что торговля – это занятие законное, естественное, так как Бог по-разному распределил природные условия, поэтому торговая прибыль не вносит ничего порочного в экономическую жизнь. Особенно интересно у Фомы Аквинского понятие о справедливости и о частной собственности. Если в раннем христианстве проповедовалась идея отказа от собственности, то Фома Аквинский считает, что частная собственность необходима, так как она заставляет человека трудится. Частная собственность – это как бы средство борьбы с человеческой слабостью. Фома Аквинский разрабатывал идею «справедливой цены». Цена товара, по его мнению, должна быть справедливой. Она должна дать каждому участнику обмена то, что он потратил на товар, она должна обеспечить эквивалентность обмена, но людям знатным и богатым она должна дать больше, так как общественные сословия установлены Богом, он определил место каждого в общественной жизни, и каждый должен получить столько, чтобы поддерживать соответствующий уровень жизни.

 

Первые экономические школы

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.