Допуск работника к работке без прохождения обязательного медицинского осмотра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответственность руководителя НКО за допуск работника к выполнению трудовых обязанностей без прохождения последними обязательных медицинских осмотров влечет за собой штраф в размере от 15 до 25 тысяч рублей (примерно 230 - 380 USD). НКО при этом может быть оштрафована на сумму от 110 до 130 тысяч рублей (примерно 1 700 – 1 970 USD). Предупреждение как санкция в данном случае не предусмотрено.

12 апреля 2011 г. в России начал действовать Приказ №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при проведении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелый работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»[45].

В перечне вредных и опасных факторов, при наличии которых проводятся первичные и периодические медосмотры, одним из вредных факторов заявлено «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)». При наличии этого фактора работник обязан 1 раз в 2 года посещать невролога и офтальмолога.

А дополнительно к этому «При проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.»

Таким образом, если работник больше 50% (что довольно часто встречается среди работников НКО) своего рабочего времени работает за компьютером, то он должен 1 раз в 2 года посещать невролога и офтальмолога, а также сдавать общие анализы. А женщины дополнительно к общим анализам должны посещать гинеколога 1 раз в год и маммолога 1 раз в 2 года.

Одновременно с этим, Роспотребнадзор в письме от 07.07.2015 года №01/7890-15-27[46] пояснил, что если по результатам специальной оценки условий труда рабочее место работника не отнесено к вредным или опасным, то периодические медосмотры проходить не обязательно. Однако, так как письмо не является нормативным актом, руководителям НКО имеет смысл проверить соблюдение законодательства в этой части.

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности

Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №67-ФЗ «О пожарной безопасности»[47] возлагает на руководителей организаций персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В отличие от других нормативных актов, которые предусматривают ответственность для юридических лиц, закон о пожарной безопасности устанавливает права и обязанности непосредственно руководителя организации.

В частности, руководители организаций обязаны:

· соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

· разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

· проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

· содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

· обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

Требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Для того чтобы предпринять попытку соблюсти требования пожарной безопасности, необходимо:

· разработать инструкции о мерах пожарной безопасности на каждом объекте;

· допускать к работе сотрудников только после прохождения противопожарного инструктажа;

· на видных местах вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

· разработать и на видных местах вывесить планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотреть систему (установка) оповещения людей о пожаре;

· места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения обозначить знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

Приведенные здесь обязанности и требования – лишь часть обширного списка мероприятий, которые необходимо провести, чтобы привести все в соответствие с требованиями законодательства. Большинство мероприятий не относятся напрямую к сфере трудового законодательства, следовательно, лежат за рамками предмета настоящей работы.

Несмотря на то, что соблюдение требований пожарной безопасности – это компетенция руководителя, ответственность может быть возложена в том числе на юридическое лицо.

Нарушение требований пожарной безопасности влечет административную ответственность в размере 6-15 тысяч рублей (примерно 90 – 230 USD для руководителей, 150-200 тысяч рублей (примерно 2 270 – 3 030 USD) для организаций. Если нарушение требований повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть, наступает уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до трех лет и приостановление работы организации на срок до 90 суток.

 

Ответственность за выполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны

Статья 20.7 КоАП «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны»[48] по состоянию на 16.09.2019 изложена в следующей редакции:

«1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»

На практике чаще всего штрафуют не организацию, а именно ее руководителя и выписывают минимальный возможный штраф. Вероятно, это обусловлено тем, что о требованиях в области гражданской обороны (ГО и ЧС) мало кто знает, особенно в небольших организациях.

Ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»[49] устанавливает следующие полномочия организаций в области гражданской обороны:

1) Планируют и организуют мероприятия по гражданской обороне;

2) Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

3) Осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

4) Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Помимо вышеперечисленных, отдельные обязанности предусмотрены для организаций, имеющих категорию и/или эксплуатирующих опасные производственные объекты. Категорию организации присваивают органы исполнительной власти субъектов по согласованию с МЧС. В течение месяца органы уведомляют организацию о присвоении ей определенной категории. Поэтому если НКО не получала соответствующее письмо, то, скорее всего, категория ей не присвоена и дополнительные требования на нее не распространяются.

Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденным приказом МЧС от 14.11.2008 г. №687[50] (далее – Положение №687), установлено, что руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Перечень основных мероприятий по гражданской обороне для организаций утвержден п. 16 Положения №687. Но на основании этого списка невозможно получить четкое представление об обязанностях организации, которая не отнесена к категории по гражданской обороне. Например, представляется сложным для небольшой организации реализовать такие мероприятия как:

· Подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

· Определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке (тем более этим же нормативным актом мероприятие отнесено к полномочиям муниципальных властей);

· Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий, а также создание запасов запчастей для ремонта систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации.

Иных мероприятий, возможность реализации которых некоммерческими организациями вызывает большие сомнения, в перечне предостаточно. И многие из них в том числе отнесены к полномочиям муниципальных образований.

Среди обязательных для исполнения некоммерческими организациями нормативных актов есть Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), утверждённое Приказом МЧС от 01.10.2014 г. №543[51] (далее – Положение №543). П.7 Положения устанавливает обязанность всех организаций обеспечивать СИЗ своих работников, если они проживают на территориях в пределах границ зон:

· защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

· возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Объектов по хранению и уничтожению химического оружия в России всего семь, их можно посмотреть на сайте http://www.xn--80akaceee1anhtd3bu.xn--p1ai/objekty/ (химразоружение.рф).

Список радиационно-опасных объектов размещен на сайте МЧС: http://rb.mchs.gov.ru/radiation_map. Границы зон возможного заражения составляют 20-40 км. Но конкретных утвержденных границ зон нет. Поэтому определить, находится ли организация в зоне возможного заражения, можно, по всей видимости, только послав письменный запрос в МЧС.

Кроме того, обязательным для исполнения является Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. №782[52] (далее – Постановление №782) и Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденное Приказом МЧС от 31.07.2006 г. №440[53].

Этими актами устанавливается обязанность всех организаций иметь в своем составе либо целое структурное подразделение, либо сотрудника, ответственного за работу по гражданской обороне. При этом в организациях с численностью до 200 человек, не имеющих категорию и продолжающих работать в военное время, на реализацию мероприятий по гражданской обороне должен работать не менее чем 1 работник (по совместительству).

В организациях, прекращающих работу в военное время «назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно». Вопрос только в том, что имеется в виду под «освобожденным работником», так как это понятие не раскрывается ни в одном нормативно-правовом акте России. Эксперты в любом случае рекомендуют возложить обязанности по гражданской обороне на одного из сотрудников.

В дополнение к мероприятиям некоммерческие организации обязаны обеспечивать подготовку работников в области гражданской обороны.

В соответствии с Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства от 02.11.2000 г. №841[54] организации обязаны:

· на основе примерных программ МЧС разрабатывать программы курсового обучения работников в области гражданской обороны;

· осуществлять курсовое обучение работников;

· создавать и поддерживать в соответствующем состоянии учебно-материальную базу;

· разрабатывать программу проведения вводного инструктажа по гражданской обороне;

· проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы.

Организации должны проводить курсовое обучение работников ежегодно в объеме не менее 16 часов. Это прямо пояснил МЧС в Письме от 31.05.2017 г. №23-10-676[55] (в обязательных нормативных актах напрямую это не установлено).

Логично, что проводить обучение и инструктаж будут ответственные за гражданскую оборону или руководители. Они должны пройти обучение в специальных центрах (п. 14 и 22 Перечня должностных лиц, утвержденных Приказом МЧС от 13.11.2006 г.) и повышать квалификацию не реже чем 1 раз в 5 лет.

Таким образом, для того, чтобы соблюсти требования законодательства в области гражданской обороны, в организациях должен быть следующий минимальный перечень документов:

1) Приказ руководителя о назначении ответственного за решение задач в области гражданской обороны;

2) Подтверждение прохождения руководителем и ответственным обучения по гражданской обороне (либо копия письма в учебный центр МЧС с просьбой включить в группу на обучение);

3) Программа курсового обучения по гражданской обороне;

4) Программа вводного инструктажа;

5) Приказ об организации вводного инструктажа;

6) Журнал регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне;

7) Журнал прохождения сотрудниками курсового обучения;

8) Положение о гражданской обороне (не обязательно, но на практике при проверках требуют).

Также желательно выяснить у МЧС, нужны ли организации противогазы в качестве средств индивидуальной защиты на случай ядерного заражения (на это проверяющие обращают внимание).

Дата: 2019-11-01, просмотров: 192.