Инновация - буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. На данное время они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.
Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
- по степени новизны: (новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта)
- радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
- частичные инновации, отдельные новые элементы
- условные, новое сочетание прежних элементов.
- по объекту применения:
- продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
- процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
- комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
- по масштабам применения:
мировые, национальные, отраслевые; межотраслевые; региональные; в рамках предприятия .
- по причинам возникновения:
- реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
- стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
- по видам
экономическая; социальная; экологическая; интегральная.
- по характеру генерирования и внедрения:
быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие.
- по характеру связи с предшествующими образцами:
открывающими новые направления в человеческой деятельности; заменяющими; отменяющими; возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям.
- по целям:
- для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств;
- для временного приспособления системы к количественным изменениям среды;
- для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования;
- для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
- по результативности:
Завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Роль в экономике:
Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными; невозможно охватить весь их спектр, можно выделить только основные. Инновации способствуют: 1.экономическому росту страны в долгосрочной перспективе. Инновации вышли на первый план еще в рамках индустриального общества. К началу эры постиндустриального и информационного общества инновации прочно заняли место основного генератора экономического роста любой страны. Инновации воздействуют на все стороны жизнедеятельности общества, в т.к. и на экономическую ее составляющую.
2.созданию новых отраслей экономики. По глубине вносимых изменений инновации могут быть радикальными (т.е. предлагающими кардинально новый продукт или услугу, путь решения проблемы и т.д.) и улучшающими (т.е. совершенствующими уже существующий продукт, услугу и т.д.). Развитию новых отраслей экономики способствуют радикальные инновации. Радикальные инновации в долгосрочной перспективе приводят к тому, что новые отрасли не только появляются, но постепенно становятся доминирующими;
3 созданию единого рыночного пространства. В современном обществе, которое, так или иначе, идет по пути глобализации, даже одна инновация может способствовать созданию единого рынка. Наиболее характерным примером здесь может являться создание сети Интернет, в частности – появление Интерент-магазинов, покупки в которых можно совершать, находясь практически в любой стране мира.
4.стимулированию конкуренции и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны. Джоном А. Гобсоном было высказано мнение, что действительное конкурентное преимущество заключается в способности находить новые рынки, производить новые товары и изобретать новые способы изготовления товаров. Если фирма обладает инновацией, которая пользуется спросом на рынке, то, безусловно, это будет являться ее конкурентным преимуществом, как минимум до момента, пока организации-конкуренты не создадут аналог инновации, или пока не иссякнет спрос на эту инновацию.
5. взаимопроникновению культур и экономик разных стран. Инновации, применяемые в многочисленных областях жизнедеятельности общества, способствуют интеграции общества;
6.укреплению обороноспособности страны, ее экономической, продовольственной безопасности и т.д. Обеспечение целостности государства и безопасности граждан являются одними из приоритетных задач функционирования органов власти всех уровней. Их реализация невозможна без создания должного уровня обороноспособности, информационной, экономической, продовольственной безопасности.
6. развитию и совершенствованию законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Категорией, тесно связанной с понятием «инновация», является интеллектуальная собственность. Появление все новых и новых видов инноваций, которые, порой, не подпадают под регулирование ни одного уже существующего нормативного правового акта в области регулирования интеллектуальной собственности, стимулирует развитие законодательства путем разработки новых документов;
7. получению коммерческой выгоды. Фактически, инновации являются генератором прибыли. Инновации предоставляют возможность физическому или юридическому лицу получать более высокую прибыль посредством создания продукции более высокого качества, снижения себестоимости производства, увеличения объемов выпуска продукции в единицу времени и т.д. увеличению доли рынка, расширению круга потенциальных покупателей, завоеванию новых сегментов рынка, стабилизации и закреплению положения на рынке;
8.снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий, позволяющих сокращать объемы потребления воды, энергии и т.д.;
9. повышению качества производимой продукции.;
10.росту количества квалифицированных кадров, т.к., например, для работы на новом (инновационном) оборудовании необходимо пройти курс повышения квалификации.
11.удовлетворению потребностей человека.
12росту уровня жизни населения.
13развитию человека как личности.
19.Понятие о себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
Себестоимость продукции – это суммарная величина затрат пошедших на выпуск и реализацию продукции. Себестоимость это выраженная в денежной форме совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Это качественный обобщающий экономический показатель, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
В себестоимости находят свое отражение затраты живого и овеществленного труда и все стороны деятельности предприятия; степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; степень использования производственных мощностей; уровень организации производства и труда: экономичность использования материальных и трудовых ресурсов.
Многие затраты предприятия можно планировать и учитывать в натуральной форме (метрах, штуках, тоннах), однако, чтобы подсчитать совокупность всех расходов, их нужно привести к единому измерителю, т.е. представить в денежном выражении.
Себестоимость продукции количественно и качественно отличается от стоимости. Себестоимость, как правило, ниже стоимости и её денежного выражения - цены. Исключение составляют лишь убыточные и дотационные отрасли, где стоимость продукции часто ниже себестоимости.
Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Местом возникновения затрат является структурная единица предприятия, являющаяся причиной возникновения затрат. Носитель затрат – продукт разной степени готовности, который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат.
В зависимости от изменения объема производства
-переменные - меняющиеся пропорционально изменению объемов производства
-условно-постоянные, постоянные - не меняются или меняются непропорционально объемам производства.
В зависимости от сферы, где произведены затраты
-производственные и внепроизводственные.
По характеру отнесения затрат на конкретные виды продукции:
-прямые, кот. можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции;
-косвенные, относимые опосредованно, по какому-то признаку (объему производства, зарплате и др.).
В зависимости от целесообразности производственных затрат:
- производительные, увеличивающие количество производимого продукта или улучшающие его качество (а значит увеличивают стоимость, конкурентоспособность)
- непроизводительные, которые не увеличивают объема производства, не улучшают качества. (потери от брака)
По отношению к технологическому процессу:
- основные - относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг).
- накладные - эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением.
Затраты по экономическому содержанию
- экономические элементы и статьи калькуляции.
По составу
- одноэлементные (зарплата, материальные затраты)
- комплексные (цеховые, общезаводские, внепроизводственные).
По периодичности возникновения
- текущие и единовременные.
По отношению к готовому продукту
- на незавершенное производство
- на готовую продукцию.
По методу признания в качестве расходов:
- затраты на продукт – затраты текущего отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны до тех пор пока не будет признан доход по ним.
- затраты периода - затраты текущего отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов, признаются в текущем отчетном периоде вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Примером расходов периода в отдельных случаях могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений
По возможности охвата плана6
Планируемые и непланируемые
По возможности регулирования
- регулируемые и нерегулируемые
По возможности использования норм и нормативов
Нормируемые и ненормируемые
По значению для целей принятия управленческих решений
-релевантные - имеющие существенное значение для конкретного решения.
- нерелевантные
Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.