Занятие 11. Составление рассказа «Зимние забавы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По сюжетной картине

Цели:

коррекционно-образовательная:

обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

коррекционно-развивающие:

развивать умение составлять распространенные предложения;

- активизировать у детей словарь прилагательных;

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.

Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы» (рис. 12).

Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

Ход занятия

/_ Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) — ...  Морозный (что?) - ...

Снежная (что?) - ...   Ледяная (что?) - ...

Белый (что?) — ...    Трескучий (что?) — ...

Холодная (что?) — ...  Сильный (что?) - ...

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.

3.Игра «Подбери признаки».

- Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.

- Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.

- Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

- Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

4.Беседа по картине. Рассмотрите картину и скажите:

- Где гуляют дети?

- Какой выдался день?

- Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

- Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

- Что можно сказать о настроении детей?

- Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

- Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5.Физкультминутка «Снег».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

6. Составление рассказа.

Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ

Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

 

—О каком времени года говорили?

—В какие игры можно играть зимой?

—На чем можно кататься зимой?

Занятие 12. Составление рассказа «Кормушка»

По серии сюжетных картин

Цели:

коррекционно-образовательные:

—обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

—учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

коррекционно-развивающие:

—уточнять знания детей о зимующих птицах;

—развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13—15), предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают*, «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию»

—Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) -воробей.

—Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.

—Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.

—Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — сорока.

—Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.

—Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает — ворона.

При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

- Почему дети решили сделать кормушку?

- Что им для этого понадобилось?

- Где дети повесили кормушку?

- Кто с радостью прилетал к кормушке?

- Как нужно заботиться о птицах зимой? Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.

Логопед просит придумать имена детям.

4. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри, —

С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот робота закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц у кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.

7. Итог занятия.

- О чем составляли рассказ?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.

Занятие 13. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;

коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навык самоконтроля заречью.

Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В.В, Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

 


Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной,

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол — сосновый стол —

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной —

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола...

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он — и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем,

 Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем днем,

А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.


2.Объявление темы.

Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».

3.Беседа по картинкам.

—Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

—Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)

—Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

—Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)

—Чем занимается каждый из них?

—Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и лаком, просушить, упаковать.)

—Куда отправляют готовую мебель?

—Как мебель приходит к нам в дом?

—Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?

4.Игра «Куда что нужно?»                         а

—Диван, кресла, журнальный столик нужны в ... (гостиной).

—Обеденный стол и стулья нужны в ... (столовой).

—Кухонный гарнитур, навесные шкафы в ... (кухне).

—Вешалка, зеркало в ... (прихожей).

—Кровать, платяной шкаф в ... (спальне).

—Детская мебель нужна в... (детской комнате).

5. Физкультминутка.


Большая желтая луна

Бледнеет и заходит,

Погасли звезды, и видна

Заря. И солнце всходит.

Я встану, а луне — в кровать!

До вечера ей надо спать!

Изображают «большую луну» руками над головой.

Руки в стороны.

Руки вверх.

«Луна» над головой.

Изображают «спящую»  луну.


6.Составление рассказа.

Логопед просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом логопед следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.

Примерный рассказ Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.

Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

—Где изготавливают мебель?

—Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?

—Как защитить лес от уничтожения?





Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.