Занятие 4. Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели:

коррекционно-образовательная:

обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

коррекционно-развивающие:

—закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;

—развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Оборудование: текст рассказа Л.Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту (рис. 1-3*).* Здесь и далее: ссылки даны на пособие О.С. Гомзяк «Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе» (М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2007)

 

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2.Объявление темы.

— Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

3.     Чтение рассказа с последующим обсуждением*.* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 110).

После прочтения рассказа логопед объясняет слова «горница» и «сочла»,

—О ком этот рассказ?

—Что купила мама?

—Почему Ване очень хотелось слив?

—Как он поступил?

—Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

—Что произошло за обедом?

—Как поступил папа?

—Почему все засмеялись после Ваниных слов?

—А почему Ваня заплакал?

—Как вы бы поступили на месте Вани? Логопед анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются).

 

4. Физкультминутка.

 

Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх,
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солнышко»).

5.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

—О чем говорилось в рассказе?

—Правильно ли поступил Ваня?

—Как нужно поступать в таких случаях?

Занятие 5. Составление описательного рассказа о пчеле

Цели:

коррекционно-образовательная:

обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

коррекционно-развивающие:

—пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;

—развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед).

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Игра: «Узнай по описанию».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчелы)

2.Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.

3.Беседа по предметной картинке и схеме.

Кто изображен на картинке?

—Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

—Какой звук издает она при полете?

—Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).

—Где живет пчела?

—Как передвигается?

—Чем питается?

—Пользу или вред приносит природе?

—Какую пользу или вред приносит человеку?

—Что делает в зимнее время?

—Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)

—Как называется семья пчел? (Пчелиная.)

—Что делает пчела? (Носит мед.)

—Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.

Примерный образец Это пчела. Пчела — это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

5. Рассказы детей.

6. Итог занятия.

 

—О ком составляли рассказ?

—Почему пчелу называют медоносной?

—Какую пользу пчела приносит человеку?

Дата: 2019-11-01, просмотров: 288.