Цели:
коррекционно-образовательная:
— обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
коррекционно-развивающие:
—закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
—закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
—упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к окружающей
природе и ее обитателям.
Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Паршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»
—У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.
—У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.
—У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.
—У цапли длинные лапы — ...
—У грача черные крылья — ...
—У аиста тонкая шея — ...
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).
—Куда собрались улететь журавли?
—В какое время года птицы улетают в теплые края?
—Как собираются журавли для полета?
—Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)
—Над чем пролетали журавли?
—Где останавливались на отдых?
—Какой был лес? (Мрачный, темный.)
—Когда журавли продолжили свой путь?
—Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
—Когда можно ждать журавлей обратно?
4.Физкультминутка. «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.
Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.
в. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
—Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
—Полет каких птиц был описан в рассказе?
—Как выстраиваются журавли для полета?
Занятие 7. Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Цели:
коррекционно-образовательная:
— обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
—уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
—упражнять в согласовании числительных с существительными;
—развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать и прививать интерес к художественному слову.
Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4—7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка; «Грибы в лукошке».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2.Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111—112).
—Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
—Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
—Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
—Как вы оцениваете их поступки?
—Кто больше насобирал грибов?
—Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
—Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
—Что увидела мама в ее корзинке?
—Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
4.Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»
5.Физкультминутка, «По грибы».
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Боровик нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
Мы идем искать опять. (В. Волина) | Наклоны вперед, руки касаются носков. |
6. Повторное чтение с установкой на пересказ.
Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
—Куда ходили дети?
—Кто был самым лучшим грибником?
—Какие грибы нельзя класть в корзинку?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 293.