Бюджетный процесс: понятие, структура, участники.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса выступают: Президент Рос­сийской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (пред­ставительные) и исполнительные органы государственной власти; Банк России; органы государственного (муниципального) финансового кон­троля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, а также источни­ков финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств (ст. 152 БК).

Бюджетный процесс состоит из двух укрупненных стадий.

Первая стадия - составление, рассмотрение и утверждение бюд­жетов.Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года- очередной финансовый год и плановый период. Проект бюд­жета субъекта Российской Федерации и проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год или сроком на три года в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муни­ципальным правовым актом представительного органа муниципального образования) — ст. 169 БК.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов возложено на Министерство финансов России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных образований (ст. 171 БК).

Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год и плановый период. Подготовка проекта бюджета другого уровня основывается также на прогнозе социально-экономического развития соответствующей тер­ритории и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Порядок и сроки составления проектов федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанав­ливаются соответственно Правительством Российской Федерации, выс­шими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых БК.

Вторая стадия — исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов.Цель исполнения бюджета — обеспечить поступление дохо­дов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей.

Документ, на базе которого осуществляются организация и испол­нение бюджета, называется бюджетной росписью. Различают два вида росписи:

сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

 

 

13.Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

БК РФ Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

· Президент Российской Федерации;

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Правительство Российской Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации;

· Федеральное казначейство;

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетная палата Российской Федерации;

· органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

· главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

· главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Министерство финансовобладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) осуществляет руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

4) устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

5) представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

БК РФ Статья 166. Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации

1. Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - министр финансов) имеет исключительное право:

утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

вносить изменения в лимиты бюджетных обязательств;)

3. Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и казенные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств.

К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

5. Министр финансов имеет право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса).

БК РФ Статья 166.1. Бюджетные полномочия Федерального казначейства

1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) обюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

Дата: 2019-11-01, просмотров: 205.