Исполнение бюджета и актов о бюджете.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Стадия исполнения бюджетов и актов о бюджете связана с реализацией утвержденного финансового плана и акта о нем. Исполнение бюджетов представляет собой деятельность, направленную на формирование доходов и осуществление расходов бюджетов в соответствии с актом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Исполнение бюджетов по доходам БК РФ практически не регулируется. В нем лишь указываются группы отношений, которые составляют исполнение бюджетов по доходам (ст. 218, 245). Это:

· перечисление и зачисление доходов в соответствующий бюджет. Данные отношения складываются в первую очередь между соответствующим общественно- территориальным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием как собственниками бюджета) и кредитной организацией, которая обязана перечислить поступающие от плательщиков средства в соответствующий бюджет. Обязанность банков осуществлять такое перечисление в течение одного операционного дня закреплена в ст. 60 НК РФ). Кроме того, в последнее время порядок перечисления и зачисления доходов региональных и местных бюджетов определяется в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Здесь, как правило, указывается, что доходы от региональных и местных налогов первоначально поступают на счета Федерального казначейства и лишь затем направляются в соответствующие бюджеты;

· распределение доходов между различными бюджетами. Бюджетный кодекс РФ предусматривает нормативы отчислений денежных средств, поступающих от федеральных налогов и сборов, в нижестоящие бюджеты. Сама процедура передачи таких доходов определяется в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Традиционно в них указывается, что такие средства вначале зачисляются в полном объеме на счета Федерального казначейства для последующего распределения доходов от их уплаты между соответствующими бюджетами;

· возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Решение о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и. сборов принимается налоговыми органами (ст. 78, 79 НК РФ). В то же время реально осуществить такой возврат могут лишь те органы, которым принадлежат счета соответствующего бюджета (например, Федеральное казначейство). В связи с этим после принятия налоговым органом решения о возврате налоговые отношения заканчиваются, и начинаются правоотношения бюджетные;

Теперь рассмотрим исполнение бюджетов по расходам. Бюджетный кодекс РФ содержит развернутое регулирование этой деятельности, причем в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время принято значительное число детализирующих подзаконных нормативных актов.

Бюджетный кодекс РФ выделяет две процедуры исполнения бюджетов по расходам: санкционирование расходов бюджетов и финансирование расходов бюджетов.

Наиболее сложной является процедура санкционирования расходов бюджетов. Она включает в себя следующие этапы:

а) составление главными распорядителями бюджетных средств бюджетных росписей на основе федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. На этом этапе происходит разбивка сумм, выделенных главному распорядителю, по нижестоящим распорядителям и получателям бюджетных средств, а также по кварталам соответствующего года. При этом используется как функциональная, так и экономическая классификация расходов бюджетов;

в) доведение Минфином России (Департаментом бюджетной политики) показателей сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств. Одновременно Департамент бюджетной политики направляет показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств по соответствующим главным распорядителям в Федеральное казначейство, Т.е. органу, исполняющему соответствующий бюджет;

г) доведение Федеральным казначейством до главных распорядителей бюджетных средств объемов бюджетных ассигнований (в которых указываются показатели сводной бюджетной росписи), лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Данные показатели оформляются в виде казначейских уведомлений. Суммы, указанные в казначейских уведомлениях, отражаются на лицевых счетах главных распорядителей бюджетных средств;

д) уточнение и утверждение главными распорядителями смет доходов и расходов подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств на основе показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Федеральным казначейством. Одновременно главные распорядители доводят до распорядителей и получателей уведомления о бюджетных ассигнованиях на текущий финансовый год. Указанные уведомления могут составляться как на год, так и с поквартальной разбивкой.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 209.