Система финансового права - не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты. Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие: общую часть и особенную часть.
Общая часть финансового права - охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.
Общая часть изучает:
· принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
· систему органов Российской Федерации, осуществляющих финансовую деятельность;
· структуру финансовых звеньев финансовой системы;
· вопросы регулирования финансового контроля в Российской Федерации;
· финансово-правовую ответственность;
· другие вопросы.
Особенная часть финансового права - конкретизирует нормы Общей части финансового права, регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:
· бюджетную систему;
· внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;
· финансы государственных и муниципальных предприятий;
· государственные и муниципальные доходы;
· государственный и муниципальный кредит;
· организацию имущественного и личного страхования;
· государственные и муниципальные расходы;
· банковское кредитование;
· денежное обращение и расчеты;
Источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Источники финансового права:
· Конституция РФ;
· Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);
· федеральные законы;
· указы Президента РФ;
· постановления Правительства РФ;
· акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;
· решения Конституционного Суда РФ;
· международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами.
4.Финансово-правовые нормы и финансовое правоотношение: общая характеристика,
Особенности.
Финансово-правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В них закреплены юридические права и юридические обязанности их участников.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Особенности финансовых правоотношений:
1) Финансовые правоотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов.
2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства.
3) Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.