Глава 11. ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Понятие и виды примирительных процедур

 

1. Понятие примирительных процедур

 

Экономическая деятельность физических и юридических лиц является основой благосостояния любой страны. Одним из основных факторов, оказывающих воздействие на "здоровье" экономики, является стабильность экономического оборота, в свою очередь, в огромной степени зависящая и от состояния законодательства, и от уровня правовой культуры участников правовых отношений, и от моральной атмосферы в обществе. Осуществляя экономическую деятельность, ее участники вступают в общественные, в том числе правовые, отношения, при этом невозможно представить себе, что эти отношения носят перманентно ровный характер. Психология людей разнится, сталкиваются экономические и личные интересы, что порождает конфликтные ситуации. Большинство конфликтов, возникающих при осуществлении экономической деятельности, разрешается участниками оборота самостоятельно, с учетом взаимных интересов, на компромиссной основе. Однако немалая часть конфликтов остается неурегулированной по разным причинам: из-за принципиальных расхождений участников, из-за нежелания, незнания или непонимания, наконец, из-за каких-то личных соображений. В таком случае участник конфликта, полагающий, что его права нарушены, обращается в арбитражный суд с целью защиты права и урегулирования спора.

Основной целью деятельности арбитражных судов является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. разрешение споров и вынесение от имени государства решений - вердиктов, основным содержанием которых является приказ как подтверждение властного характера данного акта государственной власти. Однако следует иметь в виду, что суд, особенно разрешающий частноправовые конфликты, является достаточно своеобразным органом власти: на первый план в его деятельности выходит не только и даже не столько административно-юрисдикционный ресурс, сколько авторитет наделенного властными полномочиями арбитра, имеющего возможность профессионально устранить спор о праве и тем самым защитить субъективные права и обязанности.

Наличие двух этих факторов - необходимости поддержания стабильности экономического оборота путем стимулирования партнерских отношений между его участниками, основанных на нормах правовой и моральной этики, и реальной возможности судебных органов способствовать устранению спора не только силой государственного принуждения, но и силой своего авторитета - предоставляет судам уникальную возможность выступать в качестве примирителей, способствующих угасанию конфликта. Недаром содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота является одной из основных задач арбитражных судов (ст. 2 АПК).

Указанная задача решается арбитражными судами при помощи всех процессуальных средств, предоставленных законом: и путем проведения гласного, оперативного, доступного судебного процесса, основанного на началах равенства и равноправия сторон, состязательности и непосредственности судебного разбирательства, и путем вынесения законного и обоснованного решения, прекращающего конфликт, и реализации механизма исполнения судебных актов. В ряду процессуальных средств, способствующих формированию опирающихся на закон экономических отношений, участники которых являются одновременно и конкурентами, и партнерами, важнейшее место занимают примирительные процедуры.

Конечно, для примирения необходимо не только наличие процессуальных средств, но и взаимное стремление к этому участников конфликта. К сожалению, в нашей стране уровень правовой культуры и деловой этики еще не позволяет оканчивать миром такое количество споров, как в США или Японии (70 - 80%). Но тем не менее арбитражное процессуальное законодательство постепенно создает правовые условия, увеличивающие вероятность примирения сторон в суде, и во многом успешность принимаемых мер зависит от профессионализма и воли судей.

Можно выделить основные правовые признаки примирительных процедур:

- данные процедуры используются при возникновении спора, переданного на разрешение суда;

- они осуществляются под контролем суда, руководствующегося при этом нормами процессуального законодательства и экономической и правовой целесообразностью;

- их целью является прекращение дела путем примирения сторон.

Таким образом, можно дать им следующую характеристику:

примирительные процедуры - это установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия под контролем суда мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу.

 

2. Виды примирительных процедур

 

В АПК более или менее подробно урегулирован только один вид примирительных процедур - мировое соглашение, хотя, строго говоря, мировое соглашение не является собственно примирительной процедурой, поскольку представляет собой результат действий, а не процедуру. Тем не менее из ч. 2 ст. 138 АПК следует, что законодатель относит его к примирительным процедурам.

Также названа процедура медиации, которая регулируется отдельным федеральным законом.

В 2016 г. в АПК введена обязательность принятия мер по досудебному урегулированию гражданско-правовых споров путем направления претензии (иное, чаще используемое наименование этой примирительной процедуры - претензионный порядок урегулирования спора).

 

3. Посредничество (или медиация)

 

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о медиации процедурой медиации является способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Определение медиации как примирительной процедуры можно дать на основе мирового судебного опыта и с использованием специальной литературы.

Посредничество (медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом или избранным сторонами лицом - посредником (медиатором).

Посредник - физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота (например, в сфере рынка ценных бумаг), не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

В последние годы в Российской Федерации активно развиваются правовые, организационные и научные основы медиации: принят Закон о медиации, создаются саморегулируемые организации посредников, издаются специализированные журналы, создана доктрина медиации, ведется подготовка квалифицированных медиаторов.

Собственно медиация как примирительная процедура заключается в следующем:

- при наличии у участников спора воли к примирению они заключают соглашение о применении процедуры медиации, в том числе путем совершения медиативной оговорки в гражданско-правовом договоре (ст. 7 Закона о медиации). Такое соглашение может быть заключено как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства;

- участники спора выбирают медиатора из числа лиц, являющихся членами соответствующих саморегулируемых организаций. Совместно с медиатором определяются сроки процедуры, ее задачи и цели, способы посредничества, размер и порядок оплаты труда медиатора;

- посредничество осуществляется медиатором путем ведения переговоров с участниками спора, во время которых предлагаются способы решения конфликта. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, совершенно не напоминающей судебное заседание. При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров;

- в случае успеха процедуры ее результаты оформляются медиативным соглашением, которым определяется порядок исполнения соглашения.

Медиативное соглашение - это гражданско-правовая сделка (договор), направленная на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон путем достижения соглашения об отступном, о новации, прощении долга, об уступке прав требования или о переводе долга, о признании права, зачете требований и т.п.

Если медиативное соглашение достигнуто на стадии судебного разбирательства, оно при желании сторон может быть утверждено в качестве мирового соглашения (ст. 12 Закона о медиации) с последующим прекращением производства по делу или исполнительного производства.

Арбитражный процесс, особенно по делам, возникшим из гражданско-правовых отношений, представляет собой практически идеальную сферу применения процедур посредничества: в пользу примирения именно таким способом говорит и экономический характер споров, и принципиальная заинтересованность участников имущественных правоотношений в стабильности экономического оборота, и наличие профессионалов в области юриспруденции, экономики и судебного процесса.

В целях стимулирования участников арбитражного процесса к примирению с использованием медиации законодатель предусмотрел следующие процессуальные инструменты:

- при подготовке дела к судебному разбирательству судья разъясняет сторонам их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору - ст. 135 АПК;

- выясняет в судебном заседании, не имеют ли стороны желания обратиться к посредничеству медиатора (ст. 153 АПК);

- в случае обращения сторон спора к медиатору закон предоставляет арбитражному суду право отложить судебное разбирательство не на месяц, а на 60 дней (2,5 месяца) - ч. 7 ст. 158 АПК;

- при утверждении арбитражным судом медиативного соглашения истцу возвращается половина уплаченной государственной пошлины - ч. 7 ст. 141 АПК.

Как видно из изложенного о процедуре посредничества, ее широкое использование возможно только в обществе, достигшем высокого уровня толерантности и правовой культуры, и важнейшую роль в развитии медиации должна играть юридическая общественность.

 

4. Претензионный порядок урегулирования спора

 

До 1992 г. принятие мер по досудебному урегулированию спора путем обязательного направления претензии являлось одним из элементов права на иск в процессе рассмотрения хозяйственных споров. С 1992 по 2016 г. обязательность соблюдения такого порядка была исключена из арбитражного процесса, предъявление претензии было обязательным только в случаях, установленных законом или иными нормативными актами (такой порядок устанавливался, например, транспортными уставами) либо соглашением сторон.

В 2016 г. законодатель вернул в арбитражный процесс претензионный порядок урегулирования гражданско-правовых споров (за исключением тех категорий, которые прямо названы в законе), придав этой примирительной процедуре признак обязательности как процессуальному условию реализации права на иск (ч. 5 ст. 4 АПК).

Примирительная составляющая этой процедуры заключается в возможности решить возникший или разгорающийся конфликт путем "напоминания" должнику о его обязанности. Расчет здесь в том, что если должник принципиально не считает свои обязанности невыполненными либо не уклоняется от их исполнения, а, например, не имеет возможности их исполнить или попросту "забыл" о них, то фактор напоминания, возможно, сыграет свою роль в том, что спор не будет передан в суд.

Процедурная суть этого порядка заключается в следующем: если, например, сторона обязательства не исполняет принятые обязанности по оплате переданного товара, выполненных работ и оказанных услуг, по возврату займа, по передаче вещи и т.п., то, прежде чем обращаться с иском в арбитражный суд, необходимо направить должнику претензию, содержащую требование об уплате долга, а может, и неустойки, процентов или убытков <1>.

--------------------------------

<1> Необходимо отметить, что потенциальные возможности претензионного порядка могут быть реализованы в основном при возникновении споров о взыскании денежных средств по требованиям из договоров, других сделок и обязательств.

 

Обращение в суд с иском в таком случае возможно, только если претензия отклонена либо на претензию ответ не получен в течение 30 календарных дней со дня ее направления <1>.

--------------------------------

<1> Редкий случай исчисления процессуального срока в календарных, а не в рабочих днях.

 

Претензия должна быть составлена в письменном виде не менее чем в трех экземплярах - первый направляется должнику, второй резервируется для возможного приложения к исковому заявлению, третий остается у кредитора - и подписана уполномоченным лицом (аналогично правилам подписания искового заявления).

Направление претензии возможно различными способами: по традиционной или электронной почте, по факсу, телеграммой. Главное в таком случае - наличие у потенциального истца доказательств направления и, возможно, получения будущим ответчиком претензии.

Поэтому наиболее "доказательственными" способами направления претензии являются классическое почтовое отправление заказной почтой с уведомлением о вручении либо вручение претензии под расписку самому должнику или уполномоченному им лицу.

Правила доказывания направления претензии идентичны правилам о надлежащем извещении (см. гл. 12 АПК, а также § 6 гл. 9 настоящего учебника).

Претензионный порядок при принятии искового заявления или при рассмотрении иска будет считаться соблюденным, если имеются надлежащие доказательства направления ответчику претензии и соответствие претензионных требований исковым. Например, если должник не оплатил товар на сумму 100 000 руб., ему на эту сумму предъявлена претензия, в которой заявитель только обращает внимание на возможность взыскания неустойки, но не требует ее оплатить в конкретной, рассчитанной сумме, то иск может быть заявлен только на сумму 100 000 руб., так как в отношении неустойки претензионный порядок не может считаться соблюденным.

Последствием несоблюдения претензионного порядка является:

- при предъявлении искового заявления - его возвращение (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК);

- при рассмотрении иска - оставление иска без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК).

 

5. Переговоры и мини-процессы

 

Из других примирительных процедур, известных мировой судебной практике, можно назвать переговоры и мини-процессы.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.