Глава 8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

 

§ 1. Общая характеристика используемых

информационных технологий в арбитражном процессе

 

1. Предпосылки использования информационных технологий

в арбитражном процессе

 

Современные тенденции развития хозяйственного оборота (развитие электронной коммерции, внедрение электронных государственных услуг и т.д.) наряду с устойчивым ростом судебной нагрузки, а также инстанционностью судебной деятельности и связанными с этим проблемами доступности правосудия привели к пониманию важности внедрения и использования информационных технологий в арбитражном процессе.

В качестве отправной точки можно рассматривать Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" <1>. Одной из причин принятия Программы в соответствии с разд. I данного Постановления являлось развитие информационных технологий и стремление России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства. В качестве направлений развития информационных технологий в разд. I и II Постановления указывалось на необходимость создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего судебных решений) в сети Интернет; внедрение автоматизированных систем в деятельность органов правосудия; ведение аудиозаписи судебного заседания; формирование информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также обеспечение открытого доступа к правовой базе и банкам данных.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248.

 

С момента принятия указанного Постановления прошло 10 лет и многое было достигнуто, однако задача по "скорейшему внедрению в судебную систему современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия", не утрачивает своей актуальности и по сей день <1>.

--------------------------------

<1> Раздел I Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406).

 

На сегодняшний момент государство путем реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы на 2013 - 2020 годы", уже ставит перед собой задачи по созданию мобильного правосудия и электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также по формированию электронных дел и электронного архива судебных дел, которые позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

В системе арбитражных судов запланированы внедрение "облачной" вычислительной архитектуры для автоматизации судебного и общего делопроизводства, развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти. Последний элемент достаточно важен для развития электронного документооборота в целом по стране, поскольку на сегодняшний день присутствует некоторая разобщенность информационных систем различных ветвей и уровней государственной власти.

Помимо программных документов, внедрение информационных технологий затронуло АПК и ряд других законодательных актов. К числу наиболее важных изменений можно отнести принятие Закона об информации, Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов, Федеральных законов от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 228-ФЗ), от 11.07.2011 N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 25.06.2012 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства", от 31.12.2014 N 527-ФЗ "О внесении изменения в статью 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" (далее - Закон N 220-ФЗ).

Принятие вышеуказанных законодательных изменений, направленных на использование современных информационных технологий в арбитражном процессе, существенным образом изменило и обновило арбитражный процесс, позволило ему стать более прозрачным и удобным для сторон. Активное внедрение информационных технологий в арбитражный процесс способствовало также облегчению доступа сторон к судебной практике (размещение всех судебных актов в открытом доступе) и к судебному разбирательству (использование видеоконференц-связи), что в определенной степени облегчило доступ к правосудию, а также благоприятно сказалось на движении в сторону единства судебной практики.

 

2. Понятие и виды информационных технологий

 

Термин "информационные технологии" <1> в российском законодательстве впервые возник в связи с принятием в 2006 г. Закона об информации. В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного Закона под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

--------------------------------

<1> Королев А.Н., Плешкова О.В. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". М., 2007. С. 5.

 

Следует отметить, что данное определение во многом соответствует принятому ЮНЕСКО следующему определению информационных технологий: это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы <1>.

--------------------------------

<1> http://de.wikipedia.org/wiki/Informationstechnik

 

Традиционно выделяются следующие основные виды информационных технологий:

- высокие интеллектуальные информационные технологии, которые представляют собой генерацию технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявлять связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды;

- вспомогательные информационные технологии, прежде всего ориентированные на обеспечение определенных функций (бухгалтерский учет и статистика; ведение системы кадров, документооборота; ведение финансовых операций, системы для стратегического управления);

- коммуникационные информационные технологии, призванные обеспечить развитие телекоммуникации и ее систем.

С точки зрения юридической науки и арбитражного процесса интерес представляют вспомогательные информационные технологии по следующей причине: внедрение в судопроизводство информационных технологий не может и не должно отражаться на сути судебной деятельности, где принятие решения всегда остается за судьей; важно отметить, что информационные технологии могут выступать исключительно как средство решения задач правосудия, играя, по сути, вспомогательную роль.

 

§ 2. Сферы использования информационных технологий

в современном арбитражном процессе

и перспективы дальнейшего развития

 

1. Подача искового заявления, заявления, иных документов

в электронном виде

 

Право на судебную защиту закрепляется п. 1 ст. 46 Конституции РФ и принадлежит к числу основных конституционных прав граждан и организаций в области правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном АПК, обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно ч. 7 ст. 4 АПК исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В части прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, норма ч. 1 ст. 41 АПК закрепляет их право представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заполнять форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Положения ч. 1 ст. 125 АПК предоставляют возможность подачи искового заявления как в письменной форме, так и посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае подачи искового заявления, содержащего ходатайство об обеспечении иска <1>, заявления об обеспечении доказательств (ст. 92 АПК), об обеспечении исполнения судебного акта (ст. 100 АПК), ходатайства о приостановлении решения государственного органа, органа местного самоуправления (ст. 199 АПК), о приостановлении исполнения судебных актов (ст. ст. 265.1, 283 АПК) требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

--------------------------------

<1> Заявление об обеспечении иска (о предварительном обеспечении) в электронном виде, подаваемое в виде отдельного процессуального документа, также требует подписания усиленной квалифицированной подписью (ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 99 АПК).

 

Порядок подачи исковых заявлений, заявлений в электронном виде урегулирован Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 N 252 "Об утверждении порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа" (далее - Приказ N 252) <1>.

--------------------------------

<1> Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 59 "О признании не подлежащим применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" действовавший ранее Порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации (утв. Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 80) был признан не подлежащим применению.

 

Исходя из содержания Приказа N 252, следует отличать электронный документ (документ изначально создан в электронной форме и подписан электронной подписью) от электронного образа документа (документ предварительно был составлен на бумажном носителе, а потом переведен путем сканирования в электронную форму и заверен <1> электронной подписью).

--------------------------------

<1> Различие в терминологии подписание/заверение кроется в том, что электронный образ документа является копией документа, изготовленного на бумажном носителе, и, следовательно, такая копия может быть только заверена.

 

Различны и требования к электронным документами и к электронным образам документов в плане их подписания (заверения), которые могут направляться в арбитражные суды. Согласно п. 2.2.5 Приказа N 252 электронный образ документа заверяется простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. В свою очередь, электронный документ может быть подписан исключительно усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.3.5 Приказа N 252).

В соответствии с п. п. 2.2.2, 2.3.2 Приказа N 252 единственно допустимым форматом электронного документа (образа электронного документа) является PDF <1> (не менее 200 - 300 точек на дюйм) общим объемом не более 30 мегабайт.

--------------------------------

<1> PDF - Portable Document Format. С 01.07.2008 PDF является открытым стандартом системы ISO 32000-1:2008 ("Менеджмент документов. Формат переносных документов").

 

Подача искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в настоящее время осуществляется с помощью системы "Мой арбитр" и выглядит следующим образом.

После прохождения процедуры регистрации и подтверждения соответствия (идентификация и аутентификация) учетной записи физического лица (ЕСИА <1>) на портале "Госуслуги" (с 01.01.2017) пользователю в системе предлагается выбрать заявителя (ИНН, ОГРН), номер дела в производстве, вид загружаемого процессуального документа и т.д. По окончании выбора из контекстных меню пользователь может загрузить файл электронного процессуального документа в том формате, который поддерживается системой. Согласно п. 1.3 Приказа N 252 в качестве ключа простой электронной подписи может быть использована учетная запись физического лица ЕСИА, что на практике означает отсутствие необходимости для подачи исковых заявлений, заявлений (за исключением вышеуказанных случаев) в арбитражные суды иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и т.п.

--------------------------------

<1> ЕСИА - федеральная государственная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

 

Общим требованием к электронным документам является требование их достоверности, сформулированное в ч. 1 ст. 75 АПК. С точки зрения электронного документа как разновидности письменного доказательства достоверность распространяется прежде всего на надежность источника информации, которая понимается как совокупность определенных реквизитов.

Ко второй группе требований, предъявляемых исключительно к электронному документу, можно отнести идентичность электронного документа (т.е. то, что документ исходит от определенного адресата) и фальсифицированность (неизменность содержания).

При этом, как следует из абз. 2 ч. 3 ст. 75 АПК, арбитражный суд может потребовать представления оригиналов письменных доказательств, если копии таких доказательств были представлены в электронном виде. Данное право суда основано на принципе непосредственности судебного разбирательства и обусловлено требованием процессуального закона обеспечить достоверность подаваемых в суд в электронной форме документов и предупредить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных лиц при обращении в суд с документами в электронной форме (ст. 10 АПК).

Кроме того, по смыслу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд при подготовке дела к судебному разбирательству предлагает этому лицу в целях подтверждения указанного обстоятельства явиться в предварительное судебное заседание, судебное заседание либо представить в суд оригинал поданного им документа (иные доказательства) в срок, установленный судом.

 

2. Судебные извещения посредством размещения информации

на официальном сайте суда в сети Интернет

 

По общему правилу лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном АПК.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено АПК. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.

Особое значение в арбитражном процессе имеет так называемое первичное извещение, а именно получение лицами, участвующими в деле, определения о принятии искового заявления. Исходя из содержания ч. 6 ст. 121, ч. 1 ст. 123 АПК следует, что арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу. Именно с моментом получения определения о принятии искового заявления закон (ч. 6 ст. 121 АПК) связывает возникновение процессуального риска неполучения информации о движении дела <1>.

--------------------------------

<1> Согласно ч. 6 ст. 121 АПК лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

 

Согласно ч. 1 ст. 122 АПК в случае, если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, направляются лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса (в режиме ограниченного доступа) <1>.

--------------------------------

<1> Норма введена Законом N 220-ФЗ.

 

По сути, речь идет о введении с 01.01.2017 режима ограниченного доступа к судебным актам, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершаются отдельные процессуальные действия. Ознакомление с любыми материалами дела (в том числе с вышеуказанными судебными актами) до 01.01.2017 осуществлялось путем свободного доступа на портале "Картотека арбитражных дел" <1>. Насколько оправданным окажется снижение доступности <2> информации о возбуждении дела и о ходе его рассмотрения, покажут время и правоприменительная практика <3>.

--------------------------------

<1> Портал доступен по адресу: www.kad.arbitr.ru.

<2> Из буквального толкования следует, что речь идет о том, что только лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса смогут знакомиться с материалами дела. Вне зависимости от того, будет такое ознакомление доступно только данным лицам или любым лицам (представителям), авторизованным в системе "Мой арбитр" и ЕСИА, данную норму нельзя рассматривать иначе как сужение доступности информации о движении дела. Проблемы в таком случае могут возникать при получении информации о начатом процессе и о предмете спора, что осложняет вступление в процесс третьих лиц, как заявляющих самостоятельные требования, так и не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

<3> В частности, по делам о соотношении ограничения доступа о ходе судебного разбирательства и принципа гласности судебного разбирательства (ст. 11 АПК). Ведь в данном случае речь идет об ознакомлении не с позициями сторон, показаниями свидетелей по делу, заключением эксперта и т.д., а исключительно с принятыми судебными актами, которые принимаются в открытом судебном заседании (за исключением исчерпывающего перечня оснований для проведения закрытого заседания) и объявляются публично.

 

3. Судебные акты в электронной форме

 

В соответствии с ч. 5 ст. 15 АПК судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе.

Из положений ст. 169 АПК следует, что с 01.01.2017 установлен приоритет изготовления в форме электронного документа для судебных решений <1>. Только при отсутствии в арбитражном суде технической возможности для выполнения решения в форме электронного документа решение выполняется на бумажном носителе.

--------------------------------

<1> До 01.01.2017 норма ч. 1 ст. 169 АПК предусматривала изложение решения арбитражного суда в виде отдельного документа и написание от руки или выполнение с помощью технических средств. Впрочем, на практике и до 01.01.2017 все решения изготавливались с помощью технических средств.

 

Согласно ч. 1 ст. 177 АПК решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Только при наличии ходатайства указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

В силу ч. 2 ст. 184 АПК определение выносится арбитражным судом в виде отдельного судебного акта или протокольного определения.

Схожим образом, как и в отношении судебных решений, процессуальным законом установлен приоритет изготовления определений арбитражного суда в виде отдельного судебного акта в форме электронного документа. Вместе с тем при выполнении определения в форме электронного документа всегда дополнительно выполняется экземпляр данного определения на бумажном носителе.

С точки зрения обязанности суда размещать в сети Интернет протокольные определения (ст. 184 АПК) следует отметить следующее. В ч. 1 ст. 15 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов указано, что тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. При этом следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 1 названного Закона под судебным актом понимается решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде.

К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанного Закона у арбитражного суда отсутствует обязанность по размещению в сети Интернет протокольных определений. Информация о принятии протокольного определения подлежит размещению в сети Интернет.

 

4. Перспективы дальнейшего развития информационных

технологий в арбитражном процессе

 

Изменения, внесенные в АПК и ГПК в части использования информационных технологий в арбитражном и гражданском процессе, были вызваны необходимостью как дальнейшего развития информационных технологий в арбитражном процессе, так и синхронизации существующих систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Последнее после ликвидации ВАС РФ было лишь вопросом времени.

По сути, вступившие с 01.01.2017 изменения АПК вводят приоритет изготовления всех судебных актов в электронной форме. Данный шаг является важным для упрощения и ускорения электронного документооборота как внутри суда, так и в отношении лиц, участвующих в деле. Обязательность изготовления экземпляра на бумажном носителе в существующих реалиях является не пережитком прошлого, а скорее необходимостью, поскольку не все участники арбитражного процесса могут иметь доступ к электронным ресурсам суда.

В качестве перспективных направлений развития информационных технологи в арбитражном процессе могут быть указаны:

1) совершенствование инфраструктуры для совместной работы портала государственных услуг (в частности, раздела "Госпочта") и программных комплексов, используемых в судах по таким направлениям, как судебные извещения, высылка судебных постановлений и т.д.

В большинстве рассматриваемых в арбитражных судах дел участвуют профессиональные представители, которые, не являясь участниками определенной корпорации <1>, тем не менее не находятся в стороне от современных технологий и электронных государственных услуг. Возможность получать в едином электронном кабинете информацию о ходе всех отслеживаемых дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, а также пользоваться всеми преимуществами портала государственных услуг могла бы стать перспективным направлением совершенствования электронной инфраструктуры;

--------------------------------

<1> Речь могла бы идти об адвокатской корпорации, которая при наличии "монополии" на участие в арбитражном процессе была бы более организованной и управляемой в плане обязательности использования информационных технологий.

 

2) дальнейшее развитие приказного производства путем внедрения автоматизированной обработки данных.

На первый взгляд приказному производству в арбитражном процессе "не чужды" информационные технологии. Так, норма ч. 1 ст. 229.3 АПК допускает подачу заявления о выдаче судебного приказа в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения электронной формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В свою очередь, ч. 3 ст. 229.5 АПК определяет, что судебный приказ выполняется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и в двух экземплярах на бумажном носителе. При этом судебный приказ подлежит размещению на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Кроме того, ч. 6 ст. 229.5 АПК позволяет направлять судебный приказ для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем все вышеуказанные нормы (за исключением последней) с успехом могли бы действовать в любом виде производства, что означает отсутствие учета специфики приказного производства. В основе приказного производства лежит концепция бесспорности требования. Отсутствие спора является необходимым условием допустимости вынесения судебного приказа.

С учетом природы приказного производства его развитие с точки зрения внедрения информационных технологий возможно путем автоматизированной обработки данных в случае сокращения или исключения мотивировочной части судебного приказа.

В настоящее время такое предложение наряду с существованием возможности изготовления только резолютивной части судебного решения в предусмотренных законом случаях (в том числе и по делам спорного характера) не выглядит выходящим за рамки упрощения и ускорения судопроизводства.

 

Литература

 

Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ). М., 2009.

Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000.

Карев Я.А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование. М., 2006.

Лебедев В.М., Хабриева Т.Я. Правосудие в современном мире. М., 2012.

Пономаренко В.А. Электронное гражданское судопроизводство в России. Штрихи концепции. М., 2015.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 1272.