Французское право с одной стороны и германское с другой послужили той моделью, на основе которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:
- Романскую: Франция; Бельгия; Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания;
- Германскую: Германия, Австрия, Швейцария и некоторые другие страны.
Французское право.
Франция прошла длительный путь становления правовой системы, в основе ее источников до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. Эти кодексы давно устарели и на практике их заменяет огромная масса правовых актов, лежащих за пределами правовой кодификации.
С целью упорядочения этого правового беспорядка стали создаваться кодексы по типу отраслевых сборников, включающих как законы, так и подзаконные акты. Таких «кодексов» создано несколько десятков. По сути это акты не кодификации, а консолидации действующего права.
Принятая в 1958 году Конституция Франции перевернула «классическое» распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. В ней приведен перечень вопросов, входящих в компетенцию парламента, ограничив тем самым сферу его законодательной деятельности. И, наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, возрос удельный вес и значение ее актов в системе источников права.
На практике действуют следующие нормативные акты исполнительной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Ордонансы по существу имеют силу равную силе закона.
Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются общие принципы права. Их роль особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы. Особенно наглядно это прослеживается в области административного права.
Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты, а ко второй относится в первую очередь судебная практика.
Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений – а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей – судебная практика превратилась сегодня в источник французского права «источник в рамках закона». Судья постоянно находится под сильным влиянием предыдущих судебных решений.
Германское право
В Германии, как и во Франции основой действующего права являются кодексы. Как и во Франции они стары, неоднократно изменялись. После Второй мировой войны из них были исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Но значительная часть изменений права внесена не в кодексы, а через новые законы.
В отличии от франции Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную регламентарную власть и запрещает практику декретов-законов. Административные акты могут издаваться только в плане исполнения законов. Германия не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных французским.
Роль обычая в частном праве Германии, как и во Франции незначительна.
Роль публичного права меньше, чем во Франции.
Как и во Франции судебная практика в Германии приобретает характер источника права, но ее роль все же не столь значительна в силу более глубокой разработки административного права.
Конституционный суд Германии – авторитетный источник права, приравненного к закону. Его толкования законов общеобязательны. (Во Франции Конституционный совет не может повлиять на уже принятые законы. Его роль ограничена контролем законопроектов).
Система источников права соответствует федеральному характеру государственного устройства. Каждая из земель в составе Германии имеет свое законодательство. Федеральное право имеет приоритет над правом земель, но федеральная власть ограничена в своей компетенции, а все, что не отнесено к ее исключительной или совместной компетенции, остается в компетенции земель.
Общие нормы международного права являются составной частью права федерации, они имеют преимущество перед законом.
В рамках романо-германской правовой семьи был разработан ряд юридических конструкций и концепций, получивших широкое распространение и признание во всем мире:
1) признание и законодательное закрепление принципов правового государства;
2) реализация на законодательном и правоприменительном уровне принципов разделения властей;
3) обеспечение конституционного правосудия, т.е. создание системы конституционного контроля;
4) учреждение и регулирование административной юстиции;
5) создание гарантий развития политического и юридического плюрализма;
6) обеспечение развития местного и судейского самоуправления.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 786.