Тренажеры для развития гибкости и координационных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических способностей как сила, быстрота реакции и скорость движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок. Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев всего тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идет о подвижности всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о «подвижности» в них.

В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы проявления гибкости:

- активную, характеризующую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;

- пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при воздействии внешних сил, например, с помощью партнера, либо отягощения и т.п.

Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняются сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать воспроизведением необходимой амплитуды движений.

Устройство для развития подвижности в суставах. На рисунке 1 представлено тренажерное устройство позволяющее стимулировать физиологические процессы формирования свойств мышц и сухожилий (эластичности, прочности и т.д.).

Для увеличения ограниченной от природы подвижности в тазобедренных суставах до степени, которая позволяла бы гимнасту (или любому спортсмену) достаточно уверенно выполнять упражнение «шпагат», он становится одной ногой, выпрямленной в колене, на опорную площадку 3, а другую ногу ставит пяткой на опорную площадку 2 впереди себя на уровне поясницы. Пользуясь пультом 7 управления, гимнаст подбирает частоту вибрации площадки 2, доведя ее до величины, близкой к резонансной частоте вибрируемой ноги. Затем с помощью червячной передачи опорные площадки 2 и 3 устанавливаются на таком расстоянии друг от друга, при котором растяжение мышц, ограничивающих разведение ног, начинает вызывать

Рис. 1.Устройство для развития подвижности суставов

 

болевые ощущения. При появлении анастезирующего эффекта, получаемого благодаря действию вибрации, увеличивается расстояние между опорными площадками до величины, при которой в мышцах вновь появляется боль. Так постоянно в 4-6 этапов мышца растягивается на максимальную для данного этапа тренировки величину.

Тренажеры, способствующие развитию гибкости и подвижности в разных суставах, моделируют упражнения на растягивание. Тренирующий эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т.е. способностью мышц рефлекторно «отпускать» отдельные звенья нервной системы при помощи мышц. Рекомендуется делать 25 – 30 повторов в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, времени суток, температуры окружающей среды и предшествовавшей мышечной деятельности. Работать на тренажерах могут учащиеся всех возрастов.

Развивая подвижность суставов у детей надо иметь в виду, прежде всего те звенья опорно-двигательного аппарата, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях: плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы. Поскольку подвижность в суставах у девочек больше, объем нагрузок для мальчиков должен быть увеличен на 20 – 30 %.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается тренирующий эффект упражнений на растягивание.

2. Какие суставы необходимо развивать в первую очередь у школьников.

 

Тема реферата

1. Тренажеры для развития гибкости.

Координационные способности

Координационные способности желательно развивать в младшем школьном возрасте, когда это дает наибольший эффект. В этот период также сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений.

Большой интерес представляют балансирные тренажеры, с помощью которых обучающиеся совершенствуют способность координировать точно и тонко рассчитанные движения, сохранять равновесие в сложных двигательных ситуациях. Это упражнения на натянутом и провисающем канате, езда на одноколесном велосипеде, спуск в санях, катящихся на малой площади опоры, передвижение на ходулях, прыжки на вертикальном шесте и др.

Для воспитании способности ориентироваться в пространстве используются гимнастические колеса, упражнения на батуте, лонжи, лопинги, круговые качели и сферы с многочисленными осями вращения, взлет с парашютом в восходящем потоке воздуха, пребывание на эластических подвесках прыгуна на лыжах во встречном потоке воздуха и др.

Данные тренажеры направлены на устранение скованности, развитие способности сохранять равновесие. Совершенствование пространственной точности движений и др. Для профессионально-прикладной подготовки особый интерес представляют тренажеры так называемой «мануальной» или кистевой ловкости.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие тренажеры используют для развития координационных способностей.

2. Возрастные особенности развития ловкости. Тренажеры для развития ловкости.

Тема реферата

1. Взаимосвязь тренажеров и координационных способностей.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 209.