ВВЕДЕНИЕ
В практике современного спорта тренажеры занимают важное место. В дальнейшем их роль, несомненно, будет иметь все большее значение. Теоретические разработки в спортивной науке и опыт работы специалистов в области физической культуры и спорта подтверждают целесообразность и необходимость применения тренажеров.
Технические средства обучения в физическом воспитании и спорте, к числу которых относятся и тренажеры – это системы, комплексы устройства и аппаратура, применяемая для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные требования к организации занятий со спортсменамии школьниками настолько велики, что без специальных технических устройств и приспособлений специалисту физического воспитания трудно интенсифицировать учебный процесс и добиться хороших результатов.
По мнению ряда специалистов (В.М.Дьячков, 1967; В.В.Кузнецов, 1970; Д.Н.Денискин, 1972, и др.), применяемые в процессе тренировки средства физической подготовки, в частности, для развития силовых и скоростно-силовых качеств (упражнения со штангой, гирями, гантелями, набивными мячами и т.д.) не всегда позволяют в достаточной мере моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. В научных исследованиях Н.Г.Озолина (1970), В.В.Кузнецова (1973,1974), И.П.Ратова (1974, 1976), В.Л.Уткина (1975), В.В.Попенченко, Е.Н.Богоявленского (1975), Ю.В.Менхин (1990,2008) и других было доказано, что применение тренажерных устройств у взрослых спортсменов обеспечивает действенное повышение уровня физической подготовленности и способствует улучшению спортивных результатов.
Имеются исследования, цель которых – оценить влияние тренажерных устройств на повышение общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов и совершенствованиеих технического мастерства (В.П.Филин, 1972; Д.Н.Денискин,1972; В.В.Кузнецов, 1974; В.И.Трубников, В.И.Попов, В.И.Ярошенко, 1977; Ю.К.Гавердовский, 1986, 2002; Л.Я.Аркаев, 2004 и др.). Полученные данные позволяют считать, что использование юными спортсменами тренажерных устройств на этапе углубленной тренировки приносит положительные результаты. Вместе с тем отдельные положения занятий на тренажерных устройствах различных конструкций не получили до настоящего времени должной экспериментальной разработки. Все еще недостаточно глубоко изучены вопросы, связанные с методами применения тренажерных устройств вобщей системе многолетней подготовки спортсменов.
За последние годы использование многообразных технических средств на занятиях физической культурой и спортом приобрело массовый характер, поскольку такие устройства и комплексы из них существенно помогают педагогам формировать у занимающихся двигательные умения и навыки, обогащать знаниями о технике движений, ее закономерностях, а также развивать потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом.
С одной стороны, тренажеры повышают качество учебно-тренировочного процесса, а с другой – требуют осознанного и вдумчивого их использования. Вероятно, тренажеры никогда не смогут заменить творчество и мастерство тренера, учителя, наставника, а также учитывать внутреннее состояние спортсмена, школьника и любого человека, использующего различные технические устройства. Здесь должно быть «чувство меры», умение прогнозировать результат, успешность обучения двигательным действиям. «Не навреди!» - это то условие, которое необходимо соблюдать при использовании тренажерных устройств.
Технические особенности тренажеров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или нескольких двигательных качеств.
Тренажеры могут эффективно использоваться в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определенных групп мышц, а также широко применяются в период восстановительного лечения.
Для улучшения физической подготовки населения перспективно создание тренировочных центров с использованием тренажеров на производстве и в зонах отдыха. Широкое распространение в последнее время получили уличные тренажеры по месту жительства. Они не требуют больших площадей, привлекают новизной восприятия и простотой исполнения двигательных действий для взрослых и детей.
Классификация тренажеров
Существует несколько определений понятия «тренажер».
Технические средства в спорте – это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы человека, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.
Тренировочные устройства – это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.
Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренировать) – учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функций организма. Благодаря наличию обратной связи тренажеры более эффективны, чем тренировочные устройства.
Тренажеры – это учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Применяются преимущественно в физкультуре и спорте. Тренажеры могут быть индивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм – локальным (когда в работе участвуют мышечные группы), региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большинство мышц).
Тренажер– аппарат (прибор, снаряд), предназначенный для повышения эффективности тренировочного процесса и создания благоприятных условий для воспитания физических качеств или овладения необходимыми навыками.
Тренажер – техническое устройство или приспособление, предназначенное для воспитания и совершенствования двигательных, профессиональных и других навыков и умений, для медицинской реабилитации. А также специальное оборудование, позволяющее имитировать спортивное упражнение (полностью или отдельные его элементы). За счет специфики его конструкции можно запрограммировать не только выполнение совершенствуемого движения, но и заданный режим работы мышц.
Тренажеры условно делятся на три класса: домашние, тренажеры фитнес-класса и профессиональные тренажеры. Последние, в свою очередь, классифицируются на блочные тренажеры, тренажеры типа «Наутилус» и силовые тренажеры.
Технические особенности тренажеров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств. Например, такие технические устройства, как «бегущая дорожка», велогребные и др. подобные тренажеры позволяют направленно развивать общую, скоростную и силовую выносливость; различные конструкции тяговых устройств, эспандеров, роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости; занятия на минибатуте совершенствуют ловкость и координацию движений. Различные по направленности воздействия на организм тренажеры могут быть объединены в одном универсальном устройстве. Так, например, с помощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически все двигательные качества.
Существуют различные классификации тренажеров:
· по назначению (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т.д.);
· по структуре (механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т.д.);
· по принципу действий (светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т.д.);
· по форме обучения (индивидуального, группового и поточного использования);
· по логике работы (с линейной или разветвленной программой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т.п.). Алабин В.Г. и Кривоносов М.П. утверждают, что специальные трена-
жерные устройства позволяют широко моделировать различные режимы работы мышц в условиях специфической структуры спортивного упражнения. Они условно разделяют их на четыре группы:
1-я – тренажеры, дающие информацию о технических характеристиках движения спортсмена;
2-я – тренажеры, предназначенные главным образом для совершенствования физической подготовки спортсменов;
3-я – тренажеры, предназначенные для совершенствования тактической и теоретической подготовки;
4-я – тренажеры, предназначенные для совершенствования психологической подготовки.
Данные авторы разработали тренажеры и тренировочные устройства для подготовки легкоатлетов и провели экспериментальные исследования. Результаты этих исследований, а также практика спортивной работы дают основание говорить о целесообразности массового внедрения в спортивную практику специальных тренажеров общего, регионального и локального воздействия, способствующих совершенствованию спортивной техники и воспитанию физических качеств легкоатлетов.
Тренажеры могут эффективно использоваться в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определенных групп мышц, а также широко применяются в период восстановительного лечения в лечебной практике.
Для улучшения физической подготовки населения перспективно создание тренировочных центров с использованием тренажеров на производстве и в зонах отдыха. Они не требуют больших площадей, привлекают новизной восприятия.
В физическом воспитании детей тренажеры позволяют в более короткие сроки решать задачу развития двигательных качеств школьников. Особенно эффективно использование тренажеров при занятии с детьми, страдающими от избыточной массы.
Такие дети охотно занимаются на тренажерах, в то время как на стандартных гимнастических снарядах от них трудно добиться активности. Для более эффективного внедрения тренажеров в процесс физического воспитания необходимо, чтобы они имели доступную стоимость, небольшие габариты и массу, обладали простотой и надежностью в обращении, безотказностью в работе, эстетичностью, возможностью дозирования нагрузки, соответствовали антропометрическим и функциональным особенностям занимающихся. Необходимы также эффективные программы занятий. Желающие заниматься на тренажерах могут сконструировать их самостоятельно.
Тренажеры широко применяются в атлетической гимнастике и играют немаловажную роль в тренировочном процессе. Для более эффективного использования в практике тренажеры по атлетической гимнастике должны быть доступными по стоимости, иметь небольшие габариты и массу, а также отвечать эстетическим требованиям, обладать простотой и надежностью в обращении, быть безотказными в работе, иметь возможности дозирования нагрузки, соответствовать антропометрическим и функциональным особенностям занимающихся.
В залах атлетической гимнастики можно встретить тренажеры различных конструкций, форм и габаритов, с равным принципом действий. Как правило, это тренажеры для локальной мышечной работы. Они предназначены для тренировки мышц плечевого пояса, спины, ног, груди, брюшного пресса спортсменов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятию тренажер.
2. Назовите варианты воздействия тренажеров на организм.
3. Какие способности можно развивать на тренажерах. Приведите примеры.
4. Перечислите существующие классификации тренажеров.
5. Какие преимущества имеют тренажеры перед традиционными средствами?
Темы рефератов
1. Тренажеры в избранном виде спорта.
2. Функциональные возможности тренажеров по их назначению.
Тренажеры для развития силы
Силовые тренировки обычно осуществляются на тренажерах:
- со встроенными весами;
- станках для работы со свободными утяжелениями: штангами, гантелями.
Силу характеризуют, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.
Максимальная сила – наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при произвольном мышечном максимальном сокращении.
Скоростная сила – способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения.
Силовая выносливость – способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.
Тема реферата
1. Тренажеры для развития гибкости.
Координационные способности
Координационные способности желательно развивать в младшем школьном возрасте, когда это дает наибольший эффект. В этот период также сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений.
Большой интерес представляют балансирные тренажеры, с помощью которых обучающиеся совершенствуют способность координировать точно и тонко рассчитанные движения, сохранять равновесие в сложных двигательных ситуациях. Это упражнения на натянутом и провисающем канате, езда на одноколесном велосипеде, спуск в санях, катящихся на малой площади опоры, передвижение на ходулях, прыжки на вертикальном шесте и др.
Для воспитании способности ориентироваться в пространстве используются гимнастические колеса, упражнения на батуте, лонжи, лопинги, круговые качели и сферы с многочисленными осями вращения, взлет с парашютом в восходящем потоке воздуха, пребывание на эластических подвесках прыгуна на лыжах во встречном потоке воздуха и др.
Данные тренажеры направлены на устранение скованности, развитие способности сохранять равновесие. Совершенствование пространственной точности движений и др. Для профессионально-прикладной подготовки особый интерес представляют тренажеры так называемой «мануальной» или кистевой ловкости.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие тренажеры используют для развития координационных способностей.
2. Возрастные особенности развития ловкости. Тренажеры для развития ловкости.
Тема реферата
1. Взаимосвязь тренажеров и координационных способностей.
Темы рефератов
1. Характеристика тренажеров для развития аэробной выносливости.
2. Особенности использования тренажеров для тренировки дыхательной
сердечно-сосудистой систем организма.
Тренажеры по назначению
Тема реферата
1. Тренажеры для реабилитационно-восстановительных отделений и залов ЛФК.
Тема реферата
1. Магнитные и ременные велотренажеры.
Велоэргометры
Отдельная группа фитнес-тренажеров – велоэргометры. Во время тренировки на велоэргометре большое внимание уделяется контролю деятельности сердечно-сосудистой системы. Компьютер у велоэргометра имеет более широкий набор функций, обеспечивая обратную связь. То есть уровень нагрузки задается самим компьютером, его интерактивной системой в зависимости от индивидуальной подготовки и состояния здоровья занимающегося. В отличие от домашних велотренажеров характеризуются более точным контролем нагрузки и точными показаниями. В соответствии с европейским стандартом DIN 975 – 1/5 класса. А показания величины нагрузки на дисплее эргометров отображаются в ваттах, и поэтому они подходят для использования в терапевтических целях. Все велоэргометры оснащены автоматизированной системой электромагнитного нагружения, которая с высочайшей точностью контролирует заданный пользователем уровень нагрузки и не допускает излишнего износа деталей. Возможно подсоединение тренировочного компьютера к персональному компьютеру, что позволяет безгранично расширить возможности пользователя. Велоэргометры активно применяются в реабилитационных восстановительных центрах, где необходим четкий контроль над работой сердца во время тренировочных занятий. В отличие от домашних велотренажеров характеризуются более точным контролем нагрузки и точными показаниями.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличаются домашние велотренажеры и велоэргометры.
2. Можно ли применять велоэргометры в реабилитационных восстановительных центрах.
Тема реферата
1. Характерные особенности применения велоэргометров.
Велотренажеры и велоэргометры
Велотренажеры это имитаторы велосипедов, снабженные специальной системой торможения. Для контроля над состоянием человека во время тренировок используются компьютеры, отслеживающие такие параметры, как частота пульса, скорость вращения педалей, расход калорий.
Велоэргометры же это те же самые тренажеры, но сконструированные для нацеленных тренировок, измеряют объем выполненной вами работы, характеризуются точным контролем нагрузки и точными показаниями измеряемых величин. В соответствии с европейским стандартом DIN EN 957 – 1/5, эргометры должны иметь показания нагрузки в ваттах. Используя различные программы тренировок с помощью велотренажера можно добиться различных результатов. Например, поднимая частоту пульса до 85 %, вы сжигаете жир, а для укрепления сердечно-сосудистой деятельности необходимо поддерживать пульс подобранный индивидуально. Это можно сделать либо с помощью специальных таблиц, либо доверить компьютеру. Компьютер же будет осуществлять регулировку нагрузки, то увеличивая ее, то уменьшая заставляя работать сердце в определенном ритме. Но это возможно только на дорогих велоэргометрах оснащенных электромагнитной системой торможения.
В простых же тренажерах приходится довольствоваться ручкой меняющей натяжение ремня или сжимающей тормозные колодки. Еще имеется переходной вариант, это магнитная система торможения с ручной регулировкой. Регулировкой вы приближаете или удаляете магниты, создавая тем самым сопротивление.
Еще хотелось бы обратить ваше внимание на датчики пульса. Они неизменно применяются во всех тренажерах, лишь немного изменяясь и трансформируясь в различных моделях.
Первый тип датчиков самый простой и распространенный: на мочку уха одевается клипса, в одной половине ее находится излучатель – светодиод, в другой приемник – фотодиод. Пульсация крови изменяет светопроницаемость тканей мочки уха, что и регистрирует измеритель. При плохой наполняемости кровеносной системы и при плотных тканях уха возможны сбои. Поэтому рекомендуется перед измерением потереть мочку. Пульс измеряется не мгновенно, а берется величина, усредненная за некоторое время, поэтому показания обновляются на дисплее через некоторые интервалы времени. Обычно индикатором работы датчика является пульсирующее изображение сердца.
Второй способ это применение беспроводных датчиков, ведь не всем нравится быть пристегнутым за ухо к велотренажеру. Такие датчики прикрепляются на пояс (или на другое удобное место, по вашему усмотрению) и передают сигнал на компьютер. В основном такие системы выпускает фирма Polar. Третий же и наверное, самый удобный способ, это датчики встроенные в ручки велотренажера, снимающие показания с ладоней человека. Вам не надо прикреплять на себя не какие датчики, достаточно просто держаться за руль. Еще одна важная часть фитнесс тренажера, это компьютер. Они очень разнообразны. Размер их колеблется от сигаретной пачки до огромного дисплея с клавиатурой. Естественно и возможности у них сильно отличаются.
Компьютер получает всего две изменяемые величины, частоту вашего пульса и интенсивность работы. Остальные данные вводятся с консоли (вес, возраст). По специальным алгоритмам компьютеры обрабатывают эту информацию и выдают результат. Что может компьютер? Первое и основное это измерение пульса.
Вторая, очень важная популярная функция это измерение израсходованных калорий, т.к. именно это определяет результат «сожжения» жира на тренировке. Но величина эта очень приблизительна, т.к. определяется по скорости вращения маховика, для среднего человека и формуле выведенной экспериментально. И лишь в эргометрах, учитывающих индивидуальные параметры человека, данные довольно близко приближаются к истинным.
Время в самых простых компьютерах отсчитывается с момента начала вращения педалей, в остальных, с момента начала занятия (кнопка «старт») соответственно. Заканчивается отсчет, либо через некоторое время после прекращения вращения педалей, либо после отсчета запрограммированного времени, в этом случае предусматривается звуковая или световая сигнализация.
Текущая скорость отображается механическим спидометром, как на очень дешевых тренажерах, так и на некоторых профессиональных. Обычное отображение на дисплее цифровое или графическое.
Дистанция – это расстояние, которое вы проехали с начала занятия. В программируемых компьютерах после того, как вы проехали заданное расстояние, срабатывает звуковая или световая сигнализация. В некоторых компьютерах заложена функция отсчета общего расстояния с момента начала эксплуатации.
Фитнесс оценка – показывает степень восстанавливаемости организма. В процессе тренировки пульс увеличивается до значения Р1. Нажав на кнопку Recovery, вы запускаете программу «фитнесс-оценки». Компьютер даст вам 1 минуту на отдых, после чего замеряет пульс еще раз. Это показание Р2. Сравнивая значение пульса Р1 и Р2 (сразу после тренировки и после одной минуты отдыха) он выставляет оценку по 6-бальной шкале. Расчет ведется по формуле. Чем ниже оценка, тем лучше!
Для того, чтобы снизить стоимость компьютера, применяют маленький экранчик на котором может показываться только одна измеряемая величина, для того, чтобы во время тренировки вам не приходилось нажимать кнопки, был придуман режим сканирования (автоматическая смена поколений) – один индикатор по очереди показывает все параметры, измеряемые компьютером.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите преимущества велоэргометров перед велотренажерами.
2. В чем отличие и назначение датчиков пульса разных конструкций.
3. Какие показатели можно получить на современном велоэргометре.
Тема реферата
1. Функциональные возможности велотренажеров и велоэргометров.
Особенности беговых дорожек
Беговая дорожка, это наилучший способ избежать уличной толчеи, безумных собак и, наконец, отличный способ сэкономить ваше время. Особенно необходима беговая дорожка для людей, проходящих курс реабилитации. Беговые дорожки бывают двух типов:
Механические беговые дорожки, где полотно движется с помощью самого спортсмена, и нагрузка изменяется с помощью магнитного поля воздействующего на маховик.
Электрические беговые дорожки, где движение происходит с помощью электромотора. Нагрузка при тренировке на беговой дорожке зависит от скорости движения полотна и угла наклона. Угол наклона изменяется двумя способами:
1. Механическое изменение с помощью положения опорных роликов.
2. Электрическое изменение с помощью компьютера к электромотору.
Комфортность и безопасность бега во многом зависит от системы амортизации полотна, его размеров. При беге на полотно с одной стороны воздействует нога человека, а с другой основание дорожки, поэтому оно должно быть скользким все время эксплуатации. Для этого используются специальные силиконовые смазки или само основание покрыто скользким нестирающимся составом. Угол наклона нужен для полной имитации бега по пересеченной местности и обычно изменяется от 0 до 12О. Возможность программирования электрических дорожек, в зависимости от заданной программы, будут изменяться скорость и угол подъема. Существует множество вариантов программ: реабилитационные программы, поддержание тонуса, сжигание жира, аэробные, скоростные и т.д. Может быть предоставлена возможность для самостоятельного написания программ.
Габариты бегового полотна являются немаловажным показателем. Чем больше (длиннее и шире) полотно, тем удобнее. Все электрические дорожки в целях безопасности снабжены специальной страховочной системой. Ключ безопасности должен быть на каждой электрической беговой дорожке. Один конец шнура надежно прикрепляется к поясу бегуна, а второй на ключ. В случае падения дорожка сразу же отключается. Складные модели дорожек удобны при хранении в небольших помещениях.
Необходимо помнить, что основной параметр долговечности беговой дорожки является максимальный вес занимающегося, который пропорционально связан с мощностью двигателя. Далее делаем вывод, все зависит от ваших пожеланий и возможностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные отличия механических и электрических беговых дорожек.
2. Как можно регулировать нагрузку при занятиях на беговой дорожке.
3. Какие программы по реабилитации можно составить при использовании беговых дорожек.
Тема реферата
1. Функциональные особенности беговых дорожек.
Тренажеры в боксе
Для любого боксера, начинающего или же профессионала, важно постоянно поддерживать физическую форму на высоком уровне. Поэтому тренировки играют ключевую роль в жизни спортсмена. Как правило, тренировка боксера включает в себя разминку, бег, упражнения со скакалкой, упражнения на поддержание общей физической подготовки, на отработку техники, спарринги с тренером или партнером, упражнения на развитие скоростных качеств , качание пресса и в конце тренировки – расслабляющие упражнения.
Например, тренировка боксера ФлойдаМэйуэзера-младшего состоит из спаррингов, работы на мешках и скоростной груше, бега на 5 км, по 200 отжиманий, приседаний, подтягиваний, упражнений со скакалкой, боя с тенью, качания пресса и упражнений на подъемы.
В качестве бега боксер может использовать бег (он развивает выносливость) на беговой дорожке или по горной местности, езду на велотренажере или велосипеде. Тот же Мэйуэзер пробегает 5 – 8 км не реже 3 раз в неделю, обычно утром, еще до прихода в зал.
Скакалка
Лучший тренажер для бокса – самая обыкновенная скакалка! Прыжки со скакалкой в течение 10 минут
приносят организму спортсмена ту же пользу, что и бег в течение получаса. При этом подтягиваются все группы мышц, совершенствуется координация, прыгучесть, выносливость, тренируется сердечно-сосудистая система и дыхание.
Спарринг
Защитную и атакующую технику удобно отрабатывать в парах и спаррингах, при этом удобно совершенствовать чувство дистанции и умение держать удар. Спарринг обеспечивает более интенсивную подготовку, поскольку является практически настоящим боем между равными или почти равными по силе соперниками.
Упражнения с утяжелителями
Главную роль в силовой работе боксера играют мышцы-разгибатели рук, дельтовидные мышцы, грудные и косые мышцы живота, спины и ног. Поэтому для развития этих мышц важно выполнять комплексы упражнений с гантелями (с легкими гантелями до 0,5 кг хорошо разминаться и отрабатывать удар), гирями, штангой, блином, набивным мячом, теннисным мячиком (его используют для тренировки реакции), эспандером, на растягивание резинового бинта. Тогда у боксера появится резкость и скорость удара, выносливость, плотность ударов.
Лапы для бокса
Для совершенствования техники защиты и удара тренер использует в работе со спортсменом лапы для бокса. Активное передвижение по площадке против тренера с надетыми лапами помогает развивать ловкость и точность боксера. Перед настоящим боем работа на лапах позволяет смоделировать поведение будущего соперника и отработать необходимую линию поведения.
Боксерская груша
Такой тренажер для бокса как боксерская груша помогает развивать скорость, жесткость и силу удара. Этот кожаный мешок с тяжелым наполнителем, имеющий форму груши, подвешивается на уровне головы боксера. Упражняясь со снарядом боксерская груша человек отрабатывает на нем боковые и прямые удары, а также удары в голову соперника снизу.
Второй вариант груши – это груша на растяжке.
Она закрепляется в вертикальном положении растяжками, прикрепляемыми к стенам, и помогает отрабатывать точность и скорость ударов. Такая груша пружинит, поэтому с ее помощью хорошо тренировать реакцию спортсмена.
Третий вариант груши – груша напольная боксерская или манекен для бокса. Снаряд представляет собой манекен в виде человека в натуральную величину, от головы до коленей, закрепленный на жестком основании. Манекен заполнен внутри полиуретановой пеной, что позволяет отрабатывать на тренажере стремительность и точность ударов, а также отточить точечные удары в конкретные части тела человека. Такой тренажер для бокса можно использовать вместо спарринг-партнера, в том числе и в домашних условиях. В отличие от боксерского мешка манекен регулируется по высоте, поэтому каждый боксер может подобрать себе спарринг-партнера под свой рост. Манекены имеют разные размеры, и его можно подобрать даже для боксера-подростка.
Боксерский мешок
Еще один популярный тренажер для бокса – боксерский мешок. Высота мешка от 0,8 м до 1,2 м, вес – 10-60 кг. Внутри он заполнен опилками, ветошью, а внутри него еще может находиться мешок с песком. С его помощью спортсмен развивает жесткость, точность и силу ударов, отрабатывает боковые и прямые удары, удары снизу в туловище соперника, а также развивать выносливость.
Тренажер для бокса «водоналивной мешок» высотой 145 – 175 см, работающий по принципу манекена для бокса, также служит для отработки ударов со всех сторон. При этом в нем можно установить одно из нескольких фиксированных положений, а на отдельных моделях мешков отмечены места для ударов в ключевых точках.
Снаряд «настенная подушка» наполнена пластами поролона, а между ними уложен войлок. Такой тренажер дает возможность отработать жесткость и силу боковых и прямых ударов.
Эспандер
Также боксеры могут использовать в тренировочном процессе тренажер-эспандер. Он состоит из нагрудного пояса с фиксатором, к которому прикреплены жгуты сопротивления, и рукояток. В таком тренажере можно менять уровни нагрузок, выполняя упражнения на укрепление мышц рук и спины.
Комплексный тренажер
Комплексный тренажер для бокса CardioBoxerPersonal, который можно регулировать по высоте, выставляется в разных боксерских позах и помогает тренировать сердечно-сосудистую систему и мышцы всего тела. Аналогичную систему представляет собой тренировочная система Focusmaster. Это стальная рама, на которую в разных позициях можно закрепить макивары и ударные подушки, на которых отрабатывают удары.
Нередко у людей возникает желание заниматься боксом самостоятельно, в домашних условиях. Причины могут быть разные: ненормированный рабочий график, лень, совет друга, который «поставил удар» по видеоурокам с Youtubе’а и т.д., вплоть до психологических проблем. Это начинание может обернуться потраченным временем и энергией, а желаемого результата так и не принести. Для серьёзных занятий, во-первых, нужен тренер, который, в отличие от инструктора из видеоролика, вовремя сможет заметить, что его ученик что-то выполняет неверно (вовремя, то есть до того момента, как будет усвоена неправильная техника, исправить которую сложнее, чем научить с нуля). А во-вторых, для занятий боксом необходим определённый инвентарь. Для тренировок нужны не только боксёрские мешки и скакалки, но и болгарские мешки, берн машины, медицинболы, грифы, канаты и так далее. Со всеми этими снарядами работают в боксёрском зале.
Итак, что такое болгарский мешок, для чего нужны берн машины и как в боксе используются медицинболы, – вопросы, которые нам предстоит сейчас разобрать.
Боксёрские мешки и груши являются незаменимыми атрибутами любого боксёрского зала. Помимо отработки ударов, эти тренажёры предназначены для развития взрывной силы, ловкости, скорости удара, быстроты реакции и т.д., в зависимости от вида снаряда и его характеристик. Различают следующие виды: тяжёлый боксёрский мешок, пневматическая груша, груша на растяжках, напольная груша (водоналивной мешок или груша в форме манекена).
Тяжёлый боксёрский мешок является самым распространённым снарядом для бокса. Он позволяет отрабатывать не только прямые и боковые удары в голову, но и удары по корпусу. Помимо наработки техники его используют для развития силы, скорости и жёсткости удара. Боксёрский мешок позволяет эффективно работать в движении, что очень важно для бокса.
Пневматическая груша используется для развития скорости, точности, а также частоты ударов. Для того чтобы работать с ней, необходимо наносить удары в определённом темпе, с определённой частотой. Точность и скорость также развивает груша на растяжках. Она требует от боксёра хорошей реакции и улучшает координацию движений и, к тому же, позволяет работать над уклонами от ударов.
Болгарский мешок используется в боксе для развития физической силы, взрывной силы. Упражнения с ним развивают мышцы спины и ног, укрепляют суставы, кисти, плечи. Помимо этого, работа с этим тренажёром улучшает координацию боксёра.
Болгарский мешок наполнен песком и имеет форму полумесяца. По краям его находятся специальные ручки с лямками. Такой вид он получил благодаря пастухам, которым приходилось переносить своих овец на плечах. Форма овцы в итоге и стала основой нового тренировочного снаряда. Поэтому в России болгарский мешок получил своё второе название — «баран».
Бёрн машина (TheBurnMachine) — тренажёр для работы над мышцами рук и верхней части туловища. Он имеет две вращающиеся на 360 градусов рукоятки и позволяет выполнять различные виды упражнений, развивающие, кроме мышц, скорость движения рук. С этим снарядом работают стоя на месте или в движении. Работа на время и скорость позволяет увеличивать уровень выносливости боксера: он лёгкий на вид, но во время выполнения упражнений с ним нередко появляется желание опустить и расслабить. Один из самых распространенных и эффективных снарядов, используемых в боксе — медицинбол (медбол). Он представляет собой мяч, вес которого в среднем 5 кг, размером приблизительно с баскетбольный мяч. С медицинболом можно работать как в паре, так и самостоятельно. По популярности и количеству упражнений, которые с ним можно выполнять, он занимает одно из первых мест среди снарядов для бокса.
Медицинбол используется как для развития общих физических характеристик, так и для групп мышц, непосредственно задействованных в боксе. Наиболее эффективен он для работы над взрывной силой, быстротой движений и координацией, необходимой для боксёра. Медбол позволяет тренировать одновременно мышцы всего туловища, а не только рук: задействованы мышцы спины, плеч, ног, пресса. Благодаря этому, мышечная система боксера начинает работать скоординировано.
Как и большая часть снарядов для бокса, грифы, в первую очередь используются для развития взрывной силы. Тренировочный процесс содержит специальные группы упражнений, которые позволяют мышцам работать поочередно в двух режимах: расслабленном и напряжённом. Быстрый переход из расслабленного состояния в напряженное развивает взрывную силу. Кроме того, некоторые виды упражнений с грифом позволяют использовать мышцы всего туловища, как при работе с медицинболом.
Это не всё, что есть в боксерском зале. Помимо этого боксерский инвентарь включает в себя скакалки, лапы, всевозможные эспандеры, канаты, настенные подушки для отработки ударов. Для самостоятельной работы с медицинболом используется специальный батут. Даже покрышка от БелАЗа, которая позволяет выполнять различные упражнения, как для рук, так и для ног. У каждого из снарядов есть свои особенности, а все вместе они приводят к всестороннему развитию боксера: улучшению выносливости, скорости, техники, скоординированности всех движений и групп мышц, необходимых для занятий боксом.
Одним из основных тренажеров в боксе является боксерская груша, которая служит для отработки жесткости ударов. Заполняется груша материалами, которые должны отлично поглощать удар и быстро восстанавливать форму.
Бокс тренажеры
Покрытие изготовляется из особо прочного материала. Благодаря форме боксёрской груши спортсмен может отрабатывать на этом снаряде не только прямые и боковые удары, но и удары, направленные в голову противника.
Если боксерская груша располагается на платформе, то это снаряд в виде немного вытянутого кожаного мяча, внутри которого находится надувная резиновая камера. По такой груше удары нужно наносить обеими руками беспрерывно и служит она для отработки скорости, точности и резкости ударов. При такой тренировке мускулатура рук спортсмена напрягается только в самом конце удара. Сила удара отрабатывается на большом мешке, который состоит из двух – внутреннего, заполненного песком, и наружного, между которыми прокладывается слой волоса.
Отрабатываются удары также на пунктболе, растяжном мяче на резине, больших и малых мешках, заполненных песком или горохом для тренировки апперкотов. Пунктбол это небольшой резиновый мяч, для твердости обложенный волосом и покрытый тонкой кожей. Он подвешивается к потолку на тонком шнуре и устанавливается на уровне лица спортсмена. Чтобы удары по пунктболу приходились точно в цель, необходимы долгие тренировки и упорство, т.к. он имеет маленькие размеры и быстро отскакивает от низкого потолка. При работе с этим снарядом вырабатывается высокая точность удара и учит боксёра концентрировать своё внимание на кулаке.
Вся мышечная система боксёра должна работать скоординированно и при тренировках боксер не должен ограничиваться только отработкой ударов, но и упражнять все мышцы тела. При таких тренировках используются различные тренажеры. Среди них булавы, медицинбол – специальный мяч, выполненный из дермантина и наполненный каким либо мягким материалом, утяжеляющим его вес, скакалка.
Длинные и короткие удары в боксёрских тренировках отрабатываются на боксёрской стенке – четырехугольной раме, внутри которой находится сетка с наложенным на неё матом из конского волоса. Располагаться стенка должна на высоте головы и живота спортсмена. Для постановки правильности удара инструкторы используют лапу.
Но, как может показаться на первый взгляд, все тренажеры могут использоваться не только для тренировок боксеров, но и всеми любителями спорта и фитнесса. Сейчас каждый уважающий себя тренажёрный зал помимо общепринятых силовых и кардиотренажеров должен иметь и несколько боксёрских мешков, пунктболов и груш. Тренировки с этими снарядами получают всю большую и большую популярность, так как при работе с ними развивается не только реакция и скорость, но и прорабатываются те группы мышц, которые невозможно задействовать при других тренировках. Также они повышают выносливость. И, наконец, как же приятно в конце рабочего дня представить, что мешок, висящий перед тобой, твой «любимый» босс и сделать с ним то, что давно хотел.
Вопросы для самоконтроля:
1. С какой целью применяются тренажерные устройства в различных видах спорта?
2. Какие тренажеры применяют в плавании?
3. Как называются тренажеры, используемые в фигурном катании?
4. Что развивают фигуристы с помощью тренажеров?
5. Какие тренажеры применяются в настольном теннисе?
6. Какие тренажеры применяют в боксе?
7. Функциональные возможности тренажеров для боксеров.
Темы рефератов
1. Назначение и технические особенности тренажерных устройств в избранном виде спорта.
2. Применение современных научных технологий при конструировании тренажеров в спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агашкин М.Ф. Биомеханические тренажеры – универсальные технические средства для оздоровления, тренировки и реабилитации / Агашкин М.Ф., Кахидзе А.С., Ткачук А.П.//Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии.- М.: 1998.
2. Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: Справочник.- Мн.: Выш. Школа, 1979.- 176 с.
3. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации /Л.Я.Аркаев, Н.Г.Сучилин.- М.: ФиС, 2004.- 325 с.
4. Атлетическая гимнастика школьников: Метод. реком. для студ.фак.физ. культ. /Сост. С.И. Кудинов.- Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. – 42 с.
5. Бомпа, Тудор О. Серьезный силовой тренинг. [Текст]: пер. с англ. / Тудор О. Бомпа, Мауро Ди Паскуале, Лоренцо Дж. Корнаккиа. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 262 с.
6. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие /Ю.К.Гавердовский – М.: Терра-спорт, 2002.- 507 с.
7. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов /К.С. Дворкин; 1-я и 2-я главы – Л.С. Дворкин, А.П. Слабодян.- М.: Советский спорт, 2005.- 600 с.
8. Дарден Э. Бодибилдинг без стероидов. М, 2005. – 248 с.
9. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров.- Л.: Изд. ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1987.
10. Евсеев С.П. Императивные тренажеры (Основы теории и методики применения): учебное пособие / С.П.Евсеев.- СПб.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1991.
11. Завьялов И.В. Применение специальной экипировки в пауэрлифтинге. //Мир силы, 2000, № 2. С. 25-27.
12. Кудинов С.И. Основы атлетической гимнастики: учебное пособие /С.И. Кудинов.- Самара: ПГСГА, 2011.- 192 с.
13. Кудинов С.И. Основы силовой подготовки для детей и взрослых. – Учебное пособие для учителей физической культуры, инструкторов и студентов факультета физической культуры.- Самара, ПГСГА, 2011.- 88 с.
14. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. – М.: Советский спорт, 2004.- 264 с.
15. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Учебно-методическое пособие.- М.: ФиС, 1989. – 186 с.
16. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев.- М.: ФиС, 1998.- 496 с.
17. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера.- М.: Астрель, 2002. – 863 с.
18. Основы управления подготовкой юных спортсменов (Под ред. М.Я.Набатниковой) – М.: ФиС, 1982.- 280 с.
19. Петров В.К. Ваш помощник тренажер.- М.: Советский спорт, 1991.- 45 с.
20. Ратов И.П. Использование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств. Автореферат докт. дис. М., 1972.
21. Савченко В.А. Средства и методы восстановления работоспособности спорсменов.- Белгород, 1996.
22.Смолевский В.М. Гимнастика в трех измерениях (В.М. Смолевский, Ю.В. Менхин, В.И. Силин).- М.: ФиС, 1979.- 248 с. 23.Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике /Под ред. В.Г.Алабина, М.П.Кривоносова.- М.: ФиС, 1982.- 222 с.
24.Шейко Б.И. Теоретические и методические основы атлетической гимнастики. Учебное пособие /Б.И.Шейко, Е.В.Охлюев.- Уфа, Ред.- изд. центр Баш ИФК, 2010.- 144 с.
25.Юшкевич Т.П. и др. Тренажеры в спорте //Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. – М.: ФиС, 1989.- 320 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Инструкция по мерам безопасности при занятиях в тренажерном зале
1. Общие требования безопасности.
Тренажерный зал должен быть оснащен огнетушителем и медицинской
аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными материалами. Для оказания первой помощи при травмах.
К занятиям допускаются лица (юные спортсмены, учащиеся, взрослые): * отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
* прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
* имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую условиям проведения занятий.
Занимающийся должен:
· заходить в зал, брать спортинвентарь и т. д. только с разрешения педагога;
· бережно относиться к спортивному оборудованию, Не использовать его не по назначению;
· знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности занимающийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебно-тренировочном процессе, а также привлекаться к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и при необходимости подвергнуться проверке знаний и правил охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий.
Занимающийся должен:
* переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форм и обувь;
* снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и т. д.);
* убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;
* под руководством педагога проверить исправность, надежность установки и крепления тренажеров;
* по команде педагога зайти в зал.
3. Требования безопасности во время занятий.
Занятия проводятся в подготовленном зале и под руководством педагога.
Учащийся должен:
· внимательно слушать объяснение упражнения и аккуратно выполнять задания;
· соблюдать режим работы и отдыха;
· выполнять упражнения на исправных тренажерах;
· соблюдать правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности;
· не покидать место проведения занятия без разрешения педагога.
4. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
Занимающийся должен:
· при возникновении неисправности в работе тренажера или его поломке прекратить занятие, сообщить об этом педагогу;
· занятие на тренажерах продолжать после устранения неисправности;
· при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятие и поставить в известность учителя или тренера;
· с помощью педагога оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
· при возникновении пожара немедленно прекратить занятия, организованно под руководством педагога покинуть место проведения занятия согласно плану эвакуации;
· по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
5. Требования безопасности по окончании занятий.
Занимающийся должен:
· под руководством педагога убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
· организованно покинуть место проведения занятия, переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
· вымыть с мылом руки.
ВВЕДЕНИЕ
В практике современного спорта тренажеры занимают важное место. В дальнейшем их роль, несомненно, будет иметь все большее значение. Теоретические разработки в спортивной науке и опыт работы специалистов в области физической культуры и спорта подтверждают целесообразность и необходимость применения тренажеров.
Технические средства обучения в физическом воспитании и спорте, к числу которых относятся и тренажеры – это системы, комплексы устройства и аппаратура, применяемая для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные требования к организации занятий со спортсменамии школьниками настолько велики, что без специальных технических устройств и приспособлений специалисту физического воспитания трудно интенсифицировать учебный процесс и добиться хороших результатов.
По мнению ряда специалистов (В.М.Дьячков, 1967; В.В.Кузнецов, 1970; Д.Н.Денискин, 1972, и др.), применяемые в процессе тренировки средства физической подготовки, в частности, для развития силовых и скоростно-силовых качеств (упражнения со штангой, гирями, гантелями, набивными мячами и т.д.) не всегда позволяют в достаточной мере моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. В научных исследованиях Н.Г.Озолина (1970), В.В.Кузнецова (1973,1974), И.П.Ратова (1974, 1976), В.Л.Уткина (1975), В.В.Попенченко, Е.Н.Богоявленского (1975), Ю.В.Менхин (1990,2008) и других было доказано, что применение тренажерных устройств у взрослых спортсменов обеспечивает действенное повышение уровня физической подготовленности и способствует улучшению спортивных результатов.
Имеются исследования, цель которых – оценить влияние тренажерных устройств на повышение общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов и совершенствованиеих технического мастерства (В.П.Филин, 1972; Д.Н.Денискин,1972; В.В.Кузнецов, 1974; В.И.Трубников, В.И.Попов, В.И.Ярошенко, 1977; Ю.К.Гавердовский, 1986, 2002; Л.Я.Аркаев, 2004 и др.). Полученные данные позволяют считать, что использование юными спортсменами тренажерных устройств на этапе углубленной тренировки приносит положительные результаты. Вместе с тем отдельные положения занятий на тренажерных устройствах различных конструкций не получили до настоящего времени должной экспериментальной разработки. Все еще недостаточно глубоко изучены вопросы, связанные с методами применения тренажерных устройств вобщей системе многолетней подготовки спортсменов.
За последние годы использование многообразных технических средств на занятиях физической культурой и спортом приобрело массовый характер, поскольку такие устройства и комплексы из них существенно помогают педагогам формировать у занимающихся двигательные умения и навыки, обогащать знаниями о технике движений, ее закономерностях, а также развивать потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом.
С одной стороны, тренажеры повышают качество учебно-тренировочного процесса, а с другой – требуют осознанного и вдумчивого их использования. Вероятно, тренажеры никогда не смогут заменить творчество и мастерство тренера, учителя, наставника, а также учитывать внутреннее состояние спортсмена, школьника и любого человека, использующего различные технические устройства. Здесь должно быть «чувство меры», умение прогнозировать результат, успешность обучения двигательным действиям. «Не навреди!» - это то условие, которое необходимо соблюдать при использовании тренажерных устройств.
Технические особенности тренажеров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или нескольких двигательных качеств.
Тренажеры могут эффективно использоваться в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определенных групп мышц, а также широко применяются в период восстановительного лечения.
Для улучшения физической подготовки населения перспективно создание тренировочных центров с использованием тренажеров на производстве и в зонах отдыха. Широкое распространение в последнее время получили уличные тренажеры по месту жительства. Они не требуют больших площадей, привлекают новизной восприятия и простотой исполнения двигательных действий для взрослых и детей.
Глава 1. ТРЕНАЖЕРЫ В СПОРТЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 279.