Социальный конфликт и пути его решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(§23 Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.Конфликты могут возникать как по горизонтали — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

· конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий;

· эскалация (нарастание) конфликта;

· спад;

· исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

· постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно завершившегося конфликта;

· постконфликтный синдром при обострении отношений может стать началом нового конфликта.

 

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде

· успеха,

· компромисса,

· выхода из конфликта,

· поражения.

Межнациональные отношения

(§25 Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

· отношения между разными национальностями внутри одного государства;

· отношения между разными нациями-государствами.

 

Формы межнациональных отношений следующие:

· Мирное сотрудничество.

· Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение).

 

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций:

1. Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.
Формы:

· самоизоляция в целом;

· протекционизм в экономике;

· национализм в различных формах в политике и культуре;

· религиозный фанатизм, экстремизм.

2. Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

· Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

· Транснациональные корпорации (ТНК)

· Международные культурные и народные центры

· Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

3. Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

4. Межнациональный конфликт

 

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов:

· Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

· Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

· Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

· Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

· Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

· Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

· Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

· Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

 

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Пути разрешения межнациональных проблем:

· Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

· Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

· Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

· Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

· Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

 


 



Тема 5. Политика

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 174.