(§3. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.
Современная политология различает три вида политических режимов:
· авторитарный;
· тоталитарный;
· демократический;
Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, но при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы. Признаками авторитарного режима является:
· интересы государства ставятся выше интересов определённой личности;
· население отстраняется от управления государства;
· ограничение либо не соблюдение основных прав и свобод человека.
Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.
Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вместе с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.
Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредственной.
Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.
Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представительная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представительная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.
Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:
· высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;
· высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.
Местное самоуправление
(§5. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 44 - 45)
Местное самоуправление (МСУ) осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.
К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города. Органы МСУ могут устанавливать условие использования земель и определить порядок условия приватизации городской собственности населения.
В исключительном ведении городского собрания находятся:
· утверждение местного бюджета;
· принятие планов и программ в развитии города;
· установление порядка управления и распоряжения городской собственностью;
· контроль за деятельностью должностных лиц МСУ.
Уставом города может быть предусмотрена должность главы города, выборного должностного лица, возглавляющего деятельность на территории города.
Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.