Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(§24 Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

 

Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями и есть его социальный статус.

Вот пример статусной ситуации. Подросток К. 15 лет. сын, внук и брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель крупного города, капитан школьной футбольной команды.

Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Так, статус ученика средней школы дает возможность приобщиться к результатам совокупного социального опыта человечества, т. е. получить достоверные знания из различных областей науки, техники, культуры, овладеть необходимыми умениями и навыками. В то же время овладение этим опытом является и обязанностью ученика, поскольку общество заинтересовано в отвечающей современным требованиям подготовке подрастающих поколений. Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, следовать установленному в ней распорядку, выполнять учебные задания и т. п. Поведение, ожидаемое окружающими от школьника, предполагает активное общение с одноклассниками, уважительное отношение к учителям.

Ролевой репертуар (т, е. все богатство выполняемых ролей) человека во многом связан с его возрастом. Положив в основу социального деления показатель возраста, мы можем выделить рад групп; дети, подростки, молодежь, люди зрелого (среднего)'возраста, пожилые и старики.

Социальные ценности и нормы

(§2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 17)

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

· нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

· правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой;

· правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах;

· это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

· религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

· политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

· эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

 

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:

· главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широком смысле слова;

· нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

· нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Дата: 2019-11-01, просмотров: 177.