Понятие и признаки государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(§2. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:

· территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

· публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

· суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

· принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

· исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

· обязательность членства в государстве;

· представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

· наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

 

Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.

Функции государства – основные направления деятельности государства:

· Внутренние:

· Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе).

· Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация.

· Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры).

· Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).

· Внешние:

· Обеспечение национальной безопасности.

· Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере.

· Развитие взаимовыгодного сотрудничества.

· Участие в решении глобальных проблем.

 

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.

Виды форм правления:

1. Монархия (отгр. monarchia — единовластие, самодержавие):

· абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);

· дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);

· парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).

2. Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство):

· президентская (Аргентина, Бразилия, США);

· полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция);

· парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария).

 

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

Виды:

· унитарное (от фр. unitai-ге — единый);

· федеративное (от лат. foedus — союз, договор);

· конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

 

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Виды режимов:

· демократический (от гр. demo-kratia — власть народа);

· тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью);

· авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, влияние).

Разделение властей

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. separation des pouvoirs, лат. trias politica).

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации);судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Формы государства

(§2. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 15- 16)

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

1. Форма правления – элемент формы устройства государства, который характеризует порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти.

· Монархия: абсолютная, ограниченная

· Республика: парламентская, президентская

В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика

2. Форма государственного устройства – тот элемент формы устройства государства, который характеризует взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

· Унитарное государство

· Федерация: национальная, территориальная, национально-территориальная.

Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, также есть конфедеративное государство - это добровольный союз государств, объединенные для достижения определённой цели (чаще всего в оборонительных и экономических целях).

3. Государственно-правовой режим – тот элемент формы устройства государства, который характеризует приемы, способы, методы, при помощи которых отправляется государственная власть.

· Антидемократический режим – те, которые отправляются в интересах меньшинства с использованием принуждения (авторитарные, тоталитарные режимы)

· Демократический режим – в интересах большинства (либеральные, социальные режимы)

Дата: 2019-11-01, просмотров: 184.